Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Цивилизации Востока в Средние века (начало нашей эры - конец 15 века)



 

Особенности средних веков на востоке

1. На Востоке не было феодализма в его классическом, мар­ксистском понимании, не было античности.

2. Развитие вос­точной цивилизации характеризуется цикличностью: пери­оды расцвета сочетаются здесь с периодами спада. При этомнельзя не отрицать факт поступательного развития восточ­ного общества, в частности, прогрессивные элементы прояв­ляются в усовершенствовании технологий, развитии реме­сел, росте городов, совершенствовании социально-полити­ческой структуры.

3. Политическое развитие Востока не отличалось стабиль­ностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламс­кие завоевания, приводившие к крушению старых империй, возникновению новых государств. Кочевые племена сосед­ствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древ­ними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая сис­тема оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Вос­точной Азии, где сильной кастовой структуры не было, ус­пех ислама был более ощутим, да и то с оговорками.

4. Своеоб­разие восточных государств складывалось под влиянием мно­жества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими систе­мы ценностей, влияющие на политическое развитие, офици­альную идеологию, мировоззрение людей и их поведение.

Индия

Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабы­ми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжав­шие ожесточенную борьбу за сферы влияния.

Политические изменения не затронули внутреннюю структуру об­щества: здесь по-прежнему доминировало государство, име­ющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осу­ществлявшее централизованный сбор налогов.

Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри об­щины регулировались кастовой системой, согласно кото­рой принадлежность к той или иной касте связана с рож­дением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствова­ла сглаживанию противоречий на нижних «этажах» об­щества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.

Территориально община включала в себя несколько со­седних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распо­рядком, связанным с взаимным обменом продуктами и ус­лугами. В каждой из деревень был свой староста, являв­шийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществляв­ший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.

Деревенские общины, городское население платили госу­дарству традиционную шестую часть произведенной продук­ции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.

Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского Султаната (1206—1256) и Империи Ве­ликих Моголов (1526- XVIII век) внесло изменения в со­циально-политическую и экономическую жизнь Индии. Раз­росся бюрократический аппарат, сформировалась разветв­ленная система центральных и местных органов управле­ния, соответственно выросли и налоги.

Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способ­ствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культур ных ценностей, процесс исламизации не затронул глубин­ных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и при­легающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индий­ского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

2. Китай. Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618—907) и Сун (960 - 1279).

Залогом экономического процветания стала специфиче­ская система землевладения («система равных наделов», урав­нительного землепользования). В рамках надельной систе­мы все население наделялось землей, сама земля объявля­лась собственностью государства, а ее держатели обязыва­лись выполнять повинности. «Система равных наделов» обес­печивала стабильность в обществе, пополнение государствен­ной казны. Она явилась основой, посредством которой Ки­тай достигает успехов во внешней политике, культуре.

Колоссальный расцвет испытали сферы производитель­ных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля.

В политическом плане империя опиралась на разветв­ленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, гро­мадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уезд­ных, всегда назначались из центра и контролировались не­посредственно им, что было особенностью централизован­ной административно-бюрократической системы Китая, придававшей ей устойчивость.

Для истории Китая характерно наличие династийных циклов. Слабость империи обусловливалась внутриполити­ческими раздорами, несовершенством надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную актив­ность. Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, то есть, происходит стол­кновение государственной и частновладельческой традиций. Перераспределение земли в условиях большой плотности

населения и ограниченности ресурсов приводило к умень­шению наделов основной массы крестьян, усилению по­датного обложения, снижению качества жизни. Средневе­ковый Китай был эпохой мощных крестьянских восста­ний, которые разоряли страну и усиливали кризис. За­тяжная крестьянская война в конце IX — начале X вв. способствовала крушению династии Тан,

Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внеш­ней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла орга­низовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII века у северных границ Китая появились монгольские за­воеватели, сумевшие в течение сорока лет захватить север­ный и южный Китай, положив начало новой династии Юань.

В юаньской империи различались четыре категории под­данных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войс­ками, но и руководство почти всеми административными ведомствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный политический режим. Вся территория была поделена на провинции, правители которой обладали большой само­стоятельностью. Юаньские правители не смогли создать и регулярной системы налогообложения, в то'время как до­рогостоящие военные походы и расходы на содержание двора опустошали казну. Угрозу центральной власти пред­ставляла также монгольская знать, располагавшая зна­чительными военными силами и полномочиями.

Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские вос­стания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юань-ского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором но­вой династии — Мин (1368—1644).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.