Летопись возникла еще в Киевской Руси из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального самосознания народа. Летопись представляла собой исторический документ, включающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и другие документы. События не только отечественной, но и мировой истории, их взаимосвязь становились предметом интереса летописцев. Особенно ярко это, проявилось в «Повести временных лет», в которой вопрос о происхождении русского народа исследовался в связи с общемировой историей. Летопись велась по годам, имела коллективное авторство, и потому в ней мы находим разнообразные мнения о событиях истории, более широкий охват, непосредственное отражение народной точки зрения на эти события. В ней можно заметить даже различия в политических взглядах и литературном мастерстве ее составителей. Часто использовались летописцами фольклорные и книжные источники. Один из первых летописных сводов — «Повесть временных лет» — памятник коллективного творчества, над которым , трудилось не одно поколение русских летописцев. Наибольшую известность как летописец приобрел преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.
Летописи, и особенно «Повесть временных лет», допускали смешение жанров в рамках одного произведения. Так, в составе «Повести…» мы находим летописные сказания (например, о смерти князя Олега от своего коня, ), близость к житийной литературе (о перенесении мощей святых Бориса и Глеба, ). В недрах летописи начинает формироваться воинская повесть, например о мести Ярослава Святополку Окаянному. Однако при всей событийной и жанровой мозаичности летописи она отличается тематическим единством — изображением отдельных вех истории Руси, изложением событий в строгой временной последовательности. Хронологическая связь событий подкреплялась в летописи генеалогической линией, т. е. показом преемственности власти князей Рюриковичей. Летописец обязательно указывает на родственные отношения между князьями, чью славу наследует каждый из них. Летописи провозглашают в качестве основных своих идей утверждение независимости Руси, превосходство христианства над язычеством, неотделимость русской истории от всеобщей, призыв к единству действий в борьбе с врагами, духовное единение русского общества.
Устные и письменные источники Повести временных лет
«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.
Источники:
В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого.
Тексты фольклорного происхождения.:
Рассказ о смерти Олега от коня
Рассказ о мести Ольги древлянам
Рассказ о юноше и печенеге,
Осада печенегами Белгорода,
Документальные источники:
Договор 907 года,
Договор 912 года[
Договор 945 года
Договор 971 года
Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:
— Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола»,
Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:
Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита .
Поход 1111 года на половцев
Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах
Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба
Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году.
Состав:
1. Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала Ярославу.
2. I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм, поэтичность. Соединение церковной и светской историй.
3. Новгородский летописный Свод (1050)
4. II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными рассказами.
Источники «ПВЛ»:
1. устные исторические предания, легенды, эпические героические песни
2. письменные источники: греческие, болгарские хроники (создатели летописи соотносят события, происшедшие в Русской земле, с событиями греческими и болгарскими), агиографическая (жития – рассказы о жизни святых людей, о их подвигах) литература
3. нравы и обычаи племен, из которых по развитию культуры выделяется племя полян (племена бассейна Днепра, Волхова и озера Ильмени, Волго-Окского междуречья, Южного Буга и Днест