Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Реорганизация органов управления



Первые меры централизации были приняты уже во время войны. Реорганизации подверглись органы управления и суд. Было перестроено и военное управление. В 1746 г. в Вене была учреждена Всеобщая коммерческая коллегия для единого управления экономической политикой страны. Наиболее же важные реформы последовали на рубеже 40-х и 50-х годов. В 1748 г. сеймы австрийских и чешских земель согласились предоставить центральному правительству право сбора налогов на 10 лет вперед. Налоговые и военные вопросы были переданы от земских органов вновь созданным “депутациям”, подчиненным дворцовой комиссии в Вене. Вместо двух крайских гетманов - от панства и рыцарства - в 1751 г. был введен один, оплачиваемый королевский чиновник. В руках сословий осталась в прежнем объеме лишь патримониальная административная власть. В 1749 г. были созданы учреждения, ответственные как за чешскую так и за австрийскую части монархии: директориум по политическим и финансовым вопросам и Высшая судебная палата. Феодальные особенности земель Чешской короны были сильно ослаблены. Впрочем компетенция новых центральных органов не распространялась на Венгрию: Мария Терезия обязалась за помощь во время войны предоставить венгерской шляхте широкие права. Это способствовало углублению различий в развитии частей монархии, которое в XIX в. вылилось в австро-венгерский дуализм. Семилетняя война (1756 -1763) за возвращение Силезии, окончившаяся для Австрии неудачно, показала, что надо искать новую форму государства, которой и стал просвещенный абсолютизм. Это - особый тип абсолютной монархии, развившийся во второй половине XVIII в. во многих государствах Европы. Он характеризуется многосторонней реформационной деятельностью, не посягавшей на сущность феодального строя, но устранявшей наиболее обветшалые феодальные институции. С этой точки зрения просвещенный абсолютизм можно считать прогрессивной формой государства.

Реформы просвещенного абсолютизма в Австрии укрепили феодальное государство и временно ослабили антагонизм классов с помощью половинчатых решений наиболее острых проблем. Все же объективно такая политика подрывала феодальную систему, давая капитализму условия для развития. С другой стороны, создавались условия для перехода части феодальных привилегий в новое общество.

Абсолютизм второй половины XVIII в. идеологически опирался на просвещенческое мышление. В принципе эти явления противоположны, но в определенных условиях срастаются в симбиоз. Просвещение зародилось в экономически развитых странах Западной Европы как антифеодальная идеология растущей буржуазии, а просвещенный абсолютизм оставался формой феодальной монархии. Идея просвещенного абсолютизма отражала стремления умеренных и политически незрелых кругов буржуазии - с помощью реформ сверху достигнуть построения общества на буржуазных основах.

В зависимости от особенностей развития отдельных стран абсолютизм имел различные черты. В Австрии просвещенный абсолютизм развился при Марии Терезии (1740 - 1780), достиг вершины при Иоcифе II (1780 - 1790) и закончился при Леопольде II (1790 - 1792). Главной опорой абсолютизма в Габсбургской монархии стала та часть шляхты, которая стремилась использовать возможности развивающегося капитализма, понимала необходимость реформ и принимала их. Но существовала и оппозиция реформам. Австрийский просвещенный абсолютизм опирался прежде всего на армию и бюрократию. Проведением реформ в таможенной и денежной системе, в цеховой организации, строительством коммуникаций просвещенный абсолютизм устранял препятствия в развитии промышленности, торговли и финансов. Финансовое положение монархии было тяжелым, а выход виделся в изменении системы обложения, связанном и с ограничением привилегий шляхты. Введением кадастра 1757 г. правительство добилось частичного обложения доходов феодалов от земледельческого и промышленного предпринимательства, от крестьянских повинностей и барщины. Но вообще увеличение платежеспособности предпринимателей и торговцев было возможно только при покровительстве их деятельности. Правительство Марии Терезии расширило сеть дорог, установило единую систему мер и весов, ввело в 1775 г. единый таможенный тариф, создало экономические учреждения, развивало мануфактуры. Предпринимателям предоставлялись льготы, с 40-х годов развивалась конкуренция между предприятиями. Были ликвидированы цеховые пережитки, осваивались необрабатываемые земли, проявлялась забота об улучшении социального и правового положения крестьян. Шляхта сопротивлялась всем этим инициативам терезианского правительства.

Назрели изменения и в системе управления государством. Было реорганизовано не только центральное, но и земское управление: в 1763 г. были учреждены “губерниумы”. В Чехии во главе губерниума был поставлен “высший пуркрабий”, в Моравии - земский гетман, которые, являясь главами сеймов и земского сословного комитета, представляли сословия в отношениях с центральным правительством. Однако административные должности в губерниумах предоставлялись государственным чиновникам, а не местной шляхте. Реформы коснулись также финансовой системы и судопроизводства, в 70-х годах были отменены пытки и жестокие наказания. Ликвидировались феодальные суды. Судопроизводство стало осуществляться людьми со специальным образованием.

Административная и судебная реформы вызвали необходимость реорганизации школьного дела. Требовались профессионально подготовленные чиновники и офицеры, ремесленники и даже крестьяне. В Вене были основаны военная и инженерная академии, университетское образование ориентировалось на подготовку чиновников, судей, врачей, священников. В1775 г. вышел новый школьный устав для пятилетних гимназий, где изучались естественные науки и история. Возникла новая система элементарных школ. В приходах создавались “тривиальные школы”, обучавшие на родном языке чтению, письму, счету. В городах Праги появились “главные школы” с преподаванием латинского языка, географии, истории; в резиденциях местных органов управления - “нормальные школы” для подготовки учителей. В главных и нормальных школах обучение осуществлялось на немецком языке для школьников от 6 до 12 лет. Грамотность населения повышалась, но обучение на немецком языке вело к германизации.

Были приняты меры и для подчинения церкви государству.

В период Семилетней войны чешским землям приходилось обеспечивать боевые действия оружием и продовольствием. Война принесла опустошение, рост налогов, уменьшение числа рабочих рук.

После окончания войны ослабел франко-австрийский союз. Пруссия, сближаясь с Россией, с опаской смотрела на рост ее могущества и принимала меры к сближению с Австрией. Встречи Фридриха II Прусского и Иосифа II Австрийского привели к выработке плана раздела агонизировавшего польского государства. По соглашению 1772 г. Австрия получила область Спиш и южную часть Польши (Галицию), а в 1774 г. присоединила к себе турецкую Северную Молдавию (Буковину).

Расширение территории Габсбургской монархии имело значение и для чешских земель, для которых Галиция стала потенциальным рынком сбыта. Влившийся в монархию славянский этнос несколько ослабил влияние в государстве немецкого имперского элемента.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.