Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Повесть о Горе и Злочастии



Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Начинается процесс дифференциации художественной литературы. Особенно большое значение для развитие литературы имели светские повести XVII в.

Касаясь вопросов личной и общественной морали, острых социальных вопросов своего времени, выводя новых героев - обыкновенных людей из демократических слоев, рисуя гораздо более широкие картины русской жизни, эти повести по существу были началом русского бытового романа. Среди бытовых повестей XVII в. С сильным нравоучительным элементом выдающееся место занимает «Повесть о Горе и Злочастии».

«Повесть о Горе и Злочастии» была создана в середине XVII в. Она дошла до нашего времени в единственном списке. Он был найден в 1856 г. А.Н.Пыпиным и в том же году опубликован. Повесть отразила многие коренные изменения, которые произошли в русской литературе XVII в. А они были вызваны значительными историческими событиями, общественными явлениями XVII в. Московское государство в это время переживало экономический, династический, государственный кризис, гражданскую войну, названную современниками " смутой " . Перемены в общественной жизни повлияли на развитие литературы. Стали появляться новые жанры и существенно менялись старые. Появилась демократическая литература, популярная в народе. Литература демократическая оппозиционна феодальному классу; это литература, подчеркивающих несправедливость, господствующую в мире, отражающая недовольство действительностью, социальными порядками. Особое внимание в литературе стало уделяться личности человека, был открыт характер человека со свеми свойственными ему противоречиями.

В демократической литературе на место осуждения человеческих ошибок и проступков пришло сочувствие к страдающему герою. Все эти особенности отразила " Повесть о Горе и Злочастии".

Герой повести необычен - он в отличие от героев предшествующей литературы не князь и не христианский подвижник. Он - обычный человек. И лицо не историческое, а вымышленное. В его судьбе и характере автор выделил нечто типичное, поэтому у героя даже нет имени, он назван просто молодцем. Его жизнь, обыкновенная и грешная, вводится в контекст библейской легенды о грехе Адама и Евы, ослушавшихся бога, от которых и пошло человеческое непокорное племя.

Герой повести, молодец, тоже непокорный, он нарушает заветы, которые ему дают родители, потому что " мал и глуп, не в полном разуме".

Отец и мать советуют ему жить праведно:

Не ходи, чадо, в пиры и в братчины,

не садися ты на место большее,

не пей, чадо, двух чар за едину!

Еще, чадо, не давай очам воли,

не прельщайся, чадо, на добрых, красных жен,

отеческие дочери.

Не ложися, чадо, в место заточное,

не бойся мудра, бойся глупа.

Но молодец отца и матери не слушается, а хочет жить по-своему, " как ему любо ". И с этого отказа от заветов начинается, как показывает автор, падение молодца.

Горе в этом произведении можно рассматривать и как персонифицированную несчастную судьбу героя, решившего жить по-своему, и как олицетворение разлада в душе героя, его душевной драмы, и как воплощение злой действительности, в конфликте с которой герой находится.

Образ героя «Повести о Горе и Злочастии» необычен. Он, в отличие от героев средневековой литературы, отнюдь не идеален. Перед нами простой, грешный человек, не плохой, но и не хороший, часто не привлекательный, но вызывающий сочувствие автора и читателей этого произведения демократической литературы. " Взгляните на человека, - как бы приглашают авторы этих произведений. Посмотрите, как ему тяжело на этой земле! Он затерян среди нищеты одних и богатства других. Сегодня он богат, завтра беден; сегодня он нажил себе денег, завтра прожил. Он скитается «меж двор», питается подаянием от случая к случаю, погряз в пьянстве, играет в кости. Он бессилен побороть себя, выйти на «спасенный путь». И, тем не менее, он достоин сочувствия. Оправдание человека, который с церковной точки зрения не мог не считаться "грешником", было замечательным явлением в литературе.

"Повесть о Горе и Злочастии" - первое в русской литературе стихотворное произведение. Оно написано в традициях устного народного творчества, былинным тоническим стихом. Язык повести не книжный, а живой, разговорный. В тексте используется множество пословиц и поговорок: "Не бойся мудра, бойся глупа", "Не собирай богатства неправого", "Как не стало денги, ни полу-денег, так не стало ни друга, ни полдруга", "Не бывать бражнику богату", "А в горе жить - не кручину быть", "Всегда гнило слово похвально" и другие. Часто используются тавтологические словосочетания типа "украсти-ограбити".

 

45. «Повесть о Фроле Скобееве» (общая характеристика).

46. «Житие протопопа Аввакума». Основные особенности памятника. Образ автора.

47. Общее понятие о художественном стиле барокко. Становление и развитие русской книжной поэзии. Стихотворения Симеона Полоцкого.

48. Начало русского театра и драматургии. «Комидия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.

49. Общая характеристика 3 периода развития древнерусской литературы.

50. Воспитательное и образовательное значение древнерусской литературы, её связь с последующим развитием русской литературы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.