Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Министерство юстиции России в 1905-1907 гг.



9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге проходила и была расстреляна массовая мирная демонстрация рабочих. В историческом календаре России навсегда осталось Кровавое воскресенье, а в исторической памяти народа — роль священника-провокатора Гапона.

В феврале 1905 г. публикуются два взаимоисключающих акта: Указ, ко­торый разрешал подавать проекты об усовершенствовании государствен­ного устройства, и Манифест, который утверждал незыблемость самодержавия. В мае на рассмотрение министров был вынесен проект о создании законодательного органа — Думы. Революционный подъем, с одной стороны, вызвал возрастание карательных функций государственного аппарата, с другой — принудил власть к некоторым уступкам. И, хотя целью уступок был раскол революционного движения путем нейтрализации крестьянства и подкупа буржуазии, первые шаги к демократизации были сделаны. Мани­фест от 17 октября 1905 г. обещал гарантию свободы на началах неприкос­новенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, провоз­глашал определенные, избирательные права и образование законодательно­го органа — Государственной думы. Правда, ответственность министров перед Государственной думой не была определена, и министерства факти­чески остались в полном подчинении у императора. В октябре 1905 г. про­изошла реорганизация Совета министров, он стал постоянно действующим органом. Этот акт, назывался «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве.

В 1906 г. Государственный совет был превращен в законодательный орган — верхнюю палату российского парламента. Законы Российской империи пересматривались в ускоренном порядке. 23 апреля были приняты Основные государственные законы. Они определили двухпалатную парламентскую систему и подчеркивали, что император осуществляет государственную власть вместе с Думой и Государственным советом, но без императорского утверждения, ни один закон не приобретает силы. В апреле был упразднен Кабинет министров, его, функции передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры назнача­лись царем и были ответственны только перед ним. В апреле же издан до­кумент Государственного совета «О преобразовании Верховного суда»: те­перь должностные преступления изымались из административного произ­водства и передавались на рассмотрение окружных судов, судебных палат, департамента Сената и Верховного уголовного суда. Государственная дума проработала 72 дня и 8 июня была распущена. 3 июня 1907 г. вместе с Манифестом о роспуске Думы опубликовано новое Положение о выборах, ко­торое нарушало принципы Манифеста 17 октября 1905 г. об обязательном одобрении Думой новых законов.

Этот период впоследствии был выразительно характеризован в заявле­нии Временного правительства: «Актом 17 октября 1905 г. под давлением пробудившихся народных сил России были обещаны конституционные свободы. Но обещания эти не были исполнены. В итоге, первая Государственная дума была распущена. Вторую Думу постигла та же участь, правительство актом 3 июня 1907 г. отняло у населения часть отданных ему прав на участие в законода­тельной деятельности. В течение долгих девяти лет у народа отнимались, все завоеванные им права».

В августе 1906 г. Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Указанное Положение фактически предусматрива­ло изъятие дел из ведения обычных судебных инстанций и передачу их по­левым судам, которые состояли из офицеров и рассматривали дело не до­лее двух суток. Смертная казнь была практически единственным видом приговоров и приводилась в исполнение в течение 24 суток (за 8 месяцев было казнено 1100 человек).

Министерство юстиции, сознавая свою ответственность за законность действий властей, сделало попытку пересмотреть вопрос о военно-полевом суде. 27 июня 1907 года июня был принят Закон, который производство дел в военно-окружных судах по срокам и упрощенной процедуре приблизил к практике военно-полевых су­дов. Внесудебную расправу проводило Особое совещание, образованное при Министерстве внутренних дел, куда входили два представителя от Ми­нистерства юстиции.

Министерство юстиции и Министерство внутренних дел координирова­ли свои действия при проведении избирательных кампаний всех четырех созывов Государственной думы, добиваясь закрепления большинства мест в Думе за представителями дворян-землевладельцев. Существовала тесная связь прокуратуры с полицией: они фальсифицировали материалы судеб­ных дел — департамент полиции при содействии прокуратуры насаждал провокаторов в революционных организациях. Суд также сближался с жан­дармерией и охранкой. Типичным явлением при Министерстве юстиции была фальсификация политических процессов и прекращение дел о пре­ступлениях, совершенных чиновниками полиции и охранки. Десять лет спустя об этом периоде в постановлении Временного правительства от 25 марта 1917 г. говорилось, что исключительный военный суд стал обыч­ным явлением.

Министерство юстиции, возглавляя всю судебную систему, проявляло инициативу по ужесточению репрессивных мер. В 1903 г. в связи с утверж­дением нового Уголовного уложения Министерство юстиции подготовило проект закона «О некоторых изменениях в порядке производства по делам о преступных деяниях государственных и о применении к оным нового Уголовного уложения». Проект разрабатывался по соглашению с Мини­стерством внутренних дел, был утвержден 4 июня 1904 г. и устранил воз­можность разрешения дел о государственных преступлениях в администра­тивном порядке. По этому закону Министерство юстиции уже не принима­ло непосредственного участия в решении политических дел, однако осуще­ствляло надзор за их производством.

В 1905 г. был поднят вопрос о возложении производства предваритель­ного следствия по делам о государственных преступлениях на участковых судебных следователей и заменяющих их мировых судей. К этим делам причислялись дела о политических демонстрациях, об участии в противо­правительственных сообществах, об устной противоправительственной пропаганде. Лицам проку­рорского надзора запрещалось принимать участие в политических союзах и обществах. Другие циркуляры и Закон от 7 июня 1904 г. настаивали на непубличности судебного заседания по делам о «преступных деяниях госу­дарственных». Прокурорам предписывалось заблаговременно предлагать судебной палате закрыть двери заседания на все время слушания таких дел. С целью ускорения предварительного следствия по делам о государственных преступлениях, число которых чрезвычайно выросло в этот период, устанавливался упрощенный порядок предварительного след­ствия. Он был определен в циркуляре от 14 июля 1906 г. «О принятии энер­гических мер к тому, чтобы при производстве предварительных следствий по делам о преступлениях государственных исследование ограничить выяс­нением лишь самых существенных данных для определения состава пре­ступления, изобличения лиц виновных и оценки доказательной силы, со­бранных по делу улик». Были изданы также циркуляры о направлении пи­сем политзаключенных на исследования в жандармские управления, о слу­шании в окружных судах вне очереди дел о крестьянских беспорядках.

В сложный революционный период Министерство юстиции особенно было обеспокоено составом судебного ведомства. В него подбирались чи­новники, соответствующие требованиям времени. Суды пополнились мо­нархистами. Пристальное внимание было уделено штатам тюремного ве­домства, в 1906 г. увеличены оклады тюремным надзирателям.

Ужесточились условия содержания заключенных в суде и на каторге, а также ссыльных. Произвол тюремной администрации, приме­нение жестоких мер воздействия на арестантов, неустроенность быта ста­ли обычным явлением. Иные циркуляры в этот период позволяли приме­нять оружие против арестантов. Так, инструкция от 20 ноября 1907 г. при­казывала стрелять в окна тюрьмы, если арестанты пытались вступить в раз­говор, портили оконные рамы и т. п. Разрешалось также применять ору­жие в случае беспорядков и сопротивления арестантов. Стрельба вверх или холостыми патронами запрещалась. Инструкция, изданная в 1906 г., разрешала при пересылке арестантов применять оружие в случаях неис­полнения требований прекратить песни и речи. Для предупреждения побе­гов 7 апреля 1907 г. были введены «предупредительные связки», которые скрепляли у арестантов особым кольцом руки и ноги. Кандалы применя­лись вплоть до февраля 1917 г.

Репрессивный курс Министерства юстиции проявился и в его участии в законотворческой деятельности. Так, в 1905 г. был подготовлен проект (ут­вержденный в 1906 г.) о сокращении сроков следствия и судебного разби­рательства дел о государственных преступлениях, ускоряющий примене­ние репрессий в отношении участников революции. Сроки рассмотрения дел в судах предлагалось сократить до трех дней. Предусматривался осо­бый порядок рассмотрения уголовных дел, которые подлежали ранее ре­шению окружных судов (без участия присяжных), мировых судей и зем­ских начальников. Эта категория дел передавалась на рассмотрение окруж­ных судов с участием сословных представителей. К весне 1906 г. был разра­ботан проект реформы местного суда, предусматривающий введение ин­ститута мировых судей. Их предлагалось назначать, а не избирать, как прежде. Однако недостаток кандидатов привел к решению согласиться на выборный порядок. Проект предусматривал меры, гарантирующие преиму­щества местному дворянству: мировым судьей мог быть избран кандидат, желательно с высшим образованием, владеющий земским цензом не ниже 7500 руб., а в столицах — 15 тыс. руб.

После драматических событий 1905—1907 гг. в России наступил, правда ненадолго, период подъема в разных сферах общественной жизни. В совет­ский период пиком развития экономики в царской России признавался 1913 г., с ним сравнивались показатели более позднего времени. В 1908— 1909 гг. происходил экономический, промышленный подъем и намечались тенденции отката волны преступлений. Законы чрезвычайного времени сменились обычными нормативными актами, регулирующими мирную жизнь. Показательно в этом плане изменились тональность и фразеология инструкций по работе с заключенными в сравнении с правилами, установ­ленными в годы реакции. Так, циркуляры 1910—1914 гг. предлагали в каче­стве мер воздействия на арестантов «религиозно-нравственные беседы» (хотя практика обращения с осужденными в большинстве случаев остава­лась прежней). По представлению министра 3 июля 1908 г. был издан оче­редной Закон об усилении штата центрального управления Министерства юстиции. Тогда же чиновникам судебного ведомства были вновь увеличе­ны оклады.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.