Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Новый экономический и политический курс коллективного руководства во главе с Маленковым



Идеологизация экономической политики, нежелание учитывать ошибки 30-х гг. поставили в начале 50-х гг. перед экономикой страны серьезные проблемы. Консервация уровня жизни населения, рост социальной напряженности в обществе, по расчетам Сталина, должны были найти оправдание в происках «врагов народа», расправу над которыми он и готовил в 1953 г

После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве разгорелись с новой силой. В августе 1953 г. с собственной программой экономических преобразований, предусматривавшей смену стратегии и приоритетов развития промышленности и сельского хозяйства, выступил Г. Маленков. Он заявил, что в ходе индустриализации соотношение между тяжелой и легкой промышленностью радикально изменилось: до 70 % всех рабочих были заняты к этому времени в тяжелой индустрии, доля средств производства в ее продукции также достигала 70 %. Исходя из этого, он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по мнению Маленкова, был способен обеспечить за два-три года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости.

В области сельского хозяйства он предложил считать главной задачей повышение урожайности (т. е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку но сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк-крестьянин говорил: «Вот этот за нас».

Однако с отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать и предложенные им реформы.

Маленков пытался увеличить доходы населения, переориентируя экономику на производство товаров народного потребления, а также снять военную конфронтацию с западными державами.

Например, в момент народного восстания в Берлине предложил вместе с Л. П. Берией, Президиуму Центрального Комитета партии отказаться от строительства социализма в ГДР. Этого ему никак не хотел простить Н. С. Хрущев. Финансовая политика Маленкова ПОДЧ"» была противоречивой. С одной стороны, он сократил размеры принудительных займов с 35,7 млрд до 15,3 млрд рублей и урезал государственные расходы. С другой стороны, он планировал увеличить инвестиции в легкую промышленность с 3,14 млрд до 5,85 млрд рублей.Все больше становится популярной автоматизация бухучета в Инфо-Предприятии. Автоматизация позволяет сократить много времени.

Было, однако, неясно, как при существенном сокращении займов и государственных расходов найти средства для финансирования легкой промышленности. Хрущев перенес центр реформаторских усилий государства с легкой промышленности на сельское хозяйство. Его привлекали только грандиозные идеи, требовавшие огромных затрат. Так, освоение целинных и залежных земель потребовало от государства 44 млрд рублей. Увлекшись проектом переброски стока рек Печоры и Вычегды в Каспийское море (автор идеи — академик С. Я. Жук), Н. С. Хрущев приказал составить смету этого проекта — проект предполагалось воплотить в жизнь, затратив около 7 млрд рублей.

В ряде случаев деньги отпускались на такие проекты, целесообразность которых даже не обосновывалась, а альтернативные варианты не сравнивались. Денежная реформа 1961 г., проведенная одновременно с изменением масштаба цен, потребовала замены находившейся в обращении старой монеты. Это было произведено в течение января — марта 1961 г. 1 января в обращение поступили новые монеты. Вся серия получила новое, довольно единообразное оформление. В обращение входил традиционный набор 1 (см. рисунок на стр. 315), 2, 3 и 5 копеек бронзового сплава и 10, 15 и 20 копеек белого металла, также из белого металла были отчеканены монеты 50 копеек и 1 рубль. В целях экономии бронзовые монеты чеканки 1957 г. 1, 2 и 3 копейки были оставлены в обращении по номиналу.

Цены на отдельные виды товаров несколько повысились. Так, почтовая открытка по старым ценам стоила 25 копеек по новым — 3 копейки, разговор по телефону-автомату по старым ценам стоил 15 копеек, по новым — 2 копейки

Мотивировалось такое повышение неделимостью самой мелкой денежной единицы — копейки. Повысились также цены на спички, иголки, конверты для писем и т. д. Однако в то же время государство предприняло ряд мер, от которых население получило выигрыш. Так, были отменены плата за почтовые и телеграфные бланки, надбавка к ценам на марки, открытки и конверты при продаже их вне почты, дополнительная покилометровая оплата в городах за пользование телефоном, снижены цены на устанавливаемые в автомобилях радиоприемники и др. В большинстве случаев государство также выигрывало от этих мер. Сразу же вслед за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой в обстановке сохранившейся старой системы финансирования и дотаций. Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве.

Переданные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Так, себестоимость одного центнера крупного рогатого скота в 1961 г. составляла 88 рублей, а закупочная цена — 59,1 рубля. Себестоимость центнера свинины — 118 рублей, а закупочная цена — 82,3 рубля. Себестоимость птицы — 133,5 рубля, а закупочная цена — 82,2 рубля. В связи с этим в 1962 г. закупочные цены на мясные продукты были подняты на 35 96, а розничные — на 30 96. В 1963 году было решено поднять цены на уголь на 37-38 96, на нефтепродукты — на 5 96, на пиломатериалы — на 13 96.

Однако этим был только дан импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельскохозяйственные продукты и топливо автоматически вели к нерентабельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964 г. пришлось пересмотреть и цены на продукцию легкой промышленности с тем, чтобы устранить нерентабельность производства. В 60-е гг. происходило планомерное увеличение внешнеторгового оборота в стране. В 1960 г. импорт составил уже 5007 млн рублей в год, экспорт — 5066 (по курсу 1961 г.). В 1961 г. импорт равнялся 5399, экспорт — 5245. В 1962 г. — 6327 и 5810 соответственно, в 1963 г. — 6545 и 6353 и в 1964 г. — 6915 и 6963 млн рублей в год.

Период реформ социалистической хозяйственной системы относится к 1965 г. После мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС, а также шестой сессии Верховного Совета СССР были приняты важные решения по преодолению недостатков управления народным хозяйством, переходу к экономическим методам руководства, повышению материальной заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. На самом деле эти решения были итогом начавшейся еще после смерти Сталина борьбы в верхнем эшелоне власти, и открыл эру реформ Г. М. Маленков.

В ходе проведения денежной реформы в обращение были выпущены денежные знаки нового образца: государственные казначейские билеты СССР достоинством 1, 3, 5 рублей, билеты Государственного банка СССР нарицательной стоимостью 10, 25, 50 и 100 рублей и разменная монета в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль

Они обменивались на денежные знаки прежнего образца. Обмен производился с 1 января по 1 апреля 1961 г. без ограничений. При этом один новый рубль приравнивался к 10 старым. В таком соотношении с 1 января 1961 г. были пересчитаны цены на товары и услуги, тарифы, заработная плата, пенсии, стипендии, остатки денежных средств на счетах в банках и сберегательных кассах; балансы предприятий и учреждений. Укрупнение советской денежной единицы облегчило планирование, учет, расчеты в народном хозяйстве, уменьши-ло издержки обращения. Облегчило издержки, в частности, то, что бумажные денежные знаки прежнего образца достоинством до 10 рублей были заменены разменной монетой, срок годности которой для обращения в десять раз выше.

Повышение роли последней в структуре обращения денежной массы позволило шире применять в стране машины для подсчета металлических денежных знаков.Впервые размеры ряда купюр были унифицированы. Так, почти одинаковый формат имеют казначейские знаки в 3 и 5 рублей, билеты Госбанка в 10 и 25 рублей, одинаковый формат — билеты в 50 и 100 рублей. Предшествующий выпуск денежных знаков (в 1957 г.) предусматривал поступление в обращение 7 различных купюр разного формата. Единообразие в размерах бумажных денежных знаков образца 1961 г. облегчило внедрение в практику пересчета денег счетными автоматами. В условиях быстрого развития экономики СССР в 50-е г., постоянного роста товарооборота и объемов производства гигантски возросли денежные обороты в стране. Так, платежный оборот, учитываемый Госбанком, в 1959 г. составил 3250 млрд рублей.

В целях облегчения организации денежного учета, планирования и расчетов в народном хозяйстве, сокращения издержек обращения, прежде всего за счет номинального уменьшения наличноденежной массы, Совет Министров СССР 4 мая I960 г. принял постановление об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен. 15 ноября I960 г. по решению правительства предусматривалось укрупнение советской денежной единицы путем увеличения ее золотого содержания с 0,222168 г чистого золота, установленного в 1950 г. (в 1937-1950 гг. оно было равно 0,167674 г), до 0,987412 г чистого золота. К этому времени был произведен пересчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в отношении к иностранным валютам. Однако в действительности для оптимизма не было достаточных оснований — дорогостоящая денежная реформа не привела к ожидаемому укреплению рубля.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.