Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Министерство юстиции в период Революции 1917 года



Министерство юстиции в период Первой мировой войны и Революции 1917 г. строило свою работу применительно к условиям военного времени и использовало опыт работы с революционными выступлениями 1905 г. Еще до 1 августа 1914 г., за несколько месяцев до начала войны с Германи­ей, законом от 20 июля 1914 г. учреждались полковые, этапные, корпусные военно-окружные суды и главный военный суд. Дело в суде рассматрива­лось не более двух суток при закрытых дверях. Вводились более суровые меры наказания. Согласно Положению о полевом управлении в военное время местности, примыкающие к фронту, объявлялись на осадном воен­ном положении, а вся остальная территория — на положении чрезвычай­ной охраны. Это влекло за собой возможность создания в этих местностях введенных еще Положением от 20 августа 1906 г. военно-полевых судов, фактически органов внесудебной расправы.

Этот тяжелый для России период характеризовался «министерской че­хардой»: за время Первой мировой войны сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, четыре военных ми­нистра. Война требовала экономии во всем. Министерство приказало, напри­мер, своим органам пересылать несекретную судебную корреспонденцию «без оболочек», обновление учетных реестров и книг производить не еже­годно, а по мере необходимости. 18 августа 1914 г. вышел циркуляр Мини­стерства об экономии на услугах телефонной связи. Для этого вводились специальные сокращения часто употребляемых наименований: Министер­ство юстиции — Минюст, председатель судебной палаты — предлат, проку­рор судебной палаты — прокулат, председатель окружного суда — пресуд, прокурор окружного суда — прокусуд... «Журнал Министерства» сообщал, что «ввиду встречаемых ныне исключительных затруднений технического и финансового характера при печатании» редакция вынуждена временно прекратить воспроизведение текстов объявляемых узаконений, ограничи­ваясь лишь публикацией одних названий. Нотариусы, как наиболее близ­кие к населению чиновники, обязывались Министерством популяризиро­вать и внедрять военные займы. Прокурорам поручалось следить за усиле­нием ответственности за тайное винокурение, «представляющее серьезную опасность для народной трезвости». Военное время и тотальная экономия все же не помешали вспомнить о знаменательной дате — в ноябре 1914 г. был опубликован Высочайший рескрипт в адрес Министерства юстиции по поводу 50-летия Судебных уставов императора Александра И. В 1916 г. под председательством А. Ф. Кони Правительствующим Сенатом и Мини­стерством юстиции был организован Попечительский комитет для помо­щи участникам и жертвам войны.

15 июля 1916 г. Совет министров передал министру юстиции функцию по подчинению местностей, в которых прекращена по военным обстоя­тельствам деятельность судебных и судебно-административных установле­ний, ведению других подобных учреждений.

В этот же период продлены сроки полномочий мировых судей в опреде­ленных губерниях (выборов в 1916 г. было решено не проводить). 9 января 1917 г. император повелел образовать при Министерстве юстиции особую комиссию для пересмотра Уголовного уложения (от 22 марта 1903 г.) и о введении его в действие в полном объеме. В феврале того же года Мини­стерство юстиции издало циркуляр о том, что лишение свободы как мера пресечения при производстве предварительного следствия должно приме­няться с большой осторожностью и только в особых случаях. 8 февраля 1917 г. опубликовано положение Совета министров о допущении лиц жен­ского пола к занятию и временному исполнению некоторых должностей по ведомству Министерства юстиции.

Мировая война, экономический кризис, хозяйственная разруха в стра­не, беспомощность власти, глубокий кризис государственного аппарата ус­корили начало буржуазно-демократической революции. 9 января 1917 г. в Петрограде произошла стачка (148 тыс. человек со 132 предприятий).

2 марта было создано Временное правительство; председателем его был избран близкий к кадетам князь Г. Е. Львов. 2 марта 1917 г. в 15 часов 5 ми­нут Николай II подписал отречение от престола за себя и за сына в пользу брата Михаила Александровича. Утром 3 марта от престола отказался Ми­хаил. Россия перестала быть монархией. 1 сентября 1917 г. Временное пра­вительство объявило Россию республикой.

5 марта для заведования отдельными министерствами Исполнитель­ный комитет Думы назначил особых комиссаров из состава депутатов. На Министерство юстиции были поставлены В. А. Маклаков, М. С. Аджемов, В. М. Баскаков. В этот же день был объявлен состав нового правительства и министром юстиции назначен «трудовик» Александр Федорович Керенский.

6 марта 1917 г. Временным правительством обнародованы основные на­правления деятельности «общественного кабинета»:

полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религи­озным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям, аграрным преступлениям и т. п.;

свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих;

отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений;

немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, пря­мого и тайного голосования Учредительного собрания;

замена полиции народной милицией и т. д.

В связи с тем что «между солдатами, населением и рабочими возникают в городе печальные недоразумения», министром юстиции было приказано мировым судьям немедленно принять участие в образовании временных су­дов. Суд состоял из трех членов — мирового судьи, представителя армии и представителя рабочих, имеющих равные права; вопрос решался большин­ством голосов. Временным судам были подсудны деяния против личности и имущественной безопасности граж­дан, против общественного порядка и спокойствия, в том числе и посяга­тельства против нового порядка. Суд имел право налагать следующие нака­зания: выговор, замечание, внушение, штраф не свыше 1000 руб., арест не свыше трех месяцев, тюремное заключение не свыше полутора лет. Более серьезные дела передавались в другие органы. Решения временного суда обжалованию не подлежали, но могли быть отменены Министерством юс­тиции в порядке надзора. Также в функцию судов входил надзор за тем, чтобы никого не содержали под стражей без надлежащего постановления Временного правительства. Всех неправильно задержанных суд должен был немедленно освобождать. Но благие намерения разошлись с действи­тельностью.

Указом 5 марта 1917 г. при Министерстве юстиции была создана Чрез­вычайная следственная комиссия для расследования противозаконных дей­ствий бывших министров, главноуправляющих и других высших должност­ных лиц. 6 марта Временное правительство выпустило Указ об амнистии. В доку­менте говорилось о придании навсегда забвению деяний, совершенных по политическим побуждениям (за исключением побуждений изменнического свойства). 12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь. Тогда же вышли постановления об отмене розог, оков, смиритель­ной рубашки, о сокращении на полсрока заключения женщин, облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления. Льготы предоставля­лись также выразившим готовность послужить Родине на фронте на пере­довых позициях. Ранее были определены льготы для женских батальонов. 17 марта 1917 г. Временное правительство выпустило постановление об об­легчении участи лиц, совершивших уголовные преступления.

Предполагалось:

заменить смертную казнь ссылкой на каторжные работы на 15 лет;

освободить от наказания всех присужденных к наказанию до заключе­ния в крепости и тюрьме;

лицам, присужденным к каторге, сократить срок наполовину, бессроч­ную каторгу заменить срочною на 15 лет;

лиц, выразивших готовность послужить Родине на поле брани в рядах защитников Отечества, условно освободить от наказания;

наполовину сократить срок неотбытого наказания при добровольном возврате лиц, бежавших из мест заключения;

распространить льготы на дезертиров, если они явятся не позже 1 мая (затем срок продлевался до 15 мая и т. д.);

освободить от каторжных работ и перевести в разряд ссыльных посе­ленцев несовершеннолетних лиц, осужденных в каторгу менее четырех лет, и др.

Мероприятия в сфере юстиции проводились постоянно. Принимались документы о временном возложении на членов Петроградского окружного суда обязанностей мировых судей в пределах петроградского-столичного и уездного судебно-мировых округов, о возврате залогов, установленных в ка­честве гарантии явки к следствию и суду. В марте—апреле министр юсти­ции издавал приказы самой разной направленности. Например, академику Н. А. Котляревскому было поручено вывести из Департамента полиции все бумаги и документы, которые он найдет нужным, доставить и поместить их в Академию наук.

Как министр юстиции, А. Ф. Керенский умел производить впечатление. 3 марта он принял дела Министерства юстиции от временных комиссаров. 7 марта прошло собрание всех низших чинов Министерства, где А, Ф. Ке­ренский обратился к ним с речью. Было постановлено приветствовать но­вого министра, Временное правительство, а также Совет рабочих и солдат­ских депутатов. 14 марта служащие Министерства юстиции организовались в союз по призыву А. Ф. Керенского, который заверил, что все материаль­ные и профессиональные требования служащих Министерства будут удов­летворены. Слова министра были покрыты криками «Ура!» и продолжи­тельными аплодисментами. Правда, Керенский оговорил, что трудности периода могут не позволить сразу решить все проблемы сотрудников, но в перспективе... Активность, публичность, подчеркнутая демократичность поведения заметно отличали А. Ф. Керенского от других министров, имен которых население не успевало запоминать. Он возглавлял самые замет­ные акции Временного правительства. Так, 2 марта он послал распоряже­ния иркутскому военному губернатору и енисейскому губернатору о немед­ленном и полном освобождении арестованных членов Государственной думы и обеспечении им почетного возвращения в Петроград. В этот же день он призвал адвокатуру (близкий ему институт — он сам был адвока­том) к участию в установлении истинного правосудия. Он приветствовал советы присяжных поверенных, «всегда стоявших на страже права и свобо­ды народа», а также просил Петроградский совет присяжных поверенных оказать Министерству юстиции содействие в реформировании ведомства и создании правильного правосудия. В этот период адвокатура занималась также патронатом — помощью освобожденным уголовным преступникам, организовала комиссию по содействию обследования мест заключения.

5 марта А. Ф. Керенский осмотрел Зимний дворец, нашел его в порядке и исправности, после чего объявил о принятии его как государственной собственности в распоряжение и под охрану Временного правительства. 7 марта министр юстиции опубликовал призыв к гражданам «не омрачать насилием светлого торжества великого народа». Тогда же он разослал всем прокурорам окружных палат и окружных судов по телеграфу приказ об ос­вобождении всех политических заключенных: «Предлагаю провести лично освобождение, передав каждому освобождение от моего имени». А вот рас­поряжение министра юстиции прокурору Тобольского окружного суда: «Немедленно освободить тальмана финляндского сейма Свинхувуда и до­ставить его в Петроград в обстановке, соответствующей носимого им по­четного звания».

6 марта Керенский передал в Правительствующий Сенат подлинники актов об отречении Николая II и отказе Михаила от царства. Сенат опреде­лил опубликовать эти акты и в лице Керенского приветствовал новое пра­вительство, передав признательность за быстрое восстановление законно­сти и порядка, и предоставил себя в распоряжение Временного правительства. А. Ф. Керенский произнес прочувствованную речь: «Счастлив, что на мою долю выпало передать в учреждение, созданное гением великого Пет­ра для охраны права и законности, акты первостепенной важности, обна­родование которых завершает собою упразднение старого строя».

Бурная деятельность А. Ф. Керенского привела его на должность воен­ного и морского министра, а затем председателя Временного правитель­ства.

5 мая 1917 г. министром юстиции стал Павел Николаевич Переверзев. Новые люди заняли многие ключевые посты. Руководителем Главного тю­ремного управления был назначен профессор А. Жижеленко. Уже 8 марта 1917 г. он издал указ тюремной инспекции и администрации: «Прошу не за­бывать, что главная задача наказания — перевоспитание человека, имевше­го несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств. Все, что спо­собно умалить личные достоинства человека, должно быть устранено из режима лишения свободы. Предлагается не применять телесных наказа­ний, наложение кандалов. Чины тюремной администрации, нарушавшие тюремный долг или совершившие преступления по службе, немедленно предаются суду». 10 марта Главное тюремное управление созвало совеща­ние об урегулировании мест заключения, обсуждались вопросы создания единого «банка данных» — списка всех заключенных для выдачи справок о них в это запутанное время, вопрос взаимоотношений с надзирателями — ставленниками старого режима и другие проблемы.

16 марта вышел выразительный, продиктованный обстановкой в стра­не, и в частности на транспорте, циркуляр Министерства юстиции о праве председателей и членов окружных судов на проезд в товарных вагонах. 25 марта 1917 г. Временное правительство постановило образовать при Министерстве юстиции комиссию «для восстановления основных начал Судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государ­ственном устройстве». Председатель — министр юстиции. Временное пра­вительство четко признало, что Судебные уставы были испорчены позд­нейшими узаконениями, подорвавшими начала правильного судопроизвод­ства: гласности, независимости судей и участия в суде общественных эле­ментов. Судебная же практика в деле уклонения от этих начал пошла еще дальше — независимость стала пустым звуком, гласность исчезла из зала суда по первому желанию администрации, наиболее важные дела (государ­ственные, должностные преступления) были изъяты из ведения суда присяжных заседателей. Допросы проводились с пристрастием и угрозами, применялись даже пытки. Комиссии по пересмотру Судебных уставов пред­стояла большая и серьезная работа.

При Министерстве юстиции действовала Комиссия по помилованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заклю­ченных и передавал их для принятия решения Временному правительству. Вообще в Минюсте создавалось множество комиссий по различным вопро­сам: Комиссия, предназначенная разобраться с арестами в Кронштадте (со­здана 13 марта), Комиссия по пересмотру учреждения судебных установле­ний (провела совещание в мае), Комиссия по пересмотру уставов уголовно­го и гражданского судопроизводства, Комиссия по пересмотру и введению в действие Уголовного уложения 1903 г. 4 апреля 1917 г. было подтвержде­но распоряжение от 4 февраля об особом отношении к лишению свободы как мере пресечения при производстве предварительного следствия.

Временное правительство издавало много постановлений по проблемам юстиции, например 26 апреля — об отмене ссылки, о должностях в Мини­стерстве юстиции, 4 мая — о временном устройстве местного суда. Еще в 1912 г. в обязанность прокурорам было вменено особенно внимательно следить за составом присяжных заседателей, которые, как считалось, зача­стую не отвечают необходимым требованиям по своим человеческим и профессиональным качествам. Циркуляр Минюсту Временного правитель­ства гласил, что такой надзор не соответствует закону, что граждане Рос­сии не нуждаются в опеке. 5 мая на особом совещании при Министерстве юстиции бурно обсуждался вопрос об обязательности в существующих ус­ловиях соблюдения принципа несменяемости судей. Новый министр вы­сказался за возможность снятия судей, однако демократическое большин­ство с энтузиазмом отстояло этот принцип. Но уже вскоре стали прини­маться решения по ужесточению правового режима. В июне 1917 г. предсе­дателям судебных мест было приказано вне очереди рассматривать дела о преступлениях на железных дорогах и водных путях. 20 июня в постановле­нии поднимается вопрос о восстановлении уголовных дел, уничтоженных во время событий в конце февраля — начале марта 1917 г. 17 июля при Минюсте была организована Следственная комиссия для расследования степени участия отдельных частей войск и чинов гарнизона в Петрограде и его окрестностях в восстании 3—5 июля 1917 г.; 29 августа — Чрезвычай­ная комиссия для расследования дела о бывшем Верховном главнокоманду­ющем генерале Корнилове и его соучастниках. 19 сентября Министерство юстиции обратилось к прокурорам в связи с тем, что на местах в угрожаю­щей степени участились случаи нарушения государственного порядка и правильного течения общественной и экономической жизни различными «самочинными» организациями, действующими под влиянием преступных подстрекательств. Чрезвычайно возросло количество тяжких общеуголов­ных посягательств — против личной свободы, жизни и имущества граждан. Это, мол, требует неотложного принятия всеми носителями законной влас­ти самых решительных мер борьбы, первая из которых — уголовная реп­рессия. Долг чинов прокурорского надзора перед Родиной и законом — не­медленное возбуждение против виновных уголовного преследования при помощи административной и военной власти.

История еще раз подтвердила, как быстро меняются «плюсы» на «мину­сы» при смене власти. Как всегда, одно из первых дел новой власти — раз­венчание предшествующего режима. 15 июня 1917 г. принято решение об учреждении при министре юстиции Особой комиссии для обследования деятельности бывшего Департамента полиции. 23 июня циркуляр Мини­стерства юстиции призвал прокуроров следить за наказанием высших должностных лиц МВД, так как их преступление вносило «моральное рас­тление» органов государственной власти и всего общества. Это преступле­ние заключалось в том, что высшие должностные лица МВД в целях обна­ружения и ликвидации сообществ, целью которых было ниспровержение бывшего государственного строя, внедряли в составы революционных партий «агентов внутреннего наблюдения» (секретных сотрудников и т. п.). Этот прием охраны прежнего режима вызвал взрыв общественного негодования. Лица, причастные в прошлом к розыскной деятельности, ста­ли опасными для провозглашенного строя.

Быстрая смена главных действующих лиц стала постоянным признаком жизни общества в целом и деятельности Министерства юстиции в частно­сти. 6 июля 1917 г. Временное правительство «освободило от исполнения обязанностей Министра юстиции Переверзева согласно его ходатайству».

10 июля министром юстиции и членом Временного правительства на­значается член Государственной думы Ефремов, а 25 июля в «Журнале Ми­нистерства юстиции» министром юстиции представлен уже Александр Сергеевич Зарудный.

Осенью 1917 г. четко проявилась нестабильность власти и ее неспособ­ность оказывать влияние на события в стране. 24 августа было образовано 2-е Коалиционное правительство, 25 сентября — 3-е Коалиционное правительство. Органом законодательных предположений в сентябре—октябре служил Временный совет республики. Как и в последние дни монархии, во Временном правительстве и Минюсте продолжалась «министерская чехарда». 3 сентября министр юстиции А. С. Зарудный «освобождается согласно заявлению от возложенных на него обязанностей по означенной должно­сти»; 25 сентября — присяжный поверенный округа Московской судебной палаты Павел Николаевич Малянтович назначается министром юстиции. Еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Госсовета. В октябре распускаются выборные члены Государственного совета; тогда же распус­кается Государственная дума, пытавшаяся оказывать влияние на Прави­тельство. Последний министр юстиции Временного правительства П. Н. Малянтович 20 октября 1917 г. дал распоряжение об аресте В. И. Ле­нина. 24—26 октября восстание в Петрограде положило конец кризису вер­ховной власти. Временное правительство было низложено. Из Смольного тысячекратно повторены по всей огромной стране, по-разному услышан­ные и воспринятые в мире слова: «Социалистическая революция, о необ­ходимости которой все время говорили большевики, свершилась!» И эти слова были началом: дело же Революции в многомиллионной и многонаци­ональной России продолжалось более 70 лет и при всей своей неоднознач­ности стало одним из главных событий мировой истории XX веке.

 

Заключение

На основе проделанной работе можно сделать следующие выводы.

За время русских революций публикуются различные акты, манифесты, проекты. Создаётся законодательный орган-Дума. Революционный подъём с одной стороны вызвал ужесточение функций государственного аппарата, с другой делает уступки. Применяются различные законы. Изменения касаются почти всех сфер. После революции 1905-1907 гг. в России, наступает, правда ненадолго подъём в разных сферах общественной жизни.

Репрессивный курс Министерства юстиции проявлялся и в участии законотворческой деятельности.

 

 

Список литературы:

1. Министерство юстиции России за 200 лет (1802-2002г.). Историко – правовой очерк.

2. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы. – Спб.: Питер, 2003. – 548с.

3. Министерство юстиции готово решать новые задачи. На вопросы редакции отвечает П.В. Крашенников // Журнал российского права. – 2003. - №12. – С.14-18.

4. Органы и учреждения юстиции /Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608с.

5. Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня // Законность. – 2002. - №10. – С.33-36.

6. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристь, 2002. – 509с.

7. ЧувилевА.А. Правоохранительные органы. - М.: НОРМА, 2002. – 647с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.