Методика расчета исходных цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов:
· s постановка задач ценообразования;
· s определение спроса;
· s оценка издержек;
· s анализ цен и товаров конкурентов;
· s выбор метода ценообразования;
· s установление окончательной цены.
Задачи ценообразования ставятся на основе выбранной стратегии ценообразования и увязываются с общими целями развития компании. Так, например, к основным задачам, определяющим общую политику фирмы в области ценообразования, можно отнести следующие:
· s обеспечение "выживания" предприятия;
· s максимизация текущей прибыли;
· s завоевание лидерства по показателям занимаемой предприятием части рынка и тому подобное.
Определение спроса производится путем изучения зависимости спроса, цен и предложения.
Для определения зависимости между ценой, спросом и предложением в рыночной экономике применяются следующие основные методы измерения спроса и предложения:
· s проведение опроса потребителей;
· s прямой рыночный эксперимент на основе пробной продажи на рынке товара по новым ценам;
· s статистические методы, оценивающие кривые спроса и предложения на основе динамики изменения цен за определенный период времени.
Анализ спроса позволяет определить максимальную цену, которую может запросить фирма за свою продукцию. Минимальная цена определяется, как правило, издержками производства, представляющими собой совокупность затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Соответственно при формировании цены необходимо проанализировать все затраты предприятия на производство и реализацию продукции и постараться их максимально сократить.
Анализ данных, полученных в результате исследования взаимозависимости объема производства, затрат и прибыли, позволяет находить оптимальные управленческие решения в области повышения и обеспечения конкурентоспособности предприятия. В частности, деление затрат на постоянные и переменные и исследование их уровня и тенденций позволяет установить возможные пределы снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.
Установление цен в соответствии с конкретными рыночными условиями связано с необходимостью анализа цен и товаров конкурентов. Влияние фактора конкуренции на принятие решения об уровне цены зависит от структуры рынка, в частности от числа и типа компаний, работающих на рынке. В соответствии с выбранной стратегией ценообразования предприятие в большей или меньшей степени принимает во внимание цены конкурирующих фирм. Так, при стратегии ценового лидерства предприятие устанавливает и меняет цены на свои товары в зависимости от поведения предприятия – ценового лидера на рынке; при стратегии конкурентных цен предприятие снижает или оставляет без изменения свои цены в случае снижения или повышения цен конкурирующими предприятиями.
Среди распространенных в рыночной экономике методов ценообразования следует выделить:
s "прайсинговые" методы;
s методы поэлементного расчета;
s методы, основанные на установлении фиксированной цены;
s методы определения цены, основанные на компенсации издержек производства;
s поощрительные методы определения цены.
"Прайсинговые" методыоснованы на различных способах расчета цены – затрат и прибыли. Среди них выделяют:
s метод полных затрат;
s метод усредненных затрат;
s метод предельных затрат;
s метод стандартных (нормальных) издержек производства;
s метод целевой прибыли.
Метод полных затрат при расчете цены основывается на полных издержках производства и реализации продукции и прибыли, которая определяется исходя из средней по отрасли нормы за ряд последних лет, ссудного процента, средней скорости оборота капитала и уровня концентрации в отрасли.
Метод средних затрат отличается от предыдущего метода расчетом издержек как составляющей цены. При этом методе средние затраты на производство продукции определяется путем деления совокупных затрат на количество произведенных товаров. Затраты при этом подразделяются на постоянные переменные.
Метод переменных затрат применяется при предполагаемом расширении производства и сбыта. При данном методе в расчете цены используются предельные затраты, под которыми понимается изменение суммы общих затрат, возникшее в результате увеличения объема производства, на единицу продукции, то есть предельные затраты представляют собой издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.
Метод стандартных (нормальных) издержек производства при расчете цены основывается на нормативной калькуляции себестоимости продукции.
Метод целевой прибыли при расчете цены предполагает использование заранее определенного размера прибыли (целевой прибыли).
Метод повременной оплатыосновывается на фактических издержках, которые несет предприятие в результате выполнения работ. В основе использования этого метода ценообразования лежит расчет трех основных групп затрат: расходы на заработную плату и другие денежные выплаты персоналу; накладные расходы на функционирование центрального аппарата предприятия (фирмы); прямые расходы, связанные с выполнением конкретных работ. При этом цена работ определяется как сумма фактической величины затрат на заработную плату, умноженной на коэффициент накладных расходов, прямых расходов и прибыли.
Метод расчета стоимости проектных работ в процентах от стоимости реализации проектаиспользуется в строительной индустрии. При этом величина стоимости проектных работ рассчитывается исходя из общей стоимости строительства с учетом сложности строительного объекта. Соответственно используются повышающие коэффициенты, величина которых находится в зависимости от сложности работ.
Методы, основанные на установлении фиксированной цены.К ним относятся:
· s метод твердой фиксированной цены;
· s метод фиксированной цены с возможностью ее последующего пересмотра;
· s метод фиксированной цены, корректированной по скользящей шкале.
Метод твердой фиксированной цены предполагает ее неизменность вне зависимости от фактических издержек продавца при исполнении контракта.
Метод фиксированной цены с возможностью ее последующего пересмотра предусматривает установление фиксированной цены на ограниченном промежутке времени, по истечении которого цена может быть пересмотрена.
Метод фиксированной цены по скользящей шкале (метод ступенчатых цен) предполагает соответствующую фиксацию цен по периодам времени. К этим методам также можно отнести установление в контрактах (договорах) так называемых "скользящих" цен, которые предполагают сложение цены из двух частей: неизменной фиксированной базовой части и переменной надбавки к цене.
Метод определения цены, основанный на компенсации издержек производства,предусматривает обязательства производителя выполнить условия контракта (договора) при условии возмещения всех издержек.
Поощрительный метод определения ценыпредполагает особый учет в цене вознаграждения для исполнителя работ. Среди этих методов следует отметить:
· s метод фиксированной цены с поощрением;
· s метод издержек производства с поощрительным вознаграждением;
· s метод возмещения издержек с премиальным вознаграждением.
Метод фиксированной цены с поощрением предусматривает поощрение в цене, устанавливаемое в зависимости от снижения уровня фактических издержек производства по сравнению с плановыми. Поощрение, как правило, устанавливается в пределах 7,5 – 15% уровня издержек.
При методе издержек производства с поощрительным вознаграждением размер максимального вознаграждения ограничен (обычно 7,5% издержек), отклонение фактических издержек от плановых разрешается в пределах 25%. Кроме того, при этом методе размер вознаграждения поставлен в зависимость от соблюдения сроков и качества выполнения работ.
Метод возмещения издержек с премиальным вознаграждением используется главным образом в проектировании и предусматривает определение цены проекта исходя из минимального уровня издержек и премии за качество работы.
Установление окончательной (договорной, контрактной) цены товара производится с учетом большого количества факторов, которые приведены выше.
В настоящее время в условиях российской экономики существуют три вида рыночных цен: оптовая цена предприятия (или отпускная цена); оптовая цена промышленности (цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям); розничная цена – цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, то есть розничная цена является конечной.