Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методология исследования и его проведение



 

Во второй главе дипломной работы представлена организация проведенного эмпирического исследования и его результаты. Исследование было направлено на изучение справедливости выдвинутой в работе гипотезы о том, что психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются от психологических особенностей детей, воспитывающихся в семье.

Методология исследования была разработана на основе естественнонаучной исследовательской парадигмы.Соответственно, планирование началось с определения цели, задач, объекта, предмета, методов, методик, выборки исследования.

Цель эмпирического исследования – выявить психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом исследования сталидети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования выступило влияниестатуса «сироты» на формирование психологических особенностей ребенка.

Выборку составили 60 человек, из них 30 человек – это подростки, воспитывающиеся в детском интернатег. Иваново(экспериментальная группа) и 30 – это подростки, воспитывающиеся в семьях (контрольная группа) и посещающиеУчреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Иваново».Возраст испытуемых составляет 13–15 лет.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести изучение иерархии ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в интернате и семье.

2. Изучить личностные особенности подростков, воспитывающихся в интернате и семье.

3. Изучить уровень социально-психологической адаптации и возможные тенденции к дезадаптации у подростков, воспитывающихся в интернате и семье.

4. Провести корреляционный анализ взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и личностных особенностей подростков, воспитывающихся в интернате.

5. Разработать программу социально-психологического сопровождения.

Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение исследований личностных особенностей подростков, изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций подростков, валидные и апробированные методики (Методика «Ценностныеориентации», разработанная М. Рокичем, Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В) «Фрайбургский личностный опросник», опросник социально-психологической адаптации (ОСПА)), сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов. В процессе изучения литературы по теме: «Социально-психологическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей», было выстроено экспериментальное исследование, в ходе которого были использованы следующиеметоды:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературныеисточники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные идискуссионныеположения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме ипутях еерешения.

2. Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.

3.Методынаблюдения и опроса.

4.Методысравнительного анализа данных.

5. Метод статистическойобработкирезультатов.

Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследовании группы подростков.

Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.

В исследованиидля решения задач использовались следующиеметодики:

1. Провести исследование иерархии ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в интернате и семье, с помощью методики«Ценностныеориентации» М.Рокича [16, с. 26–28], которая позволяет определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.Согласно М.Рокича различают два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Подробное описание методики смотреть в Приложении А.

2.Для изучения личностных особенностей был использован многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В) «Фрайбургский личностный опросник» [37,с.365–378].

Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике– 114. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал.

Шкала I (невротичность), шкала II (спонтанная агрессивность), шкала III (депрессивность), шкала IV (раздражительность), шкала V (общительность), шкала VI (уравновешенность), шкала VII (реактивная агрессивность), шкала VIII (застенчивость), шкала IX (открытость), шкала Х (экстраверсия – интроверсия), шкала XI (эмоциональная лабильность), шкала XII (маскулинизм– феминизм). Подробное описание методики смотреть в Приложении Б.

3. Оценка социально-психологической адаптации измерялась с помощью опросника социально – психологической адаптации (ОСПА). Он предназначен для интегральной и дифференцированной оценки социально-психологической адаптации человека [24,с.145–155].

Опросник включает 5 шкал каждая, из которых позволяет оценить социально-психологическую адаптацию в различных координационных социальных отношений:

1). Я-Я (отношение к себе), 2). Я-семья, 3). Я-коллектив, 4). Я-учеба (отношение к содержанию учебы), 5). Я-школа (позволяет оценить отношение к условиям и режиму учебы). Можно выделить как интегральные характеристики и уровень социально – психологической адаптации, так и основные тенденции к дезадаптации.Подробное описание методики смотреть в Приложении В.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.