Идеологизация экономической политики, нежелание учитывать ошибки 30-х гг. поставили в начале 50-х гг. перед экономикой страны серьезные проблемы. Консервация уровня жизни населения, рост социальной напряженности в обществе, по расчетам Сталина, должны были найти оправдание в происках «врагов народа», расправу над которыми он и готовил в 1953 г
После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве разгорелись с новой силой. В августе 1953 г. с собственной программой экономических преобразований, предусматривавшей смену стратегии и приоритетов развития промышленности и сельского хозяйства, выступил Г. Маленков. Он заявил, что в ходе индустриализации соотношение между тяжелой и легкой промышленностью радикально изменилось: до 70 % всех рабочих были заняты к этому времени в тяжелой индустрии, доля средств производства в ее продукции также достигала 70 %. Исходя из этого, он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по мнению Маленкова, был способен обеспечить за два-три года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости.
В области сельского хозяйства он предложил считать главной задачей повышение урожайности (т. е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку но сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк-крестьянин говорил: «Вот этот за нас».
Однако с отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать и предложенные им реформы.
Маленков пытался увеличить доходы населения, переориентируя экономику на производство товаров народного потребления, а также снять военную конфронтацию с западными державами.
Например, в момент народного восстания в Берлине предложил вместе с Л. П. Берией, Президиуму Центрального Комитета партии отказаться от строительства социализма в ГДР. Этого ему никак не хотел простить Н. С. Хрущев. Финансовая политика Маленкова ПОДЧ"» была противоречивой. С одной стороны, он сократил размеры принудительных займов с 35,7 млрд до 15,3 млрд рублей и урезал государственные расходы. С другой стороны, он планировал увеличить инвестиции в легкую промышленность с 3,14 млрд до 5,85 млрд рублей.Все больше становится популярной автоматизация бухучета в Инфо-Предприятии. Автоматизация позволяет сократить много времени.
Было, однако, неясно, как при существенном сокращении займов и государственных расходов найти средства для финансирования легкой промышленности. Хрущев перенес центр реформаторских усилий государства с легкой промышленности на сельское хозяйство. Его привлекали только грандиозные идеи, требовавшие огромных затрат. Так, освоение целинных и залежных земель потребовало от государства 44 млрд рублей. Увлекшись проектом переброски стока рек Печоры и Вычегды в Каспийское море (автор идеи — академик С. Я. Жук), Н. С. Хрущев приказал составить смету этого проекта — проект предполагалось воплотить в жизнь, затратив около 7 млрд рублей.
В ряде случаев деньги отпускались на такие проекты, целесообразность которых даже не обосновывалась, а альтернативные варианты не сравнивались. Денежная реформа 1961 г., проведенная одновременно с изменением масштаба цен, потребовала замены находившейся в обращении старой монеты. Это было произведено в течение января — марта 1961 г. 1 января в обращение поступили новые монеты. Вся серия получила новое, довольно единообразное оформление. В обращение входил традиционный набор 1 (см. рисунок на стр. 315), 2, 3 и 5 копеек бронзового сплава и 10, 15 и 20 копеек белого металла, также из белого металла были отчеканены монеты 50 копеек и 1 рубль. В целях экономии бронзовые монеты чеканки 1957 г. 1, 2 и 3 копейки были оставлены в обращении по номиналу.
Цены на отдельные виды товаров несколько повысились. Так, почтовая открытка по старым ценам стоила 25 копеек по новым — 3 копейки, разговор по телефону-автомату по старым ценам стоил 15 копеек, по новым — 2 копейки
Мотивировалось такое повышение неделимостью самой мелкой денежной единицы — копейки. Повысились также цены на спички, иголки, конверты для писем и т. д. Однако в то же время государство предприняло ряд мер, от которых население получило выигрыш. Так, были отменены плата за почтовые и телеграфные бланки, надбавка к ценам на марки, открытки и конверты при продаже их вне почты, дополнительная покилометровая оплата в городах за пользование телефоном, снижены цены на устанавливаемые в автомобилях радиоприемники и др. В большинстве случаев государство также выигрывало от этих мер. Сразу же вслед за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой в обстановке сохранившейся старой системы финансирования и дотаций. Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве.
Переданные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Так, себестоимость одного центнера крупного рогатого скота в 1961 г. составляла 88 рублей, а закупочная цена — 59,1 рубля. Себестоимость центнера свинины — 118 рублей, а закупочная цена — 82,3 рубля. Себестоимость птицы — 133,5 рубля, а закупочная цена — 82,2 рубля. В связи с этим в 1962 г. закупочные цены на мясные продукты были подняты на 35 96, а розничные — на 30 96. В 1963 году было решено поднять цены на уголь на 37-38 96, на нефтепродукты — на 5 96, на пиломатериалы — на 13 96.
Однако этим был только дан импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельскохозяйственные продукты и топливо автоматически вели к нерентабельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964 г. пришлось пересмотреть и цены на продукцию легкой промышленности с тем, чтобы устранить нерентабельность производства. В 60-е гг. происходило планомерное увеличение внешнеторгового оборота в стране. В 1960 г. импорт составил уже 5007 млн рублей в год, экспорт — 5066 (по курсу 1961 г.). В 1961 г. импорт равнялся 5399, экспорт — 5245. В 1962 г. — 6327 и 5810 соответственно, в 1963 г. — 6545 и 6353 и в 1964 г. — 6915 и 6963 млн рублей в год.
Период реформ социалистической хозяйственной системы относится к 1965 г. После мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС, а также шестой сессии Верховного Совета СССР были приняты важные решения по преодолению недостатков управления народным хозяйством, переходу к экономическим методам руководства, повышению материальной заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. На самом деле эти решения были итогом начавшейся еще после смерти Сталина борьбы в верхнем эшелоне власти, и открыл эру реформ Г. М. Маленков.
В ходе проведения денежной реформы в обращение были выпущены денежные знаки нового образца: государственные казначейские билеты СССР достоинством 1, 3, 5 рублей, билеты Государственного банка СССР нарицательной стоимостью 10, 25, 50 и 100 рублей и разменная монета в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль
Они обменивались на денежные знаки прежнего образца. Обмен производился с 1 января по 1 апреля 1961 г. без ограничений. При этом один новый рубль приравнивался к 10 старым. В таком соотношении с 1 января 1961 г. были пересчитаны цены на товары и услуги, тарифы, заработная плата, пенсии, стипендии, остатки денежных средств на счетах в банках и сберегательных кассах; балансы предприятий и учреждений. Укрупнение советской денежной единицы облегчило планирование, учет, расчеты в народном хозяйстве, уменьши-ло издержки обращения. Облегчило издержки, в частности, то, что бумажные денежные знаки прежнего образца достоинством до 10 рублей были заменены разменной монетой, срок годности которой для обращения в десять раз выше.
Повышение роли последней в структуре обращения денежной массы позволило шире применять в стране машины для подсчета металлических денежных знаков.Впервые размеры ряда купюр были унифицированы. Так, почти одинаковый формат имеют казначейские знаки в 3 и 5 рублей, билеты Госбанка в 10 и 25 рублей, одинаковый формат — билеты в 50 и 100 рублей. Предшествующий выпуск денежных знаков (в 1957 г.) предусматривал поступление в обращение 7 различных купюр разного формата. Единообразие в размерах бумажных денежных знаков образца 1961 г. облегчило внедрение в практику пересчета денег счетными автоматами. В условиях быстрого развития экономики СССР в 50-е г., постоянного роста товарооборота и объемов производства гигантски возросли денежные обороты в стране. Так, платежный оборот, учитываемый Госбанком, в 1959 г. составил 3250 млрд рублей.
В целях облегчения организации денежного учета, планирования и расчетов в народном хозяйстве, сокращения издержек обращения, прежде всего за счет номинального уменьшения наличноденежной массы, Совет Министров СССР 4 мая I960 г. принял постановление об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен. 15 ноября I960 г. по решению правительства предусматривалось укрупнение советской денежной единицы путем увеличения ее золотого содержания с 0,222168 г чистого золота, установленного в 1950 г. (в 1937-1950 гг. оно было равно 0,167674 г), до 0,987412 г чистого золота. К этому времени был произведен пересчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в отношении к иностранным валютам. Однако в действительности для оптимизма не было достаточных оснований — дорогостоящая денежная реформа не привела к ожидаемому укреплению рубля.