1. На Востоке не было феодализма в его классическом, марксистском понимании, не было античности.
2. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются здесь с периодами спада. При этомнельзя не отрицать факт поступательного развития восточного общества, в частности, прогрессивные элементы проявляются в усовершенствовании технологий, развитии ремесел, росте городов, совершенствовании социально-политической структуры.
3. Политическое развитие Востока не отличалось стабильностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламские завоевания, приводившие к крушению старых империй, возникновению новых государств. Кочевые племена соседствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая система оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим, да и то с оговорками.
4. Своеобразие восточных государств складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими системы ценностей, влияющие на политическое развитие, официальную идеологию, мировоззрение людей и их поведение.
Индия
Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния.
Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.
Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой принадлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствовала сглаживанию противоречий на нижних «этажах» общества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.
Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распорядком, связанным с взаимным обменом продуктами и услугами. В каждой из деревень был свой староста, являвшийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.
Деревенские общины, городское население платили государству традиционную шестую часть произведенной продукции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.
Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского Султаната (1206—1256) и Империи Великих Моголов (1526- XVIII век) внесло изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии. Разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, соответственно выросли и налоги.
Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культур ных ценностей, процесс исламизации не затронул глубинных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры.
Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.
2. Китай. Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618—907) и Сун (960 - 1279).
Залогом экономического процветания стала специфическая система землевладения («система равных наделов», уравнительного землепользования). В рамках надельной системы все население наделялось землей, сама земля объявлялась собственностью государства, а ее держатели обязывались выполнять повинности. «Система равных наделов» обеспечивала стабильность в обществе, пополнение государственной казны. Она явилась основой, посредством которой Китай достигает успехов во внешней политике, культуре.
Колоссальный расцвет испытали сферы производительных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля.
В политическом плане империя опиралась на разветвленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, громадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уездных, всегда назначались из центра и контролировались непосредственно им, что было особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая, придававшей ей устойчивость.
Для истории Китая характерно наличие династийных циклов. Слабость империи обусловливалась внутриполитическими раздорами, несовершенством надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную активность. Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, то есть, происходит столкновение государственной и частновладельческой традиций. Перераспределение земли в условиях большой плотности
населения и ограниченности ресурсов приводило к уменьшению наделов основной массы крестьян, усилению податного обложения, снижению качества жизни. Средневековый Китай был эпохой мощных крестьянских восстаний, которые разоряли страну и усиливали кризис. Затяжная крестьянская война в конце IX — начале X вв. способствовала крушению династии Тан,
Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внешней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла организовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII века у северных границ Китая появились монгольские завоеватели, сумевшие в течение сорока лет захватить северный и южный Китай, положив начало новой династии Юань.
В юаньской империи различались четыре категории подданных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войсками, но и руководство почти всеми административными ведомствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный политический режим. Вся территория была поделена на провинции, правители которой обладали большой самостоятельностью. Юаньские правители не смогли создать и регулярной системы налогообложения, в то'время как дорогостоящие военные походы и расходы на содержание двора опустошали казну. Угрозу центральной власти представляла также монгольская знать, располагавшая значительными военными силами и полномочиями.
Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юань-ского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии — Мин (1368—1644).