Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕКАБРИСТЫ И СИБИРСКАЯ БУРЖУАЗИЯ



Вопросу о взаимоотношениях декабристов с различными слоями населения Сибири, их влиянии на местную общественную жизнь посвящена обширная литература.

При этом наиболее определенные сведения мы имеем о влиянии декабристов на трудовое население Сибири, на интеллигенцию, на местные народы. Гораздо в меньшей степени изучена проблема взаимоотношений декабристов с сибирской буржуазией. Эта тема растворялась в общей литературе о декабристах, что было в какой-то мере закономерно, вследствие мало изученности истории сибирской буржуазии вообще, а также классовой неоформленности ее в то время.

Само по себе решение этой проблемы имеет немаловажное значение для выяснения характера деятельности декабристов в сибирский период их жизни, той роли, которую они сыграли в деле развития общественной активности разночинцев Сибири. Этот вопрос представляет интерес и в связи с разрешением проблем эволюции самой сибирской буржуазии, раскрытием ее политического облика. В целом дружественные отношения декабристов с нарождающейся буржуазией Сибири, как впрочем, и со всем населением, является несомненным фактом.

Декабристы в сибирский период жизни объективно были заинтересованы в установлении контактов с обществом. В качестве посредников в налаживании этих связей выступали их родственники и сибирские друзья среди купцов. Известны купцы, которые были настоящими друзьями и учениками декабристов, также как Н.Н. Пестеров, Н.А. Белоголовый, Б.В. Белоозеров и другие. К ним же следует отнести и кяхтинского купца А.М. Лушникова.

Надо сказать, что взаимоотношения декабристов и Лушникова не являлись чем-то исключительным, иначе они не представляли бы никакого интереса. Если говорить о декабристах, то только Лунин и Выгодовский продолжали вести в Сибири революционную пропаганду. Остальные же занялись просветительской и хозяйственной деятельностью. Если говорить о представителях буржуазии, то среди них мы найдем немало людей, могущих назвать себя учениками декабристов. Это, например, друг И.И. Горбачевского - Б.В. Белоозеров, ученик А.П. Юшневского - Н.А. Белоголовый. Другой пример - верхнеудинский купец Г.А. Шевелев.

Изучение отношений декабристов и сибиряков вписывается в рамки более широкой проблемы о влиянии декабристов на своих учеников и последователей не только в сибирский период, но и после возвращения из Сибири. Многие сибиряки, активно участвовавшие в общественном подъеме периода первой революционной ситуации, в свое время восприняли основные убеждения декабристов. Их деятельность, в какой-то степени, - тоже проявление влияния декабристов. И в этом плане важно выявить контакты декабристов с их старыми друзьями и учениками.

Изучением деятельности Н.А. Белоголового - известного общественного деятеля и литератора, активного члена, а может быть, и руководителя иркутского кружка - занимался старейший сибирский историк Б.Г. Кубалов. Он первым ввел в научный оборот материалы фонда Н.А. Белоголового, хранящиеся в Рукописном отделе Государственной библиотеки им. В.И. Ленина (РО ГБЛ), "обратив внимание на их исключительное богатство.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно – политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики.

Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.

2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.

3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.

4. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.

5. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.

6. Поджио А.В. Записки декабриста. М. 1980 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.