Соединенные Штаты Америки возникли в последней четверти XVIII века на базе английских переселенческих колоний в Северной Америке, история которых к тому времени насчитывала уже более 160 лет.
Проникновение англичан в Северную Америку началось еще в конце XV в. Так, в 1497 г. экспедиция Дж. Кабота достигла острова Ньюфаундленд, а в следующем году — восточного побережья Северной Америки. В 1585 г. известный английский пират У. Рейли основал у берегов будущей Северной Каролины колонию на острове Роанок. Однако колония просуществовала недолго: все переселенцы погибли вследствие сурового климата, голода, болезней и сопротивления местного индейского населения.
Английская колонизация Северной Америки, развернувшаяся с начала XVII в., характеризовалась значительной планомерностью и основательностью. В отличие от испанских, португальских и французских колонизаторов, удовлетворявшихся овладением приатлантическим побережьем Северной Америки и экстенсивным использованием местных природных богатств (в первую очередь драгоценных металлов), английские переселенцы стремились продвинуться как можно дальше вглубь североамериканской территории с целью овладения плодородными землями, гарантировавшими высокие урожаи как зерновых, так и технических сельскохозяйственных культур. Поскольку на этом пути переселенцы встречали энергичное сопротивление проживавших здесь индейских племен, они нуждались в поддержке английского правительства. С начала XVII в. короли из династии Стюартов взяли инициативу создания новых заокеанских колоний в свои руки: они стали выдавать частным акционерным компаниям (главными из которых являлись Лондонская и Плимутская) специальные жалованные грамоты, согласно которым верховным собственником осваиваемых заокеанских владений являлся английский король, а переселенцы объявлялись его подданными, действовавшими по поручению короны. С течением времени отношения между колониями и правительством метрополии постепенно утрачивали свой первоначальный договорный характер и приобретали политическую сущность.
Первым постоянным английским поселением на североамериканском континенте стал в 1607 г. поселок Джеймстаун на реке Джеймс (оба названия даны в честь правившего тогда в Англии короля Якова I Стюарта), являвшийся одновременно и опорным военным пунктом (фортом). Территория вокруг этого поселения в будущем составила первую английскую колонию,получившую название «Вирджиния» (Virginia — в честь «королевы-девы» Елизаветы I Тюдор). Основным занятием колонистов стало освоенное с 1616 г. выращивание табака, приносящее большие прибыли и привлекавшее все новых и новых иммигрантов. Табак, являвшийся экстенсивной культурой, требовал значительных земельных площадей — плантаций, которые насильственно отнимались у местных индейцев. Экспорт табака в метрополию и другие европейские страны оказывался весьма прибыльным как для производителей этой культуры, так и для торговых посредников. В полной мере оценив выгоды такой торговли, приумножавшей таможенные сборы и налоговые поступления, английское правительство оказывало ей всяческое покровительство. Вскоре после своего вступления на престол (1625 г.) король Карл I Стюарт даровал Вирджинии статус владения английской короны и направил туда своего представителя в ранге губернатора.
Общественные отношения, складывавшиеся в Вирджинии, являлись весьма типичными и для других коронных колоний, возникавших впоследствии по аналогичной схеме. В отличие от метрополии, эти отношения не были построены на принципах сословного деления. Верхушку виргинского общества составляли чиновники колониальной администрации во главе с губернатором.
Средние слои формировались из свободных состоятельных граждан (фрименое), пайщиков переселенческих акционерных компаний (в данном случае — Лондонской), которые эмигрировали в колонию за собственный счет в надежде на лучшую жизнь и быстрое обогащение. Низшие категории населения, являвшиеся главной рабочей силой на плантациях, были представлены т. н. сервентами из числа бедняков, деклассированных элементов или заключенных, которые были переселены сюда на средства кампаний в соответствии со специальными контрактами. По условиям контрактов эти люди должны были в течение определенного срока (обычно от двух до семи лет) отработать стоимость своей перевозки, выполняя «за разумное питание и снаряжение» установленную им работу на плантациях по заданию администрации. По окончании указанного в контракте срока сервенты избавлялись от статуса подневольных работников и могли рассчитывать на получение участка земли для ведения самостоятельного хозяйства. Впрочем, как показали дальнейшие события, лишь около 5 % сервентов получили впоследствии земельные наделы; подавляющее же их большинство остались на положении кабальных работников.
Плантационное хозяйство требовало постоянного притока новых и новых рабочих рук. Между тем их постоянно не хватало: предложение рабочей силы было весьма ограниченным, а ее оплата — весьма дорогой и потому невыгодной для земельных собственников. Спасти положение можно было лишь за счет использования дарового труда рабов. Попытки колониальной администрации эксплуатировать в качестве рабов местных индейцев не приносили результатов — индейское население предпочитало оставлять места своего обитания и передвигаться на западные, еще не подвергнувшиеся колонизации земли. Выход был найден за счет ввоза в Вирджинию черных невольников — первая партия африканских рабов была доставлена сюда голландцами в 1619 г.
Впоследствии работорговля превратилась в одно из самых прибыльных занятий. Транспортировка негров через Атлантический океан требовала от работорговцев максимальной экономии, которая достигалась за счет бесчеловечных условий перевозки. По свидетельству Э. Вильямса, автора книги «Капитализм и рабство», одному рабу на корабле отводилась площадь в 5,5 футов длины и 16 дюймов ширины. Стиснутые, «как ряды книг на полках», скованные попарно, рабы «занимали меньше места, чем мертвое тело в гробу». В отличие от системы «белого» (сервентного) рабства, которое не было ни пожизненным, ни наследственным, рабское состояние негров распространялось как на первую волну этих насильственно переселенных людей, так и на все их будущее потомство.
Важную роль в истории английских колоний за океаном сыграл поток переселенцев, в котором основную часть составляли представители религиозных общин, преследуемых у себя на родине за свои убеждения. Их стремление состояло в том, чтобы найти и обустроить здесь «землю обетованную», где можно было бы жить в согласии с заповедями первых христиан. Начало было положено группой пуритан, которые сперва пытались спастись от преследований в Голландии, а затем с помощью Плимутской кампании отправились в Америку. В сентябре-декабре 1620 г. на корабле под названием «Mayflower» («Майский цветок») эта группа в количестве 103 человек пересекла океан и высадилась на побережье будущей колонии Массачусетс. Еще находясь в пути, «отцы- пилигримы» (так они стали именоваться впоследствии в американской истории) подписали специальное соглашение (Ковенант), по условиям которого переселенцы планировали создание в Америке не просто нового поселения, но учреждение нового общества и нового политического уклада, основанного на справедли-вости и порядке. «Сим актом, — говорилось в Ковенанте, — мы соединяемся в единый политический и гражданский организм для поддержания порядка среди нас и достижения предположенной цели. В силу настоящего акта мы установим те справедливые и праведные законы, те порядки, правила и административные учреждения, назначим те власти, которые сочтем нужными и полезными для общего блага колоний». Было согласовано учреждение выборной должности губернатора, который обязан был действовать с опорой на Совет из пяти представителей.
Предусматривалось и функционирование Общего собрания всех колонистов, достигших совершеннолетия. Последующими поколениями Ковенант стал рассматриваться как первый опыт общественного договора о создании государства общего блага и образец основополагающих идей Декларации независимости 1776 г. и Конституции США 1787 г.
Однако порядки, реально сложившиеся в Массачусетсе (организационное оформление колонии произошло в 1630 г.), оказались диаметрально противоположными тем демократическим идеалам, которые были провозглашены на «Майском цветке». Власть оказалась в руках аристократической олигархии, исповедовавшей религиозный фанатизм. Сервенты в этой колонии никаких политических прав не имели и после истечения срока контракта земли не получали. Среди переселенцев насильственно насаждалась суровая дисциплина труда и быта: была фактически регламентирована вся частная жизнь граждан, строго охранялась нравственность, запрещались спиртные напитки и т. п. Влияние пуританских священнослужителей распространялось столь широко, что они по существу руководили всей политической жизнью: определяли условия предоставления гражданских прав, участвовали в назначении должностных лиц — чиновников колониального управления, судей, и присяжных. По инициативе пасторов осуществлялось подавление свободомыслия и жестокое преследование инаковерующих, выливавшееся временами в «охоту на ведьм» (примерами могут служить процессы 1688—1692 гг.). Все это придавало складывавшемуся в колонии политическому режиму выраженный теократический характер. Лишь с переходом Массачусетса в разряд коронных колоний влияние религиозной идеологии стало постепенно ослабевать, но только в первые десятилетия XVIII века система управления колонией окончательно приобрела светский характер.
Наряду с коронными колониями, число которых постоянно возрастало, стал складываться и второй тип колоний, которые возникали путем дарования королевской властью территорий в Северной Америке крупным аристократическим кланам Англии. Так, в 1632 г. Карл I пожаловал С. Калверту, второму лорду Балтимору, хартию на владение значительным массивом земель к северо-востоку от колонии Вирджиния; впоследствии эта территория получила наименование колонии Мэриленд, а возникший в 1682 г. ее крупнейший город и порт Балтимор увековечил имя первого владельца. В 1681 г. Карл II даровал семейству адмирала У. Пенна территорию, на которой со временем возникла колония Пенсильвания с главным городом Филадельфия. К указанному типу первоначально принадлежала и колония Нью-Йорк, отвоеванная в 1664 г. англичанами у голландцев, а затем расширенная за счет покупки земель у местных индейских племен. Так, центральный район будущего города Нью-Йорка — остров Манхэттен — был куплен у индейцев за безделушки, которые сейчас стоили бы не дороже 24 долларов. Когда в 1685 г. владелец колонии герцог Йоркский стал королем Англии (под именем Якова II), эта колония перешла в разряд коронных владений.
К началу войны за независимость общее число английских колоний в Северной Америке достигло 13. Большая часть из них (восемь колоний — Вирджиния, Джорджия, Северная Каролина, Южная Каролина, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк) имели статус коронных колоний. Во главе таких колоний стояли назначенные английским правительством губернаторы, которые, как правило, контролировали и судебную власть. В роли совещательных органов при губернаторах учреждались законодательные собрания — конгрессы (обычно двухпалатные по своей структуре), имевшие ограниченную компетенцию. Правом выборов в конгрессы были наделены от 2 до 10 % населения отдельных колоний; голосование, как правило, было открытым. Решения законодательных собраний могли быть отменены либо губернаторами, наделенными правом абсолютного вето, либо королем с согласия Тайного совета. Тем не менее законодательные собрания имели возможность в какой-то мере сдерживать произвол администрации, пользуясь исключительным правом утверждать бюджет колоний, в том числе и размер губернаторского жалования. Права и свободы граждан в коронных колониях регулировались тем законодательством, которое существовало на данный период времени в самой Англии. Так, в королевской хартии 1606 г. было сказано: «Наши подданные, все вместе и каждый в отдельности, будут иметь и пользоваться всеми свободами, вольностями и иммунитетами в любом из наших владений во всех их значениях и смыслах, как если бы они родились и жили в пределах нашего королевства в Англии». Эта же мысль была подтверждена в судебном решении 1693 г.: «В случае освоения английскими подданными незаселенных земель, там действуют все законы Англии». Все судебные споры в колониях разрешались на основе норм и принципов общего или статутного права. Предполагалось как аксиома, что это право действует только среди белых переселенцев и не распространяется на туземное население. Имели место и случаи, когда представительные органы отдельных колоний дорабатывали английское законодательство собственными нормативными актами. Так, в 1641 г. собрание представителей колонии Массачусетс приняло документ под наименованием «Свод свобод». В 1648 г. в него были включены дополнительные статьи о правах и свободах граждан колонии. Ссылаясь на Великую хартию вольностей 1215 г., авторы Свода руководствовались тем основополагающим принципом, что никакой налог и никакой закон не могут действовать без согласия народа.
Вторую группу по способу управления составляли три частновладельческие (или собственнические) колонии — Делавэр, Мэриленд и Пенсильвания, куда владельцы этих колоний назначали должностных лиц по своему усмотрению; в связи с этим олигархический тип правления в частновладельческих колониях был особенно ярко выражен. Двум оставшимся колониям — Коннектикуту и Род-Айленду — были дарованы хартии самоуправляемых колоний. В них представительные и исполнительные органы избирались местным населением; в связи с указанным обстоятельством данная система управления была близка к республиканской. Самоуправляемые колонии являлись в ту эпоху оплотами демократии и свободы: активное избирательное право граждан не связывалось здесь с какими-то ни было ограничительными цензами по признаку религиозной принадлежности. В колонии Род-Айленд граждане были даже наделены законодательной инициативой и правом участия в референдумах. В обоих самоуправляемых колониях практиковались созывы городских митингов, которые не только являлись институтами непосредственной демократии, но и служили цели поддержания политического равновесия между различными слоями общества.
Уже вскоре после своего возникновения колонии проявляли тенденцию к сближению друг с другом, к объединению между собой на конфедеративной основе. Первые такие попытки относятся еще к XVII веку. Так, в 1686 г. ряд колоний (Коннектикут, Массачусетс, Нью-Гемпшир и др.) выступили с инициативой учреждения особой комиссии, включавшей в свой состав по 2 представителя от колонии, которая была бы правомочна решать вопросы войны и мира, дипломатических отношений с другими странами, единого судебного контроля. К 1754 г. относится проект объединения колоний, предложенный Б. Франклином — выдающимся ученым, просветителем и политическим деятелем. По условиям этого проекта предполагалось учреждение единого законодательного органа (Совета), в котором были бы представлены делегаты от колоний (по 2—7 чел.). Совет должен был решать дела, касающиеся освоения новых территорий, отношений с индейцами, организации вооруженных сил, дипломатических и торговых отношений с другими странами. Предполагалось также учреждение высшей исполнительной власти в лице президента, наделенного правом абсолютного вето на решения Совета. По замыслу Б. Франклина, колонии должны были быть переименованы в штаты — административно-территориальные единицы, находившиеся под юрисдикцией собственных органов самоуправления. Идеи, изложенные в проекте Б. Франклина, не были реализованы в первую очередь вследствие сопротивления английских властей. Однако впоследствии они получили свое воплощение в позднейших конституционных актах, принятых после достижения независимости.
Хозяйственное развитие колоний в XVII—XVIII вв. шло двумя различными путями. В северных колониях (т. н. «Новая Англия») широкое распространение получило мелкое и среднее фермерское хозяйство, быстрыми темпами развивалось промышленное производство (горнодобывающая, металлургическая, судостроительная, различные отрасли легкой промышленности). В южных колониях (условной границей между северными и южными колониями являлась река Потомак) получило преобладание плантационное хозяйство по производству технических (табак, хлопок, сахарный тростник, чай, индиго) и зерновых культур, основанное на применении рабского труда. Господствующее положение в северных колониях занимали промышленники и финансисты, в южных — земельная аристократия, плантаторы- рабовладельцы. Однако противоречия Севера и Юга еще не приобрели антагонистического характера, и в будущей войне за независимость они выступали против власти английских колонизаторов единым фронтом.
Следует отметить, что феодализм как общественно-экономическая формация не привился в английских колониях. Здесь не существовало наследственной аристократии, сословного деления общества, цеховой организации ремесленного производства, купеческих гильдий и других атрибутов классического феодализма. Основная причина такой специфики состояла в том, что в колониях отсутствовало главное условие существования феодализма — монопольное право собственников на землю: оно сводилось на нет т. н. скваттерством — самовольным захватом еще незанятых и потому неосвоенных земель. Кроме того, сами условия колонизации не способствовали искусственному оживлению феодальных отношений, так что попытки со стороны властей метрополии и колониальной администрации монополизировать права на земельную собственность и установить феодальную регламентацию при обилии свободных земель были обречены на провал. В целом уровень жизни свободных колонистов был выше среднеевропейского. Имущественное расслоение общества не достигло здесь таких показателей, какие существовали, например, в в Англии эпохи Тюдоров с ее ужасающими городскими трущобами, с толпами деклассированных элементов, бродяг и нищих. Население колоний было избавлено от военных потрясений, от разорительных налогов, идущих на содержание постоянных армий, королевских дворов и придворной аристократии. Свободный колонист мог здесь гораздо эффективнее, чем в Старом Свете, приложить свои таланты и способности, воспользоваться результатами своего труда и предприимчивости. Весь социально-политический уклад колоний был пронизан идеей гражданского равенства — эта идея коренным образом противостояла основополагающим принципам аристократической монархии, окончательно сформировавшейся в метрополии к XVIII веку. Довольно рано в колониях начали складываться демократические институты гражданского общества, формировались принципы развитого местного самоуправления. Было объявлено обязательным обучение всего населения грамоте. Для этого каждый город (town) или община (township), население которых превышало 60 семейств, обязан был на свои средства содержать школу с соответствующим штатом учителей и служителей. Элементом самоуправления были и местные милиционно-территориальные формирования, заменявшие армию — в них были обязаны нести военную и охранную службу все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет.
Все сказанное вовсе не означало, что в колониях царило всеобщее благоденствие и были полностью исключены социальные конфликты. Колониальное общество было отнюдь не однородным; к тому же социальные противоречия дополнительно осложнялись противоречиями конфессиональными, существовавшими между католиками, протестантами, лютеранами, представителями других верований и сект. Все эти противоречия неоднократно выливались в выступления (в том числе и вооруженные), направленные против произвола колониальной администрации, за установление религиозной веротерпимости, за расширение демократических прав и свобод граждан. Так, в 1676 г. произошло восстание мелких и средних землевладельцев в Вирджинии под руководством плантатора Н. Бэкона. Восставшие заняли столицу колонии, заставили власти провести новые выборы в законодательное собрание; последнее приняло ряд законов, направленных на расширение избирательных прав колонистов, на раздел крупных поместий. Внезапная смерть руководителя восстания привела инсургентов в замешательство. Восстание закончилось поражением, 14 его наиболее активных участников были казнены, а демократические реформы отменены. В 1689—1691 гг. произошло аналогичное восстание в колонии Нью-Йорк, возглавляемое коммерсантом Дж. Лейслером; это выступление было также жестоко подавлено.