Первые попытки коллективизации крестьян были предприняты уже вскоре после революции, когда в деревне стали всячески насаждаться колхозы и совхозы. Вопрос о путях развития сельского хозяйства обсуждался на XV съезде партии (декабрь 1927 г.) , который поставил задачу коллективизации в качестве основной задачи партии в деревне. Дальнейший ход событий был во многом определен так называемым «кризисом хлебозаготовок» в конце 20-х гг. Индустриализация требовала все больших средств, которые можно было получить за счет экспорта хлеба. Между тем крестьяне не желали сдавать его за бесценок. 1928 – 1929 гг. прошли в обстановке «выколачивания» хлеба путем различных репрессий. В этих условиях Сталин приходит к выводу, что единственным способом гарантированного получения хлеба является ускоренное объединение крестьян в колхозы. Коллективизация. 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) , провозгласившее «сплошную коллективизацию» и «ликвидацию кулачества как класса» . Основным средством принуждения крестьян к объединению в колхозы стала угроза «раскулачивания» (по некоторым данным, общее число «раскулаченных» доходило до 10 млн.) . Важную роль в окончательной победе режима над крестьянством сыграл голод 1932 – 1933 гг. Он был вызван политикой государства, изъявшего из деревни весь хлеб (минимальное число жертв голода – около 2,5 млн. чел.) . Итоги. Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству (валовое производство зерна снизилось в 1932 г. до 69,9 млн. т. против 78,3 млн. т. В 1928 г. , количество лошадей уменьшилось с 36 млн. до 20 млн. , коров – с 68 млн. до 30 млн.) . Осуществление коллективизации стало важнейшим этапом в окончательном утверждении тоталитарного режима.
Однако, некоторая часть сельского населения выиграла от проведения коллективизации. Это касалось наиболее неимущих («бедняков», «батраков») : им кое-что досталось из «кулацкого» имущества, их в первую очередь принимали в партию, готовили из них комбайнеров и трактористов. В годы второй пятилетки государство усиливает финансирование сельского хозяйства, в результате чего происходит некоторая стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян.
Но в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина.
Билет № 10/1
Понятие «истории». Функции исторического знания. Источники и методы исторического познания.
История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.
Структура: По пространственно-географическому признаку историю принято разделять на отечественную и и всеобщую. Хронологически развитие всемирной истории сегодня обычно представляют по следующей схеме: от первобытного общества через восточные деспотии Древнего мира, а также античные Грецию и Рим к Средневековью, Новому и Новейшему времени. В исторической науке есть дифференциация по профилю и проблематике исследований. Источниковедение – это отрасль исторической науки, разрабатывающая теоретические положения о сущности, закономерностях происхождения и эволюции исторических источников, а также приёмы их выявления, изучения и использования в работе историка. Вспомогательные и специальные исторические дисциплины (археография, геральдика, палеография, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и т. д.) изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. Историография как раздел исторической науки занимается изучением её собственной истории: накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и т. д. Частями исторической науки, но занимающими в ней самостоятельное место, являются две науки – археология и этнология (этнография). Кроме того, составными компонентами исторической науки являются теория и методология истории. Методология истории выступает как раздел исторической науки о методах познания.