Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация нотариата в советской России. Законодательство о нотариате советского периода.



После Октябрьской революции и упразднения Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г.2 судебных органов нотариусы России практически прекратили свою деятельность, хотя в Декрете ничего не говорилось об упразднении нотариальных контор. Однако уже через год в Декрете о суде № 23 предусматривалось, что нотариальные действия совершаются нотариусами. Вместе с тем, какие нотариальные действия и каким образом они совершаются, определено не было еще четыре года: лишь 4 октября 1922 г. принимается первый законодательный нотариальный акт советского периода — Положение о государственном нотариате РСФСР4. В советской России нотариат был сразу же учрежден как государственный орган и в разные периоды своего существования входил в систему либо судов, либо органов юстиции.

По Положению от 4 октября 1922 г. исполкомы местных органов власти открывали государственные нотариальные конторы во всех городах республики. Исполкомам было разрешено учреждать конторы также и в сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.п. Общее число государственных нотариальных контор утверждалось Народным комиссариатом юстиции.

14 мая 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "Об основных принципах организации государственного нотариата"1. В качестве общих начал деятельности государственного нотариата были провозглашены:

— недопустимость занятия государственными нотариусами иных государственных должностей (за исключением выборных и преподавательских); запрещение состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, участвовать в торговых и промышленных предприятиях;

— получение государственными нотариусами и прочими сотрудниками государственных нотариальных контор вознаграждения за свой труд только от государства;

— необходимость соблюдения государственными нотариусами и всеми сотрудниками государственных нотариальных контор тайны выполняемых ими нотариальных действий.

Относительно того, каким образом должна соблюдаться "тайна совершаемых нотариальных действий", в ч. 2 ст. 13 постановления указывалось: "Справки выдаются лишь лицам, по поручению или в отношении которых выполнялись нотариальные действия, а равно по требованию прокуратуры, судебных и следственных органов и в других случаях, специально предусмотренных законом". Очень скоро, уже в Положении о государственном нотариате от 4 октября 1926 г., была закреплена обязанность нотариусов сообщать в органы торговой регистрации сведения, подлежащие согласно законам о торговой регистрации внесению в торговый реестр; в кредитные и другие учреждения, по указанию Народного комиссариата юстиции, сведения о "протестованных" векселях. Председателям губернских и окружных судов предоставили право разрешать получение справок у нотариусов и иным, кроме указанных, правительственным учреждениям, если эти сведения были необходимы им в государственных интересах. Кроме того, нотариусы согласно Положению о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, должны были направлять в финансовые органы "копии нотариально удостоверенных актов дарения"2. По более поздним положениям о государственном нотариате какая-либо информация о совершенных нотариальных действиях стала менее доступной.

В первые десятилетия своего существования государственные нотариальные конторы в соответствии с п. 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. состояли в ведении губернских и им соответствующих судов и действовали, как и в дореволюционной России, под их непосредственным: руководством и наблюдением. Президиумы губернских советов народных судей должны были проводить периодическое обследование нотариальных контор, осуществлять постоянное наблюдение за их деятельностью, принимать и проверять отчеты и сводки государственных нотариальных контор. В послевоенные годы руководство всей практической деятельностью нотариальных органов осуществляло Министерство юстиции, а с середины 60-х гг. — снова суды. В начале 70-х гг. руководство деятельностью государственных нотариальных контор вновь перешло к органам юстиции. Судебные органы и органы юстиции в 60—80-е гг. обязаны были проводить проверки государственных нотариальных контор не реже одного раза в два года1.

В советский период отдельные нотариальные действия стали совершать не только государственные нотариальные конторы, но и районные исполкомы, городские, поселковые и сельские советы. Еще по Положению от 4 октября 1922 г. в местностях, где не были учреждены нотариальные конторы, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей с оплатой нотариальных действий по существующей таксе. После введения в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. отдельные функции государственных нотариальных контор могли возлагаться и на иные государственные органы. Так, выполнение нотариальных действий для находящихся за границей учреждений, организаций и граждан, а также для иностранных юридических лиц и граждан по сделкам, которые будут исполняться на территории СССР, возлагалось на консульские учреждения СССР (п. 16). В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1937 г. № 99/898 воинские части и учреждения вправе были свидетельствовать копии с документов, исходящих от них2. По постановлению СНК СССР от 15 сентября 1942 г. № 1536 всякого рода доверенности, а также завещания военнослужащих могли быть удостоверены и командованием отдельных воинских частей, а доверенности и завещания военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях, начальниками госпиталей1.

В конце 20-х гг. в крупных городах и поселениях, где имелось несколько нотариальных контор, с разрешения Народного комиссариата юстиции допускалось открытие специальной вексельной конторы. Там же, где было две и более государственных нотариальных контор, одна из них стала называться первой. Позднее, с середины 60-х гг., первые нотариальные конторы обязательно должны были быть в каждом республиканском, краевом, областном центре, городах Москве и Ленинграде. Компетенция первых нотариальных контор отличалась от компетенции всех остальных контор данной местности. В разные годы на первые нотариальные конторы в законодательном порядке возлагалось совершение таких нотариальных действий, которые другими нотариальными конторами этой местности не выполнялись. Кроме того первые государственные нотариальные конторы должны были совершать и все остальные нотариальные действия, предусмотренные законодательством РСФСР. Помимо должности государственного нотариуса появилась должность заместителя нотариуса, которому также предоставлялось право совершать нотариальные действия. В тех же государственных нотариальных конторах, где работали несколько нотариусов, один из них назначался старшим. В крупных государственных нотариальных конторах у старшего государственного нотариуса были один или несколько заместителей.

Однако нотариальные конторы имелись далеко не во всех населенных пунктах России. Сначала выполнение отдельных нотариальных действий в местностях, где не имелось нотариальных контор, было возложено на районные исполкомы, городские и сельские советы в пределах постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 15 июня 1925 г. о засвидетельствовании сделок, договоров и документов2. По Положению о государственном нотариате от 20 июля 1930 г.3 районные или соответствующие им исполкомы, а также горсоветы городов и поселков, не являющихся районными центрами, в населенных пунктах, где не было нотариальных контор, выполняли все нотариальные действия, которые могли совершать государственные нотариальные конторы.

10 июня 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР постановили изъять из ведения районных исполнительных комитетов и городских советов функции по выполнению нотариальных действий и сосредоточить их в нотариальных конторах, а в тех местностях, где по объему работы организация нотариальных контор являлась нецелесообразной, открыть для совершения нотариальных действий нотариальные столы при народных судах1. В послевоенные годы право совершать отдельные нотариальные действия сначала было предоставлено исполнительным органам только сельских советов (станиц, хуторов, аулов), а затем и районных, городских, а также поселковых советов.

Для хранения нотариальных книг и документов государственных нотариальных контор по Положению о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. при президиуме губернского совета народных судей был учрежден нотариальный архив. Все государственные нотариальные конторы обязаны были в конце каждого года сдавать нотариальные книги и реестры в этот архив. С 1927 г. нотариальные архивы стали храниться либо в самих нотариальных конторах, либо в первой государственной нотариальной конторе тех городов, где такая контора существовала. Однако не все первые государственные нотариальные конторы имели возможность принимать на хранение архивы других контор, и эти архивы оставались в тех конторах, где совершались нотариальные действия. Согласно перечню документальных материалов, утвержденному председателем Верховного Суда СССР 9 февраля 1963 г. и начальником Главного архивного управления при Совете министров СССР 26 февраля 1963 г., сроки хранения всех актовых книг, карточек нотариальных действий, первых (основных) экземпляров всех нотариально удостоверенных договоров и завещаний, нотариальных реестров, книг регистрации арестов и запрещений, регистрационных книг по учету наследственных и.выморочных дел и алфавитов к ним были определены как постоянные2.

В советский период существования государственного нотариата всегда было запрещено совершать нотариусам какие-либо нотариальные действия в отношении себя лично, на имя и от имени своих родственников, а также сотрудников нотариальных контор и архива. В разные периоды круг родственников определялся в законодательных актах не одинаково:

— "по прямой линии, братьев и сестер" (п. 9 Положения от 4 октября 1922 г.);

— "на имя или от имени своей жены, своих и ее родственников по прямой линии, своих и ее братьев и сестер" (п. 5 Положения 1923 г.)1. В последующих положениях вместо "жены" стало предусматриваться "супруга", а братья и сестры супруга нотариуса были исключены из этого круга родственников.

Важное значение в советской России в деятельности нотариусов придавалось не только совершению ими нотариальных действий в соответствии с действовавшим законодательством, но и выполнению поставленных перед ними других задач:

— оказания трудящимся активного содействия "к ограждению их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и т.п. обстоятельства не могли быть использованы им во вред" (п. 12 постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г.);

— укрепления социалистической законности, предупреждения правонарушений, охраны прав и законных интересов граждан, а также организаций (ст. 1 Положения о государственном нотариате РСФСР от 30 сентября 1965 г.)2;

— охраны социалистической собственности, прав и законных интересов граждан и организаций, укрепления социалистической законности и правопорядка, предупреждения правонарушений (ст. 1 Закона РСФСР о государственном нотариате)3.

Возлагалась на нотариусов и работа по оказанию методической помощи должностным лицам исполкомов, совершающим нотариальные действия.

В первые годы существования государственного нотариата на должности нотариусов, возглавлявших нотариальные конторы, назначались лица "пользующиеся правом избирать и быть избираемыми в советы рабочих и крестьянских депутатов" и выдержавшие соответствующее испытание по определенной программе (п. 2 Положения о государственном нотариате от 4 октября 1922 г.). Однако уже по постановлению ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. нотариусы назначались по представлению соответствующих судов "из числа лиц, имеющих право быть избранными в народные судьи". В конце 40-х гг. на должности нотариусов стали назначаться лица, имеющие высшее или среднее юридическое образование, а с середины 60-х — имеющие высшее юридическое образование. Тем не менее в середине 80-х гг. 20 процентов государственных нотариусов не имели высшего юридического образования1.

Нотариат в советской России всегда был и оставался только государственным до реформы 1993 г. Государственные нотариальные конторы в первые десятилетия своего существования содержались за счет поступлений от сборов за совершаемые нотариальные действия в пределах сметы, утверждаемой в 20-е гг. президиумом совета народных судей, а затем Народным комиссариатом юстиции. Суммы, оставшиеся после покрытия всех предусмотренных сметой расходов на содержание нотариальных учреждений, перечислялись в доход казны. Позднее содержание нотариальных контор было отнесено па республиканский бюджет по смете Министерства юстиции РСФСР. Несмотря па то что нотариальные услуги во все годы советской власти были платными и вся взысканная государственная пошлина поступала в доход государства, обустройству и содержанию нотариальных контор уделялось мало внимания.

Нотариальные конторы часто размещались в малопригодных для приема граждан помещениях. В крупных городах три-четыре, а порой и больше нотариусов в одном кабинете одновременно принимали граждан. Штаты технических работников были малочисленны — один консультант или секретарь на несколько нотариусов. Не хватало пишущих машинок, не было никакой копировальной техники. С середины 60-х гг. нагрузка нотариусов стала возрастать быстрыми темпами. В эти годы во многих нотариальных конторах нотариусы не только готовили проекты документов и совершали нотариальные действия, но и сами выполняли всю техническую работу: печатали нотариальные документы на машинке или писали их от руки, регистрировали нотариальные действия в реестре и других книгах. Такая организация труда в советском нотариате существовала долгие годы. Сами нотариусы не могли что-либо изменить в организации и обеспечении своей деятельности. Многочисленные очереди в нотариальные конторы, особенно в крупных городах России, становились обычным явлением. И хотя работа нотариальных контор в силу специфики их деятельности почти никогда не освещалась, проблема очередей была поднята в печати2. Тогда только и обратили внимание на то, в каких условиях работают советские нотариусы, какую непосильную нагрузку они несут. Бедность нотариальных контор, примитивная организация труда в них никак не увязывались с теми задачами, которые были возложены на государственных нотариусов. Вместе с тем исполнение нотариусами своих непосредственных обязанностей — совершение нотариальных действий — не вызывало никаких нареканий ни со стороны обращающихся к ним граждан, ни со стороны государственных властей. Судебные органы уважительно относились к деятельности государственных нотариусов и, как правило, считались с их мнением. "Скромно и незаметно работает нотариус, заботится об обеспечении прав граждан и интересов общества. Но дело его незаметным кажется лишь на первый взгляд. Это большое государственное дело, требующее глубокого знания законодательства, профессионального мастерства, опыта, человеколюбия", — отмечалось в передовой статье газеты "Известия" — печатного органа Верховного Совета СССР.

Министр юстиции СССР приказ9м от 19 октября 1976 г. № 22 "О дальнейшем совершенствовании работы государственного нотариата" обязал Министерство юстиции РСФСР и отделы юстиции краевых, областных, городских Советов принять меры к улучшению размещения нотариальных контор и к обеспечению их оргтехникой1. Во второй половине 70-х гг. сеть нотариальных контор в РСФСР стала расширяться. Нотариат, до этого отличавшийся стабильностью кадров, пополнился новыми специалистами. Уже к середине 80-х годов в нотариальных конторах страны 40% нотариусов имели небольшой опыт работы (менее трех лет). Потребности же общества в нотариальном обслуживании все возрастали, а нагрузка нотариусов практически не уменьшалась. Многие должности нотариусов длительное время оставались вакантными, или же на них назначались лица без необходимой профессиональной подготовки. Кроме того, из-за большой нагрузки и плохих условий труда среди молодых нотариусов наблюдалась значительная текучесть кадров. Но и в середине 80-х годов проблемы нотариата оставались те же: в приказе министра юстиции СССР от 10 октября 1885 г. снова отмечалось, что в ряде областей РСФСР значительное число нотариальных контор размещено в малопригодных помещениях, в них недостает пишущих машинок, оборудования, копировальной и другой техники, не в полной мере удовлетворялись потребности государственных нотариусов в кодексах, комментариях к законодательству и иных нормативных и методических материалах.

Значительное число сельских районов все еще не имело нотариальных контор1. Несмотря на принимаемые советскими властями меры, заметно улучшить положение государственных нотариальных контор так и не удалось. "Нотариус — древняя профессия, престижная за рубежом и до крайности униженная у нас, хотя носит гордое название "государственный"... А ведь нотариусами работают квалифицированные юристы из чистой любви к своему делу", — писали на страницах журнала "Советская юстиция" его читатели в конце 80-х годов, сочувствуя нотариусам, которые честно и добросовестно выполняли возложенные на них государством непростые обязанности2.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.