Рынок бензина – это часть нефтяного рынка. Нефтяной рынок – это совокупность предприятий, занимающихся добычей, переработкой, транспортировкой, складированием и продажей нефти и сопутствующих нефтепродуктов.
Структура производимой в России корзины нефтепродуктов такова, что цена ее реализации на экспорт не позволяет покрыть операционные и транспортные расходы.
Индекс производства нефтепродуктов по итогам первого полугодия 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. составил 107,3%.
За период с января по июнь 2014 года на российские НПЗ поступило на переработку около 143,9 млн. тонн нефтяного сырья (первичная переработка). Рост относительно такого же периода предыдущего года составил 6,8%
Всего за полгода 2014 г. автомобильного бензина было выпущено около 18,9 млн. тонн. (-1%). В предыдущем 2013 году рост по выпуску автомобильного бензина был небольшой – так за год объемы производства бензина выросли всего на 1,3% по отношению к уровню 2012 года. В отчетный период на автомобильный бензин в структуре выпуска нефтепродуктов приходится около 13%.
Основное направление развития производства автомобильных топлив, необходимое для России – модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов с целью увеличения объема производства моторных топлив более высокого качества и других нефтепродуктов путём строительства установок глубокой переработки нефти тем самым расширения корзины нефтепродуктов.
Однако, в России развитие рынка автомобильных топлив тормозится из-за низкой технологичности и наличия контрафактного и низкокачественного автомобильных топлив. Важно, чтобы государство стимулировало рост производства высокотехнологического и экологически чистого топлива у нас в стране, как это делается во всех развитых странах. Сделать это можно введя регрессивную шкалу акцизов на высокооктановые бензины и экологически чистое дизельное топливо. При этом у компаний будет стимул улучшать и повышать технологичность и качество нефтепереработки, что, в свою очередь, повлечёт за собой и дополнительные инвестиции в сектор нефтепереработки. Это должно повысить ее технологичность и конкурентоспособность на мировом рынке.
Большинство крупных нефтяных компаний обещает к 2015 году переориентировать свои производства бензинов 3-го класса на евро-4. «В 2015 году «Роснефть» планирует нарастить долю производства бензинов евро-4 и евро-5 свыше 90% от общего производства бензина (с около 70% в 2014 году), по дизельному топливу этот показатель составит свыше 70 % (с около 50% в 2014 году). Таким образом, компания не ожидает возникновения дефицита моторных топлив в связи с запретом оборота евро-3 на внутреннем рынке России, заявил РБК представитель «Роснефти».
Согласно утвержденному Минэнерго и Минэкономразвития балансу автобензина на 2015 год, объем производства бензина класса 3 составит около 1,1 млн т. Но эти объемы можно будет реализовать только на экспорт. Баланс автобензина на 2015 год исключает дефицит топлива в РФ, уверяют в Минэнерго.
Ситуация с ценами на бензин
Рыночная концентрация= 48,19%
Темп роста рынка=10%
Рыночная доля фирмы=10,21
Уровень рентабельности активов=
На основании этих данных определяем стратегическую позицию предприятия.
Вывод: с помощью стратегической матрицы, найдя точку пересечения параллельных осей, мы можем определить стратегическую позицию нашего предприятия. Оно представляет собой слабую фирму с невысоким уровнем эффективности, действующая на рынке монополистической конкуренции или олигополии.