Представители третьей квадры — это всегда реформаторы. Именно в этом направлении и проявляется в первую очередь их гражданская активность. В молодости они еще могут "переболеть" всякими идеологическими увлечениями, но в зрелом возрасте начинают понимать, что это "не их путь" — предпочитают работать в интересах своей ближайшей "команды": своей семьи, своих друзей, своих компаньонов. Характерна одержимость в достижении целей. Это исключительно деятельные натуры, наделенные огромной пробивной силой, сочетающейся с критическим отношением к достигнутым результатам.
Аспект "этики отношений" (- )» . Аспект "деловой логики" ( ), где в первую очередь преобладают интересы дела, рационализм, изобретательность, целесообразность и эффективность труда и как следствие этого —достойная оплата за качество и профессионализм.
Представители третьей квадры действительно очень доверчивые, простые в общении и демократичные по своей сути люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и считают себя вправе делить людей на "своих" и "чужих", руководствуясь исключительно личными симпатиями и антипатиями. Слабая "интуиция возможностей", — она здесь вытесненная ценность, поэтому на нее и не полагаются. Отсутствие амбиций здесь сочетается с чувством собственного достоинства. Но вот уважение к старшинству и общепризнанным авторитетам уже не является непреложной истиной. Воле родителей беспрекословно не подчиняются — ее здесь оспаривают. Традиции здесь не особо чтут — терпят, как некую условность.
Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Любому из них совершенно безразлично, кто и что про них станет говорить. Достаточно того, что они сами о себе думают. Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих только по их личным заслугам и качествам. Сами, если и имеют какое-то звание, не любят, когда об этом лишний раз упоминается — чувствуют себя неловко, а иногда и вовсе воспринимают это как иронию, поскольку обычно критически относятся к своим достижениям . Неприхотливые в быту, легкие на подъем. Сенсорика ощущений в третьей квадре относится к вытесненным ценностям. Поэтому изнеженность и изощренность здесь не в чести. Комфорт всегда оптимален, и устройство быта обычно не занимает много времени. "Квадра кочевников": "охота к перемене мест" — вполне естественна для любого из ее представителей. Из еды здесь не делают культа. О своем здоровье думают в последнюю очередь, а иногда и вовсе предпочитают не думать — "поболит и перестанет, само пройдет". Инфантильность здесь не в чести. С детьми не особенно нянчатся, поощряют раннюю самостоятельность. Секс в третьей квадре считается неотъемлемой частью аспекта "этики отношений", поэтому шутить на эту тему и широко обсуждать ее здесь не принято. Отношение к этому предмету — пуританское и довольно консервативное, несмотря на обманчивую внешнюю раскованность. О своих чувствах здесь стараются много не говорить (боятся их обесценить — слабая" этика эмоций") — чувства проверяются отношениями.
Блестящая карьера здесь не является самоцелью, — собственное место в системе иерархий тоже мало кого интересует, хотя любому из представителей третьей квадры очень важно себя реализовать. Кроме того, чрезвычайно важен результат своей работы.
Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых "добровольных началах" рассматривается как беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое, по мнению людей третьей квадры, никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. В третьей квадре считается, что всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. Здесь предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать "нужные знакомства" и выбивать себе пособия и пайки, — даже сама мысль об этом раздражает. Здесь принято считать, что само общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособного человека, а трудоспособному предоставить все возможности для того, чтобы максимально себя реализовать; и эти возможности должны быть равными для всех и не связанными какими-либо ограничениями.
Для любого из представителей третьей квадры самое нежелательное — это ограничение его деловой активности по объективным, не зависящим от него причинам — так называемый "комплекс связанных рук". Ограниченность объективных возможностей здесь самый наболевший вопрос: лично от себя можно потребовать любой самоотдачи, но повлиять на какие-то внешние обстоят
Представители третьей квадры очень не любят быть "выключенными из жизни"— это состояние их убивает. В том случае, например, когда их деятельность воспринимается враждебно, либо постоянно наталкивается на какие-то внешние препятствия, они начинают оберегать свое творчество от посторонних глаз и творить только "для себя" — у них развивается "комплекс "скупого рыцаря". Причем это явление более характерно для интровертов третьей квадры — Бальзака и Драйзера. "Комплекс "скупого рыцаря" — это ловушка, из которой очень трудно выйти: в решающий момент становится страшно открывать свои "сокровища" для всеобщего обсуждения, а, может быть, и осуждения.
И все же, неблагоприятные условия для творчества не являются здесь особой помехой — при любых обстоятельствах, в мирное или в смутное время — представитель третьей квадры непременно найдет способ себя реализовать.
В отличие от первой квадры, где высоко ценимой заслугой считаются оригинальная идея, удачный замысел, свежая задумка, в третьей квадре ценится не столько сама идея, сколько ее реализация. Именно созидание здесь ценится больше всего, возможно, поэтому все лавры, весь почет и все награды достаются здесь чаще всего именно экстраверту Джеку Лондону.
Программная функция — волевая сенсорика со знаком плюс + . носит поистине сокрушительный характер. В третьей квадре сила и мораль — понятия неразделимые. Поэтому одновременно с разрушением Цезарь ратует и за нравственную "перестройку" общества.
Аспект "этики отношений" со знаком минус (- ) Драйзера. Его социальной задачей является этическая коррекция общества, соответственно и знак минус придает его деятельности критическое, негативное направление — нравственная перестройка общества, разоблачение общественных пороков, переориентация общественного сознания. Негативный характер этого аспекта проявляется и в стремлении предъявлять людям жесткие этические требования, а также в своего рода "этической селекции"— стремлении избавить общество от взаимоотношений с теми, чей этический потенциал не соответствует необходимым требованиям. Аспект "этики отношений" в интерпретации третьей квадры — это всегда "воинствующая мораль", "воинствующая добродетель".
Третий доминирующий аспект — "оперативная (деловая) логика" со знаком минус ( ) — альтернативная "деловая логика", отказ от всего невыгодного и нецелесообразного, изменение экономической ориентации в сторону глобальной выгоды и эффективности.
Позитивная интуиция времени (+ ) означает ориентацию на будущее, на перспектив (хотя Бальзак не исключает и опыт прошлых ошибок). Это поиск новых и прогрессивных форм в промышленности и экономике, это умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации.
Кроме всего прочего, третья квадра характеризуется периодом социальной и политической зрелости, — периодом, когда приостанавливаются войны и общество сосредотачивается на процессе мирного переустройства и созидания.