История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с. занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места. Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э. славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины, облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений.
Появл неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром
сверхьест существ, за кот стояли силы прир. Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи.
Киевская Русь в IX-X вв. Зарождение российской государственности
980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны (дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги (в военное время воины). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды (широкая общ-венная группа) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве.
Крещение Руси. Значение принятия христианства
В 988 г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись
сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – “десятину”.