Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура Древней Греции



Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда».Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.

И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. Однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в Персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины — колыбель демократии — уступали Спарте, где весь образ жизни был военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных.

Эллада сталародиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 до н.э.). В Греции впервыеотчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявшийформу полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики -принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь тоОлимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

Полисная демократия, исключавшая деспотическую власть, позволила Грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением. Об этом свидетельствует известный миф о Прометее, который не захотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью.

Образ жизни древних греков нельзя представить себе без понимания того места, которое занимала у нихигра. Они любили игру. Поэтому их называют настоящими детьми. Однако игра для них не была простой забавой или способом убить время. Она пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные. Игровое начало помогало грекам уходить от прозы жизни и грубого прагматизма. Игра приводила к тому, что от всякого дела они получали удовольствие и наслаждение.

Не менее важное значение имела для грековмера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. От Демокрита дошла до нас известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком». Поэтому греки, с одной стороны, считалисобственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком. В то же время стремление к богатству осуждалось. Отмеченная особенность проявлялась и вархитектуре, греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманнаясистема образования и воспитания. включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Псе виды воспитания покоились на принципе состязания.

Все это сделалогреческий полис исключительным, уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, не представляя свою жизнь вне его рамок, являлись истинными его патриотами.

Правда, гордость за свой полис и патриотизм способствовали формированию греческого культурного этноцентризма, в силу которого эллины называли соседние с ними народы «варварами», смотрели на них свысока. Тем не менее именно такой полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры, создать все то, что составляет «греческое чудо».

Практически во всех областяхдуховной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касаетсяфилософии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.

Первым греческим философом стал Фалес, для которого вода составляла основу всего сущего. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу — научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово «философия» вошло почти во все языки.

То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики. Вастрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современнойклинической медицины, Геродот по праву считается отцомистории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится кскульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием.

В равной мере это относитсяк литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родиласьордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к эстетизации жизни, к постижению «искусства существования», к тому чтобы сделать из своей жизни произведение искусства.

 

2)Биография Александра Македонского

Александр Македонский (356 – 324 года до н. э.) – македонский царь, великий полководец, основатель Македонской империи, более известный на западе как Александр Великий.

 

Ранние годы

Родился Александр Македонский осенью 356 года до н. э. в столице Древней Македонии — городе Пелла. С самого детства в биографии Македонского проходило обучение политике, дипломатии, военному мастерству. Он учился у лучших умов того времени – Лисимаха, Аристотеля. Увлекался философией, литературой, не придавался физическим радостям. Уже в 16-летнем возрасте примерил на себя роль царя, а позже – полководца.

Приход к власти

После убийства царя Македонии в 336 году до н. э. Александр был провозглашен правителем. Первыми действиями Македонского на столь высоком государственном посту стали отмена налогов, расправа с врагами отца, подтверждение союза с Грецией. После подавления восстания в Греции Александр Македонский начал обдумывать войну с Персией.

Затем, если рассматривать краткую биографию Александра Македонского, последовали военные действия в союзе с греками, франкийцами против персов. В битве поблизости Трои многие поселения открыли свои ворота великому полководцу. Вскоре ему покорилась почти вся Малая Азия, а затем Египет. Там Македонский основал Александрию.

Царь Азии

В 331 году до н. э. произошла следующая важнейшая битва с персами при Гавгамелах, в ходе которой персы были разгромлены. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь.

В 329 году до н. э., когда царь Дарий был убит, Александр стал правителем Персидской империи. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329-327 годах до н. э. воевал в Средней Азии – Согдеане, Бактрии. Александр в те года одержал победу над скифами, женился на бактрийской княжне Роксане и двинулся в поход в Индию.

Домой полководец вернулся лишь летом 325 года до н.э. Период войн закончился, царь занялся управлением покоренных земель. Он провел несколько реформ, в основном военных.

Смерть

С февраля 323 года до н. э. Александр остановился в Вавилоне и начал планировать новые военные походы на арабские племена, а дальше – на Карфаген. Он собирал войска, готовил флот и строил каналы.

Но за несколько дней до похода Александр заболел, а 10 июня 323 года до н. э. скончался в Вавилоне от сильной лихорадки.

Историками до сих пор не установлена точная причина смерти великого полководца. Некоторые считают его смерть естественной, другие выдвигают версии о малярии или раке, третьи – об отравлении ядовитым медицинским препаратом.

После смерти Александра его великая империя распалась, начались войны за власть среди его полководцев (диадохов).

3) Рим: страна, народ и история.

Эпохи и периоды римской истории. Римская история делится на три эпохи и несколько периодов:

  • эпоха царей (VIII – VI вв. до н.э.);
  • эпоха Республики (510 – 27 гг. до н.э.),
    • Ранняя Республика (конец VI – IV вв. до н.э.),
    • Средняя Республика (III – середина II вв. до н.э.),
    • Поздняя Республика (146 – 27 гг. до н.э.);
  • – эпоха Империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.),
    • период принципата (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.),
  • период домината (284–476 гг.).

Патриции и плебеи. Как принято считать, город Рим был основан в середине VIII в. до н.э. на реке Тибр легендарным Ромулом и получил имя в его честь (латинское Roma от Romulus). Первоначальное население Рима составила молодежь из числа латинов и других племен Средней Италии, которая обзавелась женами и потомством в результате знаменитого "похищения сабинянок". Потомки первых жителей Рима стали именоваться патрициями и поначалу только они носили гордое имя римского народа (populus Romanus) и обладали всеми политическими правами. Те, кто переселялся в Рим позднее, назывались плебеями, им за равноправие с патрициями пришлось бороться несколько веков. Первоначально римлянами правили цари, всего их, начиная с Ромула, было семь. Царь вел римское войско на войну, управлял государством в мирное время и был верховным жрецом, который представлял Римское государство перед богами. При царе существовал сенат, состоявший из старейшин патрицианских родов. Члены сената назывались сенаторами. Патриции участвовали в народном собрании, которое называлось комициями, позднее права участвовать в комициях добились и плебеи.

Народное собрание, сенат, консулы. В конце VI в. до н.э. последний римский царь Тарквиний Гордый вместе с семейством был изгнан из Рима, царская власть была навсегда отменена и установлена республика (латинское "res publica" – "общее дело"). Вместо царей стали ежегодно избираться два консула, которые командовали армией на войне и являлись главами исполнительной власти в дни мира. Сохранился сенат, который теперь играл важнейшую роль в управлении государством. Народное собрание избирало консулов и других должностных лиц, принимало законы, решало вопросы войны и мира.

Диктатор. Если государству угрожала такая внешняя или внутренняя опасность, с которой обычными средствами справиться было невозможно, то по решению сената один из консулов назначал диктатора, которому подчинялись все остальные должностные лица. Диктатор имел "право жизни и смерти" над всеми гражданами и не нес ответственности за многие свои действия во время диктатуры, т.к. считалось, что все они предприняты для блага государства. Диктатор назначался на срок не более 6 месяцев, но если он выполнял свою задачу раньше, то, согласно обычаю, должен был сложить свои полномочия, и дальше дела в государстве шли обычным порядком.

Расширение Рима. В постоянных войнах римляне все больше расширяли свое государство. Примерно за два века (до 60-х гг. III в. до н.э.), они установили свое господство во всей Италии, а затем началась эпоха великих завоеваний, в результате которых Рим превратился в мировую державу, владения которой были на трех материках (Европа, Азия и Африка). Эти владения за пределами Италии назывались провинциями, и управляли ими присылаемые из Рима наместники.

К I в. до н.э. стало ясно, что республиканский строй, рассчитанный на небольшое государство вроде греческого полиса (таким же полисом был и ранний Рим), не может справиться с управлением огромной державой. Власть сената превратилась в господство нескольких десятков знатных семей, делавших все в собственных интересах. От притеснений страдали не только простые люди в Риме, Италии и провинциях: наместники беспощадно грабили богатых и знатных провинциалов, вызывая всеобщее возмущение и восстания против римлян. Разорялись земледельцы в самой Италии, их земли переходили к римским богачам.

Гражданские войны. Результатом всеобщего недовольства старыми порядками стали гражданские войны, которые продолжались почти столетие и привели к падению республиканского строя и замене его императорским. В борьбе против сторонников старого строя главную роль сыграла армия, поэтому победивший в борьбе за власть правитель стал называться императором (так прежде именовали победоносного полководца), а его государство – Римской империей.

Принципат и доминат. Первые три века, по видимости, сохранялись республиканские порядки, а император считался первым среди сенаторов и назывался принцепсом (т.е. "первым"), а его правление, при котором, как выразился современник, "государь спрятался в одежды республики", именовалось принципатом. В последние два века существования Римской империи от республиканских порядков почти ничего не осталось, император и внешне стал самовластным повелителем наподобие восточного владыки, какого-нибудь Дария или Ксеркса. Поэтому политический строй позднего Рима называется доминатом (от латинского "dominus" – господин, владыка).

Откуда известно о римских сражениях. О событиях военной истории Рима писали многие древние авторы: и греческие, и римские. Кроме уже знакомого читателю Плутарха, битвы эпохи Республики описывают грек Полибий и римлянин Тит Ливий. Специально о гражданских войнах написал сочинение Аппиан Александрийский. Злосчастное для римлян сражение в Тевтобургском лесу описано, с разной степенью подробности, его современником Веллеем Патеркулом и более поздними историками, Тацитом и Дионом Кассием. Для битв поздней Империи основной источник – труд историка Аммиана Марцеллина, жившего во второй половине IV в., "грека и солдата", как он сам себя называет. Кроме того, эти события освещены в сочинениях церковных и византийских авторов.

Гай Юлий Цезарь – знаменитый древнеримский политический, государственный деятель, выдающийся полководец, писатель; его имя превратилось в титул римских императоров и стало основой для обозначения в разных языках сходного титула (кайзер, кесарь, царь). Родился он в 100 или в 102 г. до н. э., 13 июля (в других биографических источниках названа дата 12 июля), был продолжателем знатного патрицианского рода Юлиев. Его отец был претором, позднее - проконсулом Азии, мать относилась к Аврелиям, знатному плебейскому роду.

Благодаря такому происхождению и связям своего семейства молодой Цезарь имел прекрасные предпосылки для дальнейшей блестящей политической карьеры. Его родная тетя была женой Мария, практически единоличного римского правителя. Юлий получил очень хорошее образование, был гармонично развит, чему способствовало физическое воспитание; все это также подготовило его будущие успехи.

 

.

 

Битва при Фарсале

4)Государства Древнего Востока Китай

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китаяполучила название Чжаньго — Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ — конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» — царства Цинь. Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

 

На смену ей пришла новая династия — Хань, которая не только не перечеркнула всё, сделанноепервым императором Цинь Шихуанди, но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду.

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.