Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренняя и внешняя политика Святослава (962 - 972)



Наибольшая военная активность в первый период существования Древнерусского государства приходится на правление великого князя Святослава, который был прозван князем - воителем. В изображении современников Святослав предстает не столько правителем крупной державы, сколько предводителем дружины, конунгом.

В начале боевой деятельности Святослава стоит разгром хазар, которые были основными торговыми конкурентами Киева. Святослав нанес решительное поражение хазарам - взял крепость Белую Вежу (Саркел) на реке Дон, победил ясов и касогов (что привело к захвату Тмутаракани). Ближайшим последствием этого был набег, в результате которого были захвачены в 969 г. Булгар, Итиль и Семендер, чем Хазарскому каганату был нанесен смертельный удар. Разгром Хазарии имел и свои отрицательные стороны. В причерноморские степи начинают беспрепятственно вторгаться различные кочевые народы. В 986 г. печенеги впервые напали на Киев, превратившись со временем в серьезную угрозу Руси.

С князем Святославом связано самое крупное военное столкновение с Византией. В середине X в. империя испытывала серьезные внешне и внутриполитические потрясения. Нарушение кочевниками торговых путей, давление арабов, мятежи полководцев делали для правителей империи необходимым привлечение сторонней боевой силы (руссов, печенегов).

В 70-е годы серьезной проблемой для Византии стала Болгария. Император решил использовать против болгар воинов киевского князя. Византийский хронист Лев Диакон сообщает о посылке к Святославу херсонесца Калокира с 1500 фунтами золота, чтобы склонить его к походу на Болгарию. Святослав соблазнился идеей сосредоточить в своих руках всю придунайскую торговлю. Вторгнувшись в 968 г. с большим войском (60 000) в Болгарию, Святослав начал войну. В большой битве под Доростолом (Силистрия) Святослав разбил болгар и захватил восточную часть Болгарии. Ставка была расположена в Переяславце. Неожиданная смерть болгарского царя Петра Симеоновича открыла широкие перспективы перед киевским князем. Святослав закрепился в Болгарии, что вызвало разрыв отношений с греками. Император Никифор Фока с помощью золота побудил печенегов напасть на Киев, надеясь таким способом увести руссов из Болгарии. Однако Святослав, отогнав печенегов от стольного города и заключив с ними мир, возвратился на Дунай.

За время его отсутствия меняется ситуация в империи. В 969 г. Иоанн Цимисхий, убив Никифора Фоку, занял византийский престол. Святослав поспешил укрепить свои позиции на Балканах и стал опустошать с помощью угров и печенегов Фракию. Византия не могла сразу в полной мере использовать против Святослава войска, так как они были заняты подавлением мятежа племянника свергнутого императора Варды Фоки. Только захватив Фоку, Цимисхий в начале 971 г. смог сам повести дела в Болгарии. Император обрушился на врага, использовав оплошность Святослава, оставившего незанятыми балканские перевалы. Цимисхий взял Преслав и болгары при первых успехах перешли на его сторону. После трехмесячной осады Доростола, где заперся Святослав с дружиной, был заключен мирный договор, по которому руссы уходили домой с оружием (получив провиант на дорогу).

Византийский хронист сообщает о возобновлении прежних торговых договоров. По договору Святослав обязался не нападать на Византию и не насылать печенегов на их владения. На обратном пути Святослав с небольшой дружиной подвергся нападению отряда печенежского князя Кури и был убит.

Многие историки считают, что Святослава нельзя назвать дальновидным политическим деятелем. Эта точка зрения основана на том, что Святослав уходя в многочисленные походы, часто оставлял Киев без защиты. Кроме этого, историки считают, что став формально великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, Святослав самостоятельно правил примерно с 960 года.

При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать -- княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах.

Но с данной точкой зрения нельзя согласится полностью.

Во - первых, потому, что Святослав, разгромив Хазарский каганат, уничтожил угрозу нападения хазар, постоянно нападавших на Киевскую Русь.

Во - вторых, Святослав, своими военными походами подчинил непокорное племя вятичей - последний восточнославянский племенной союз, непокоренный киевским князьям.

В- третьих, уходя в военные походы, Святослав рассаживал своих сыновей в городах и землях, чтобы они управляли ими в его отсутствие, чтобы не было никаких распрей. Тем самым он создал систему наместничества, которую продолжал совершенствовать его сын Владимир.

Владимир Святой (980 - 1015)

По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Киевский князь Ярополк убил брата своего, древлянского князя Олега. Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнеда, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: "не хочу разуть (разуть жениха - свадебный обряд; разуть - вместо выйти замуж) сына рабы", попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслед за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка. Летописец наш изображает вообще Владимира жестоким, кровожадным и женолюбивым; но мы не можем доверить такому изображению, так как по всему видно, что летописец с намерением хочет наложить на Владимира-язычника как можно более черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства. С большею достоверностью можно принять вообще известие о том, что Владимир, будучи еще язычником, был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений, так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом он повелевал новгородскою землею - берегами рек: Волхова, Невы, Меты, Луги, - землею белозерскою, землею ростовскою, землею смоленскою в верховьях Днепра и Волги, землею полоцкою на Двине, землею северскою по Десне и Семи, землею полян или киевскою, землею древлянскою (восточною частью Волыни) и вероятно, также западною Волынью. Радимичи, жившие на Сожи и вятичи, жители берегов Оки и ее притоков, хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдаленных ятвягов, полудикий народ, живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно, однако, думать, чтобы это обладание имело характер государственный: оно ограничивалось собиранием дани, где можно было собирать ее, и такое собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью чужеземцев-скандинавов, называемых у нас варягами, и роздал им города, откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

Но, несмотря на то, что князь Владимир, укрепился на киевском престоле в результате братоубийственной войны, несмотря на то, что он практически был убийцей своего брата Ярополка, в Русской Православной церкви он назван Святым, как и его бабка Ольга, и возведен к лику святых.

Придя к власти, все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия;

Владимир начал также чеканку монеты -- золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.

По монетам известен и княжеский знак Владимира -- знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями -- Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, -- а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Но основное событие, которое произошло в результате деятельности Владимира Святославовича - это крещение Руси в 988 году.

Необходимость крещения Руси объяснялась рядом исторических причин. Интересы развивающегося государства диктовали отказ от многобожия с его племенными богами и введение монотеистической религии. Требовались единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Весь европейский мир уже перешел к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Христианство с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение к человеку, укрепляло семью как ячейку общества. Приобщение к христианству способствовало развитию культуры, письменности, духовной жизни. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не давало объяснения появлению на Руси новых общественных отношений и неравенства людей, деления на богатых и бедных, на верхушку и низы общества. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога, примиряло людей с действительностью. Главным в нем было требование совершенствования души и свершения добра. Тем самым христианство обещало вечное спасение и блаженство в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то ощущал себя духовно выше любого богача, нажившего добро неправедным путем. Христианство допускало отпущение грехов, очищение души кающегося.

Владимир принял христианство по византийскому православному образцу по двум объективным предпосылкам:

- во - первых, его бабка Ольга в 957 году приняла личное крещение во время так называемого великого посольства в Византию. Тем самым она познакомила княжескую администрацию с этой религией. Кроме того, многие дружинники, сопровождавшие княгиню, приняли вслед за ней крещение. Этот шаг Ольги открыл границы для миссионеров, которые начали свою проповедническую деятельность на территории Киевской Руси.

- во - вторых, все международные связи первых русских князей, начиная с Олега, сквладывались именно с Византией - походы на Царьград князя Олега в 907 и 911 годах, Походы Игоря в 941 и 944 года, русско - византийская война Святослава 971-972 гг.

Именно эти события в дальнейшем предопределили выбор князя Владимира.

Заключение

Первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы.

Олег представлялся нам не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем - нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход.

Политика Игоря отличалась от Олега. Игорь недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера прибавлена еще другая - корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною - здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали.

При Ольге Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Ольга установила нормы повинностей - дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство. Ольга была рачительная, дальновидная, мудрая устроительница Русской земли.

Сын Ольги и Игоря Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. С 964 года по 972 он ведет почти непрерывные войны с Волжской Болгарией и Хазарией. Основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. Святослав - витязь, спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегавший жизненным удобствам ради быстроты движения войска и военных побед.

При Владимире было принято христианство, что стало эпохальным событием в нашей истории.

Так росло Древнерусское государство, укрепление которого привело к активизации внешней политики.

В заключении необходимо отметить следующие выводы:

- во - первых, главным содержанием деятельности князей являлось объединение всех восточнославянских племен под властью великого киевского Князя; а также, приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

- во - вторых, в результате деятельности первых русских князей оформилась территория Древнерусского государства, сформировалась княжеская администрация в виде раннефеодальной монархии.

- в- третьих, при князе Владимире, а в последствии при его сыне Ярославе Мудром были заложены условия для расцвета государства, для развития культуры и письменности.

Список использованной литературы

Источники:

1. Хрестоматия по истории России. М.,1989

Монографии:

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1 , М.,2005

2. Платонов С. Ф. Учебник русской истории -- С-Пб.: Наука, 1994

3. Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. М., 1994

4. Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь -- М.: Наука, 1993

5. Рыбаков Б. Киевская Русь и русские княжества XII--XIII веков. М., 1982

6. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2003.

7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: М, 1962,

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.