Этногенез-процесс возникновения и развития некого народа в определённых природно-географических, культурно-исторических и политических условия.
Славяне являются народом индоевропейской группы (чья первоначальная прародина степи южного Урала) которые начали миграцию в 4 в. до н.э., разделившись на 3 группы: индоарийскую(Индия), индоиранскую(средняя Азия, скифы, сарматы), индоевропейскую(Европа).
Существует 3 теории происхождения славян:
1.Дунайская (группа славян у Дуная мигрирует к востоку)
2.Балтийская (тер-я славян Польша. Литва)
3. сарматская (родина Причерноморье, в основе лежит зарубежная культура)
Примерно с 1 по 3 в н.э. по берегам Висла и Тиса, и в предгорьях Карпат возник объединённый союз Прото-славянских племён, который стал основой для дальнейших этнических миграций. На В, Ю-В, С-В. В рез-те миграций к 8му в н.э. образовалось 3 группы близкородственных народов: зап. славяне(поляки, чехи, моравы, словаки), юж. славяне( сербы, хорваты, болгары), в. славяне(украинцы, белорусы, русские) - эпоха с 1-го по 9-ый в. н.э.- великое переселение народов.
Кочевые племена двинулись на запад. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из бремен с печами и каменками, поселения не укреплены и не оборонены. При нападении они скрывались в лесах, водоемах. Керамика была ограничена горшками ручной работы. Земли они засевали пшеницей и птичьи просо(каша, хлеб). Оружие: лук, нитка с маленькой отравленной стрелой(колчан). Пехота славян была быстрой, ловкой и смелой, они могли долго быть под водой с помощью тростниковых трубок. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях.
Билет № 1/2
Политика Временного правительства (март – октябрь 1917 г.)
В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства: П.П.Юренев, Н.М.Кишкин, С.С.Салазкин, Ф.Ф.Кокошин, князь Д.И.Шаховской и др. Казалось, наступило время для реализации либеральных идей.
Действительно, Временное правительство сразу осуществило ряд крупных мероприятий. Оно провозгласило свободу слова, печати, союзов, собраний, стачек, отменило сословные, вероисповедные и национальные ограничения, предоставило амнистию по всем политическим и религиозным делам, в том числе осужденным за террористические акты, военные восстания и аграрные преступления. Были упразднены Отдельный корпус жандармов, охранное отделение, Департамент полиции и Главное управление по делам печати.
Однако наряду с этими, бесспорно, позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.
Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Речь идет о чистке учреждений от сторонников царского режима. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям. 5 марта князь Г.Е.Львов отправил циркуляр на имя губернаторов : “Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей по этим должностям. Управление губерний возлагается на председателей земских управ в качестве губернских комиссаров Временного правительства... На председателей уездных земских управ возлагаются обязанности уездных комиссаров... Полиция подлежит переформированию в милицию” [6]. Характеризуя эти действия правительства, В.Д.Набоков в очень резкой форме отмечал: “В целом ряде губерний, где председателем управы являлось лицо, назначенное старым правительством, это распоряжение сводилось к лишенной всякого смысла и основания замене одних чиновников другими, далеко не лучшими... Председатель управы был нередко ставленником реакционного большинства” [7]. По мнению Набокова, надо было оставить на своих местах старых чиновников.
Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево - к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.
Билет № 2/1
Столыпинская аграрная реформа.
П. А. Столыпин — премьер-министр России с июня 1906 г., один из авторов избирательного закона 3 июня 1907 г., позволившего сформировать III Государственную думу и подавить революционное движение. Под егб руководством было начато осуществление ряда реформ, в частности предусматривавших введение всеобщего начального образования, строительство железных дорог и развитие других видов транспорта, расширение местного самоуправления и т. д. (можно дать более развернутую характеристику личности и взглядов Столыпина). Среди разработанных правительством Столыпина проектов реформ наибольшее значение имели предложения об аграрных преобразованиях (указ от 9 ноября 1906 г. и др.). Их цели: продвинуть Россию по пути буржуазных реформ, не изменяя ее политического строя, расширить социальную основу самодержавной власти за счет создания слоя зажиточных крестьян — собственников земли, по возможности не за трагивая собственности помещиков, и, в конечном итоге, избежать новых революционных потрясений. Основные направления аграрных преобразований: предоставление крестьянам права выхода из общины с получением в личную собственность общинных земель; передача Крестьянскому банку части государственных удельных земель для продажи крестьянам (банк также скупал с этой целью помещичьи земли); стимулирование переселения крестьян из Центральной России в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Реформа коснулась в основном лишь части крестьян (кулаки, зажиточный слой). Основная масса крестьян воспротивилась насильственному разрушению общины. Переселенческая политика удалась лишь частично. Трудности, с которыми сталкивались переселенцы на новом месте, вынуждали многих из них возвращаться обратно. Аграрная реформа в целом способствовала созданию рынка свободных рабочих рук, приобщению части крестьян к товарному производству, т. е. продвижению России по пути капиталистического развития. Однако реформа не смогла смягчить социальные противоречия в обществе. Напротив, усилившееся расслоение российской деревни вело к революционизированию ее беднейшей части. Реформа вызвала противодействие со стороны и левых и правых сил. Убийство Столыпина в 1911 г., потеря властью интереса к проведению преобразований, противодействие крестьян (в силу традиционной, общинной психологии) не позволили завершить реформу. В 1912—1914 гг. в стране происходит подъем общественно-политического движения. Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война и вовсе остановила процесс реформирования в сельском хозяйстве. В наше время реформы П. А. Столыпина вызывают широкий интерес, ученые по-разному оценивают их характер и значение.