Новые лидеры (Л. И. Брежнев - Первый секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косыгин - Председатель Совета Министров и М. А. Суслов - член Президиума ЦК КПСС, ответственный за идеологическую сферу) подвергли резкой критике Н. С. Хрущева за нарушение коллегиальности руководства, нежелание считаться с мнением товарищей, возрождение культовой атмосферы, дестабилизацию общей обстановки из-за непродуманных реформ и частой смены кадров.
Вместе с тем, новые советские лидеры не решились отказаться от некоторых перемен, проведенных в середине 50-х гг., в первую очередь, от линии на укрепление международной безопасности, повышение уровня жизни народа и поддержание высоких темпов экономического развития. Эти задачи не могли быть осуществлены без реализации активной внешнеполитической стратегии, хозяйственных реформ.
Внешняя политика СССР. Тенденция к сближению разных типов цивилизаций набирала силу, хотели или нет этого руководители западных стран и СССР. С одной стороны, налаживались и укреплялись отношения СССР с США и западными странами. Советский Союз выступил в качестве важного инициатора политики разрядки, принял участие в Хельсинском процессе. 1 апреля 1975 г. руководители европейских стран, к которым присоединились США и Канада, подписали в Хельсинки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Был торжественно признан территориальный и политический порядок, установленный после второй мировой войны в Восточной Европе. В обмен на это признание западные участники настояли на включении в Акт, несмотря на сопротивление советской стороны, статей о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Все это способствовало тому, что «железный занавес» вокруг СССР продолжал подниматься. Но, с другой стороны, внешнеполитическая стратегия КПСС по-прежнему определялась идеологической конфронтацией, убеждением в невозможности длительного существования социализма и капитализма, а тем более их взаимодействия. Именно поэтому идея мирного существования трактовалась как продолжение и
Одновременно в 60-70-е годы сохранилась и усилилась патерналистская политика нашей страны по отношению к социалистическим государствам. В одних случаях это приводило к ухудшению отношений с ними. В других - искусственно сдерживало процессы обновления, которые наметились в некоторых из данных стран.
Проведение такой внешнеполитической линии не только существенно подрывало международный авторитет, но и непосредственно сказывалось на внутренней жизни страны, тормозило ее включение в общемировой процесс, мешало освоению достижений западного мира в сфере общественного производства, науки и техники.
Советская экономика. Половинчатость, непоследовательность были характерны и для экономического развития СССР, хозяйственного механизма страны в 60-80-х гг. В первые годы продолжалась по инерции реформаторская тенденция, заданная Н. С. Хрущевым. Так, были проведены некоторые, намеченные еще при Хрущеве мероприятия в сельском хозяйстве (гарантирована минимальная заработная плата для работающих в колхозах, снижена норма обязательных поставок, увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, введены твердые планы закупок, надбавки за сверхплановую продукцию и пр.).
Серьезным всплеском реформаторства стал сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК партии. На нем по инициативе А. Н. Косыгина была предложена хозяйственная реформа, в основу которой легли идеи крупных советских ученых - В. С. Немчинова, В. В. Новожилова, Л. В. Канторовича, высказанные еще в начале 1960-х гг. Реформа середины 1960-х гг. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. В основу реформы были положены идеи хозрасчета и самостоятельности предприятий.
Но и эта реформа не выходила за рамки модернизации существовавшей системы. Л. И. Брежнев отнесся к идее реформы скептически. Между ним и А. Н. Косыгиным наметились разногласия. Л. И. Брежнев выстраивал приоритеты в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая индустрия, оборона (после 1972 г. к ним добавилось «освоение Сибири»). Он требовал укрепления централизованных начал в руководстве промышленностью и строительством. А. Н. Косыгин отдавал предпочтение легкой промышленности - основе повышения уровня жизни граждан, отстаивал принципы хозрасчета, хозяйственной самостоятельности предприятий. Несмотря на разногласия, документы, открывавшие путь реформе, в октябре 1965 г. были приняты.
2. Причины растущего отставания СССР от развития западных держав
В то же время в СССР по-прежнему осуществлялось расширение воспроизводства индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Экстенсивный рост, административно-директивное регулирование вели к появлению новых острых проблем. Удалялись источники сырья и энергоносители от постоянных районов их использования. Все дороже обходился стране статус мировой державы: становление и поддержание стратегического паритета, помощь союзникам и странам «третьего мира». Резкое падение темпов сельскохозяйственного производства (VIII пятилетка - 21 проц., IX - 13 проц., X - 9 проц., XI - 6 проц.) осложнило и без того сложную ситуацию с продовольствием. По потреблению мясных, молочных продуктов, овощей СССР значительно отставал от уровня развитых стран. Доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности на Западе, составляла 60-80 проц. (в США в 1985 г. - 64 проц.), а в СССР в 1985 г. - 36,5 проц. По уровню потребления на душу населения Советский Союз занимал 77-е место.
Развитие военной мощи СССР. В 60-х - начале 80-х гг. приоритетным направлением деятельности советского руководства продолжало оставаться развитие Вооруженных Сил. Мощный военно-промышленный комплекс страны исправно снабжал армию и флот новейшими видами вооружений, которые превосходили по своим характеристикам лучшие зарубежные аналоги. Были созданы новые поколения ракетно-ядерного оружия. Вместе с тем, экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. Советский Союз оказался втянутым в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы на военные расходы тратилось более четверти бюджета страны.
В сферу ВПК втягиваются практически все союзные и автономные республики и регионы СССР. Некоторые из них, например Удмуртия, по производственному профилю становится на 80 проц. военными. В это же время создается система закрытых, строго засекреченных городов военно-промышленной сферы, почти полностью оторванной от внешнего мира. Помимо совершенно секретных номерных городов, таких как Арзамас-16, Челябинск-40, Пенза-19, Красноярск-26, вокруг столицы существуют "обычные" на первый взгляд населенные пункты, въезд в которые иностранцам, тем не менее, запрещен, для поселения в гостиницы необходимы специальные разрешения и т.д. (Красноармейск, Жуковский, Черноголовка, Обнинск и др.).
С середины 1960-х гг. вновь стала увеличиваться численность Вооруженных Сил (с 3300 тыс. человек в 1964 г. до 5300 тыс. человек в 1984 г., в том числе почти 1 миллион военнослужащих проходили военную службу в составе советских групп войск за границей). Мощная военная группировка в 70-е гг. была создана на Дальнем Востоке. Почти 100-тысячный контингент советских войск находился в Афганистане.
В эти годы отчетливо обозначилась тенденция профессионализации военной сферы. В армии и на флоте значительно повысился удельный вес инженеров и техников. Если в 1940 г. инженерно-технические кадры составляли 16,3 проц. всего офицерского корпуса, в 1945 г. – 28,4 проц., то в 1971 г. – до 45 проц., а среди офицеров Ракетных войск стратегического назначения – свыше 75 проц. В некоторых войсковых структурах до половины должностей комплектовались офицерами. Более того, появились подразделения, где военнослужащие срочной службы вообще не использовались. Это потребовало существенных изменений в сфере комплектования офицерского корпуса.
В 1967 г. был принят новый Закон СССР «О всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым лица офицерского состава запаса могли быть определены в мирное время на действительную военную службу для использования на офицерских должностях (в добровольном порядке или по призыву на два-три года). Офицерский состав был существенно обновлен: к 1971 г. более 65 проц. офицеров в полковом звене были моложе 30 лет.
В конце 60-х – начале 70-х годов было проведено преобразование средних военных училищ в высшие с четырехлетним сроком обучения. Эта реорганизация носила масштабный характер и охватывала значительное количество учебных заведений. К 1973 г. высшие военные училища составляли более половины всех военно-учебных заведений страны, в них готовились офицеры командного и инженерного профилей для замещения должностей от первичных до батальонного звена. В середине 80-х годов военные училища с четырехлетним сроком обучения обеспечивали более двух третей ежегодного выпуска офицеров с высшим военно-специальным образованием по 425 специальностям.
Важным источником пополнения офицерского корпуса были гражданские высшие и средние учебные заведения, где осуществлялась военная подготовка студентов (курсантов) и учащихся. В 60-80-е годы контингент обучаемых по программам офицеров запаса составлял от 270 тыс. до 710 тыс. человек. При этом количество военно-учетных специальностей, получаемых в гражданских учебных заведениях СССР, увеличилось со 100 в 1960 г. до 265 в 1990 г.
Конституция. Каждый советский лидер стремился разработать собственную конституцию. Не был исключением и Брежнев. 7 октября 1977 г. была принята четвертая за 60 лет конституция страны. В преамбуле нового Основного закона говорилось о том, что в СССР построено развитое социалистическое общество, формулировались его черты в экономике, политической, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенция. Содержался и вывод о советском народе как новой общности людей. Статья шестая официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Были подчеркнуты и доминирующие позиции Центра в отношениях с республиками.
В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: право на труд, на бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуации 1936 г., сразу после утверждения конституции Верховный Совет принял соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих важных прав. Были значительно расширены возможности общественных организаций: профсоюзы и комсомол получили право вносить законопроекты на обсуждение Верховного Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти.
Конституция 1977 г. носила демократический характер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон страны были внесены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения подписанного в Хельсинки в 1975 г. Советским Союзом вместе с другими европейскими странами, с участием США и Канады, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому, что многие права, записанные в новой конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.