Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История складывания самодержавной власти в 15 веке



Совершенно иная картина наблюдается во второй половине XV века, в годы становления самодержавия. О сохранении и наполнении новой жизненной силой традиционных структур Великого княжества Владимирского в это время уже не идет и речи. Стремительно, в течение каких-то полутора десятилетий, Иван III ломает их. То, что тогда называлось «пошлиной» или «стариной», а в позднейшей историографии удельными порядками или феодальной раздробленностью, уступает место совершенно новому явлению — Московскому государству; сам же великий князь Владимирский становится «государем и самодержавцем», решительно подавляя на пути к этому всякую силу — будь это правительства отдельных русских земель или собственные его близкие родственники, — способную хотя бы в какой-то мере соперничать с ним. В результате была создана совершенно однородная, строго пирамидальная, структура власти, которая и в будущем должна была тяготеть к преодолению всяких ограничений — и авторитета церкви, и прав сословий, и влияния отдельных лиц, родов или политических групп, вплоть до обособленности от своих национальных корней, как это случилось в годы царствования Петра I, поскольку и национальные традиции, вынуждая считаться с собой, несомненно, ограничивают произвол властителя.
Уже при первых российских самодержцах власть их над жизнью и имуществом своих подданных были исключительно велика. Широко известно высказывание на этот счет посла германского императора ко двору Василия III Сигизмунда Герберштейна. «Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов Всего мира... — утверждает автор «Записок о Московитских делах». — Всех одинаково гнетет он жестоким рабством...» В той или иной мере ему вторят и другие мемуаристы этого времени, в том числе и автор публикуемых в этой книге воспоминаний англичанин Дж. Флетчер. По сути дела все его сочинение не что иное, как попытка проанализировать феномен власти русских государей.
Впрочем, свидетельства иностранцев — это только взгляд со стороны, и разобраться, что в нем истина, а что является следствием злонамеренности или непонимания своеобразия России, зачастую бывает невозможно. Значительно важнее для нас другое. Тот факт, что высшая власть играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль в жизни всего общества, от знати до «простого всенародства», осознавался в первую очередь самой русской общественной мыслью, тема ограничения самодержавия в которой зарождается чуть ли не одновременно с самим самодержавием. Уже дьяк Федор Курицын, ближайший соратник Ивана III на протяжении многих лет, глава его дипломатической службы, сам немало сделавший для утверждения Московского государства, обращается к ней. В своей «Повести о Дракуле» он ставит проблему соотношении власти с самим духом христианской морали, пытается обрисовать ту трудноуловимую грань, переступив которую православный государь превращается в демона. Та же мысль: о соотношении христианства, на этот раз в лице церкви, с самодержавием, составляла суть и полемики нестяжателей с осифлянами. Первые, как известно, отстаивали мысль о разделении светской и духовной власти и поэтому ратовали за очищение церкви от всего того, что препятствует сохранению в ней евангельской высоты духа как условия нравственного контроля над самодержавием; в трактовке же самой царской власти сосредоточивали внимание на ее обязанностях. Вторые, напротив, ради сохранения внешнего блеска и материального могущества церковной организации согласились признать в государе наместника бога на земле и полностью исключили таким образом возможность как политической, так и нравственной оценки его поступков.
Уже в том же XVI веке светскими публицистами была поставлена и задача правового ограничения самодержавия. За «правду и закон» ратует в это время Федор Карпов, к «обычаю» как универсальной правовой норме средневековья взывает Берсень-Беклемишев, выше веры ставит «правду» Иван Пересветов, «суд праведный» считает важнейшей среди обязанностей царской власти Курбский. Было бы неверно думать, что эти требования были продиктованы враждебностью к самодержавию как к таковому. Скорее всего они свидетельствуют об ином: о стремлении к стабильности, о желании дать русскому обществу более надежные основания, чем воля отдельной личности, о недоверии к слабой человеческой природе и опасении произвола. Опричнина показала, насколько обоснованными были эти опасения, и уже в годы Смуты мы можем наблюдать, как служилый класс, прежде чем возвести на престол того или иного из претендентов, стремится продиктовать ему ряд условий, гарантирующих от повторения трагедии царствования Ивана Грозного. Таковы были договоры о приглашении на русский престол польского королевича Владислава, «подкрестис записи», данные при восшествии на трон Василием Шуйским и Михаилом Романовым.

Реформы 50-х гг. XVI в. В конце 40-х гг. в окружении Ивана IV сложился кружок, который позже князь А. М. Курбский назвал Избранной радой.Поскольку отдельные члены этого кружка входили в состав Боярской думы и возглавляли приказы, то есть обладали реальной властью, этот кружок нередко еще называют правительственным.

Большая роль в правительстве принадлежала Алексею Адашеву. Выходец из костромских вотчинников, он не мог претендовать в аристократическом окружении царя на самые высокие посты и своему возвышению был обязан всецело уму, таланту и тому влиянию, которое он оказывал на молодого царя и его ближайшее окружение. Последние поддерживали Адашева, и это давало ему возможность проводить в жизнь многие начинания Избранной рады.

Близок был к Раде и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Он принадлежал к натурам фанатичным. Ему часто «являлись» пророческие «видения» и «небесные голоса», рассказы о которых сильно потрясали впечатлительного Ивана. И хотя при дворе исподволь злословили по адресу новоявленного пророка, царь боялся его ослушаться, а сам протопоп искренне верил в свое право поучать и наставлять в «божественной правде» своего венценосного духовного сына. Позднее Иван Грозный будет обвинять «проклятого попа» в том, что он его запугивал и держал в страхе. Трудно проверить подлинность таких обвинений. Сила Сильвестра была в нравственном влиянии на монарха. Он, несомненно, сдерживал «неистовый нрав» Ивана IV, напоминая об ответственности за совершенные грехи и обязанности жить в страхе Божием. Но такие отношения между исповедником и его духовными чадами были нормой.

Поддерживал Избранную раду и авторитетный митрополит Макарий, голос которого особенно был весом в этот период.

Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались в первую очередь управления и суда. Это и понятно. Именно здесь более всего ощущались недостатки и последствия боярского правления. В 1549 г. молодой царь собрал совещание представителей различных областей своего царства, на котором обличал неправды и злоупотребления боярского правления. Царь объявил, что отныне сам будет «судьею и обороною» для всех. Бояре в свою очередь покаялись, обещали «служити ему государю... вправду, безо всякия хитрости» и просили давать на них суд.

Этот собор нередко называют Собором примирения. Историки рассматривают его как первый Земский собор — высший представительный орган при царе, на котором он мог услышать чаяния разных слоев населения (служилых и посадских людей) и заручиться их поддержкой в разных начинаниях.

Выполняя решения Земского собора, правительство в 1550 г. приняло новый Судебник. Его отличительной чертой было стремление улучшить отправление правосудия. Правда, сама старая система управления и суда в лице наместников сохранялась, но с существенными поправками, суть которых сводилась к ограничению власти наместников и контролю над их деятельностью со стороны центральной власти и представителей местного населения — «лучших людей». Это были старосты и целовальники (выборные от посадских людей и черносошных крестьян Севера).

Были установлены единые и общеизвестные размеры судебных пошлин и наместнических «кормов». Взяточничество получило не только формальное осуждение — за него было назначено наказание. Все это сужало поле для произвола и беззакония наместников и их окружения.

Урезаны были многие привилегии монастырей, которым отныне предстояло платить больше в казну. Запрещено было холопить или принимать в добровольное холопство дворян. Это было сделано в интересах службы — дела общегосударственного.

Не обошли составители крестьянский вопрос. Право на крестьянский переход в Юрьев день было оставлено за земледельцем. Однако сам выход был затруднен увеличением размера пожилого.

Значение Судебника огромно. Впервые было не только создано, но стало действующим законодательство общегосударственного масштаба. Централизующееся государство нашло в Судебнике правовую базу; получив ее, оно увереннее двинулось в избранном направлении. Но нельзя не видеть и крепостническое содержание этого законодательного кодекса. Феодала в Судебнике называли «государем» крестьянина — так же, как хозяина холопа. В правосознании происходило сближение положения бесправного холопа с крестьянином. Такие статьи Судебника «предсказывали» превращение крестьянина в крепостного.

Очень скоро отдельные статьи Судебника утратили свою силу. Произошло это в середине 50-х гг., когда правительство вообще упразднило систему кормлений вместе с наместниками.

Это произошло потому, что наместническая система по самой своей основе не соответствовала централизованному управлению. Попытки реформировать ее путем ограничения к успеху не привели — оставалось только упразднить ее.

В 50-е гг. как раз была завершена так называемая губная реформа, предполагавшая передачу дел по тяжким уголовным преступлениям из рук наместников губным старостам из числа местных выборных дворян, и проведена земская реформа, передававшая суд и управление на местах земским старостам (они судили лишь тягловых, «черных людей»). В результате наместники были упразднены, а многие их функции переданы органам местного самоуправления.

В структуре преобразований реформа самоуправления была очень важна. Во-первых, с отменой кормлений все феодалы — служилые люди — отныне получали только один вид вознаграждения — государево земельное и денежное жалованье.

Теперь различные категории господствующего класса как бы уравнивались в видах пожалования. Это способствовало упрочению единства класса феодалов и укрепляло царскую власть.

Во-вторых, произошло перераспределение власти. Органы местного самоуправления заменили наместников, но полномочия их были еще более ограниченными, чем у последних. Куда же делась «лишняя» власть? Она отошла к органам центрального управления, роль и значение которых существенно возросли.

В годы правления Избранной рады в Москве складывается настоящая система приказов — органов центральной исполнительной власти. Управляли ими приказные судьи — бояре, окольничие, дьяки. Посольский приказ ведал внешними сношениями. Разрядный приказ, или Разряд, — поместным войском и служебными назначениями, управлял служилыми людьми и непосредственно руководил военными действиями. Поместный приказ наделял служилых людей землей. Большой приход занимался сбором части налогов. В ведении Ямского приказа была организация и содержание ямской гоньбы — почтовой службы, отсутствие которой могло парализовать деятельность государства. Судом над «лихими людьми» занимались в Разбойном приказе. Ему же подчинялись губные старосты. Стрелецкий приказ занимался московскими и городовыми стрельцами. Посадский люд столицы шел судиться в Земский приказ.

Алексей Адашев возглавил Челобитный приказ, куда приходили все те, кто не находил «правды». На первый взгляд не столь важный Челобитный приказ на самом деле мог контролировать деятельность остальных приказов: выявив «неправду», Адашев мог донести о ней государю, доложить дело в Думе.

Приказы появлялись по мере надобности. После завоевания Казанского и Астраханского ханств появился Казанский приказ. Он управлял присоединенными территориями, а с покорением Сибирского ханства его компетенция распространилась на Западную Сибирь.

В сравнении с прежней системой более разветвленная и совершенная приказная система была огромным шагом вперед.

Правительство уделило большое внимание укреплению вооруженных сил. Было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием, с элементами обучения и знаниями строя. Появившееся в 1556 г. Уложение о службе установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин. Отныне каждый дворянин с первых 150 десятин земли являлся на службу сам, с остальных приводил вооруженных слуг. Периодически проводились смотры, во время которых присланные из центра воеводы проверяли служебную пригодность дворян. Все эти меры сильно повысили боеспособность и численность русского войска и стали основой для внешнеполитических успехов в середине столетия.

Реформа вооруженных сил и аппарата требовала денег. Избранная рада увеличила доходы казны, проведя податную реформу. Важную статью дохода составляли прямые налоги. Чтобы полнее учесть их, в середине века было организовано описание земель. За единицу поземельного налога была взята большая соха, размеры которой колебались в зависимости от качества земли и ее принадлежности. Самые тяжелые подати приходились на черносошных крестьян. Меньше всего платили частновладельческие — имелось в виду, что они еще содержат помещиков и вотчинников, составляющих основу войска. Смысл нового обложения сводился к тому, чтобы получать как можно больше доходов, не разоряя при этом тяглецов и не давая им пребывать «в легости».

Произошли перемены и в церкви. В 1551 г. был созван собор для улучшения церковного порядка и благочиния. Царь представил собору целый список недостатков и непорядков в жизни церкви и прихожан, для устранения которых собор составил постановления, изложенные в 100 главах. Отсюда и его название — Стоглав. Стоглав укреплял дисциплину, сводил к единообразию службу и унифицировал обряды. Все это усиливало церковь и вместе с тем укрепляло единство страны, поскольку связано было с духовным и нравственным единством общества.

С именем Макария связана канонизация святых. Это была широкая акция — настоящее торжество православия в православном царстве. Канонизированы были по преимуществу духовные деятели, среди которых преобладали ученики Сергия Радонежского. Этой мерой подчеркивалось значение Руси — единственного православного царства. Она сохранила и приумножила благочестие, прибавив к общехристианским святым и своих святителей и подвижников. Характерно и то, что канонизированы были святые, ранее почитавшиеся в Москве и Новгороде (Макарий, до того как был избран митрополитом всея Руси, занимал Новгородскую епархию). Этим подчеркивалось религиозное значение Москвы, чьи месточтимые святые обрели общерусское значение.

Значение реформ. Реформы носили структурный характер. Это значит, что они затронули почти все сферы жизни общества и государства. Действительно, изменилось многое. Власть, носившая до того многие черты раннефеодальной монархии, вступила в новую стадию. В стране сложиласьмонархия сословно-представителъная.

Сословно-представительная монархия появляется в эпоху создания единых государств. Несравненно более масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в стадии становления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах. В Русском государстве высшими сословно-представительными органами стали уже упомянутые Земские соборы. Власти отводили им преимущественно совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших вопросах внутренней и внешней политики.

Характерно, что Земские соборы отражали социальную структуру русского общества. Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые со временем стали посылать на соборы своих выборных.

Огромное значение имели органы местного самоуправления. Опираясь на их помощь, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. По сути, эти органы были продолжением государственного аппарата. Вместе с тем они зависели от местных жителей и могли оказаться не столь послушными, как того хотели бы власти.

Реформы сильно продвинули страну по пути централизации. Но они вовсе не предопределили победу модели развития, за которую объективно ратовали члены Избранной рады. В середине 60-х гг. Иван Грозный своей властью круто изменил курс.

Россия в середине XVI в. Реформы положительно сказались на стране. Россия заметно окрепла. Налицо было хозяйственное оживление, которое выразилось в росте ремесленного производства, внутренней и внешней торговли. Исследователи насчитывают в городах более 200 различных ремесленных специальностей. Это значит, что ремесленник специализируется, сосредоточивается на каких-то определенных операциях. Такое возможно, если ремесленник начинает работать не только на заказ, а и на рынок, — он уже уверен, что всегда сможет сбыть свое изделие.

Но специализируются не одни только ремесленники — целые районы. Поморье снабжает солью почти все русские города. В Вологде и Ярославле процветает выделка кожи. Небольшая Калуга славится деревянной посудой и т. д.

Усилились миграционные потоки: переселенцы в поисках лучших мест спускались на юг, к Оке, на север и северо-восток — в Поморье и Прикамье. Народная колонизация переплетается с государственной: правительство в целях повышения обороноспособности поощряет заселение мест, через которые некогда двигались отряды степняков.

В колонизации участвует и церковь. В северные чащобы в поисках молитвенного уединения уходят подвижники, роют «земляные норы» и ставят кельи. С этих келий начинают свою историю пустыни и монастыри. Постепенно они разрастаются, обзаводятся монахами, послушниками и... деревнями. Скромная соха и неутомимый топор — вот что приумножает богатства страны, раздвигает территорию освоенного.

Укрепляется и расширяется поместное землевладение, по-прежнему устойчиво вотчинное. Конечно, помещики нещадно понукали крестьян и холопов. Они жаждали прочнее

привязать их к себе, не дать земледельцам уйти в Юрьев день. Но от благополучия помещика зависит состояние поместного войска. И пока уровень благополучия был относительно высок, в Москву обычно приходили известия о военных победах, а не поражениях.

Оживленнее становилась городская жизнь. Возникали новые города и поселения городского типа. Опасность, исходящая от соседей, придавала русскому городу сильный военно-административный «оттенок». На юге и западе большую долю городского населения составлял мелкий служилый люд, стрельцы. Но города-крепости постепенно обрастали небольшими посадами, а жители, даже те, кто тянул государеву службу, занимались мелкой торговлей, ремеслом, промыслами. Доля посадского населения от общего населения страны очень незначительная — менее 3%. Но города уже экономически связывают страну.

Немалая заслуга в этом и торговли. Купечество — одна из самых динамичных социальных групп. И одновременно очень пестрая. Основная масса занималась мелкой торговлей. Строго говоря, это были не купцы, а мелкие торговцы. Но немало было купцов богатых, которые имели дальние торги и ворочали немалыми деньгами. Традиционные объекты для крупных оптовых операций — зерно, рыба, пушнина, соль, воск. В погоне за прибылью такие купцы проявляли инициативу и изобретательность. Известно, что еще в XVI в. русские в поисках «мягкой рухляди» (пушнины) перевалили за Камень — Урал. Но напрасно правительство искало потаенные тропки: их держали от казны в строгом секрете.

Растет не только внутренняя, но и внешняя торговля со странами Востока и Запада. Последняя идет в основном через Литву и Ливонский орден. Однако русские торговые люди встречали жестокую конкуренцию. Их теснили соперники, которые лучше знали европейский рынок и к тому же пользовались покровительством местных властей. Литва, орден, Швеция — все стремились поставить под контроль прибалтийскую торговлю Московского государства. Это разорительное посредничество было не только унизительно, но и опасно политически, поскольку ставило правительство в зависимость от сопредельных стран.

Правда, в 1553 г., преодолев бушующие волны Северного Ледовитого океана, до устья Северной Двины добрался первый английский корабль. Участник экспедиции англичанин Ченслер оставил описание этого путешествия и своей поездки в Москву. Он был поражен богатством страны и могуществом царской власти. «Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог бороться с ними», — писал Ченслер.

В последующем почти каждый год в устье Северной Двины заходили суда. Английские купцы даже создали Московскую компанию. Вскоре к ним присоединились и голландские мореходы. Но возможности этого пути из-за отдаленности и суровой природы были слишком ограниченны.

«Казанское взятие». Главным внешнеполитическим направлением Избранной рады стало восточное — взаимоотношения с Казанским и Астраханским ханствами. Заманчиво было получить полный контроль над Волгой: это позволяло прибрать к рукам торговлю с Персией и с другими странами Востока. Для правительства остро стоял вопрос о поземельном обеспечении служилых людей. Богатые поволжские земли, на которые давно заглядывались русские помещики и вотчинники, сулили решение этой проблемы.

Но главное, что предопределило выбор, — традиция, унаследованная от ордынских времен. Борьба с Казанским царством продолжала многовековую борьбу с Ордой. Но теперь стороны как бы поменялись местами. Москва имела силы и возможности вести наступательную политику. Казань преимущественно оборонялась. Правда, устоявшаяся привычка «кормиться войной» нередко толкала казанцев на набеги, сильно разорявшие восточные и юго-восточные окраины Московского государства. Эта постоянная военная угроза побуждала Москву всерьез думать о сбережении своих границ.

Уже при Иване III на казанский престол стали сажать дружественных ханов. При Василии III им был Шах-Али. Однако в 1521 г. его сверг брат крымского хана. Позднее Шах-Ал и был

вновь возвращен, но вновь не усидел, на его месте оказался астраханский царевич Едигер-Мухаммед. Враждебность нового хана была опасна тем, что за его спиной стояли Крым и Турция.

Московское правительство избрало радикальный путь решения казанского вопроса — военный. В 1548 и 1550 гг. русские полки выступали в поход на Казань. Однако их ждали неудачи, главная из которых — отсутствие вблизи столицы царства опорной базы, где можно было бы заранее сосредоточить все необходимые припасы.

В 1551 г. недалеко от Казани была возведена крепость Овияжск. Ее построили буквально за несколько дней. По Волге сплавили участки стен, которые затем быстро собрали.

В 1552 г. из Москвы двинулось огромное войско, возглавляемое самим Иваном Грозным. В Казань был отправлен гонец с грамотой — казанцам предлагалось покориться. Но они отвергли это предложение, и город был осажден.

Во главе русского войска стали опытные полководцы — князья М. И. Воротынский, А. Б. Горбатый-Шуйский, А. М. Курбский. С царем шел и его двоюродный брат Владимир Андреевич Старицкий.

Осадные работы имели колоссальный размах. У стен была возведена огромная башня, на которую втащили пищали и «стреляли в город по улицам и по стенам градным». Утром 2 октября взорвали подкоп под стеной и в пролом устремились полки. Казанцы ожесточенно защищали город. Бои продолжались несколько дней. Убитых оказалось столько, что пришлось расчищать улицу для торжественного въезда Ивана IV.

На этот раз Иван не стал сажать на престол послушного ставленника. Казанское царство было присоединено к Руси, и в пышном титуле московских государей прибавилось «царь Казанский». Когда после «Казанского взятия» Иван въезжал в Москву, его встретили приветственными криками: «Многа лета царю благочестивому, победителю варварьскому и избавителю христианскому». В этих «гласах» хорошо отразилось народное восприятие случившегося. В 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. Последствия этих двух событий огромны. Иван IV стал называть себя царем Казанским, Астраханским и Сибирским. Царский титул обретал в глазах русских людей свое историческое обоснование — ведь на Руси издавна царями называли ханов Орды. Таким образом, успехи реформ Избранной рады и связанный с ее деятельностью общественно-политический подъем в стране оборачивались военными успехами, военные успехи способствовали укреплению самодержавной власти.

Волга с истоков до устья стала русской рекой. Угроза набегов отныне исходила в основном от крымских и ногайских татар. Чтобы уберечь центральные уезды страны, русские ратные люди ежегодно выходили на так называемую «береговую службу» — собирались на берегу Оки и ее притоков в ожидании отрядов крымцев. Избавление от угрозы со стороны Казани заставило позаботиться о новых линиях укреплений, которые бы защитили южнорусские области. Началось строительство Тульской засечной черты.

Засечные линии — это своеобразные китайские стены на русский манер. Позднее они протянутся на сотни верст, огораживая новопостроенные города и деревни от набегов. Смысл их заключался в создании непрерывной линии препятствий, которые не могла бы ни обойти, ни одолеть крымская конница. Создавая первую Тульскую засеку, специальным образом валили лес, укрепляли броды, ставили острожки, частоколы. Объем работ был колоссальный и требовал централизации средств и людей. Так потребности обороны косвенно воздействовали на процессы централизации — ведь слабому, не способному сосредоточивать ресурсы правительству подобные задачи были не по плечу.

Правительство Ивана IV стремилось укрепиться в завоеванных царствах. С этой целью оно привлекает на свою сторону местную татарскую знать. Многие из них переходят на московскую службу. Сам плененный Едигер-Мухаммед принимает православие и получает имя Симеона.

Одновременно поощрялось русское заселение новоприсоединенных земель. Со второй половины XVI в. сюда устремился широкий поток русской колонизации. Возникают такие города, как Самара, Саратов, Царицын, Уфа. И все же освоение новых территорий заметно отставало от темпов территориального роста. Это немудрено, если учесть, что в годы правления Ивана IV страна выросла с 2,8 млн км2 до 4 млн км2. Централизация явно не успевала за такими темпами. Нужно было время и терпение, которого у царя не было.

Новые восточные границы предопределили дальнейшее развитие событий. Оказавшись в контакте с Москвой, многие народы изъявляли желание перейти под покровительство царя. В 50-е гг. подданство приняли народы, жившие в Западной Башкирии. Русское правительство сохранило за башкирами их земли, установив натуральный налог — ясак.

Изъявила свою покорность кочевавшая между Яиком и Волгой Большая Ногайская Орда. В русское подданство перешли некоторые черкесские и кабардинские князья. На Марии Темрюковне, дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, женился овдовевший Иван Грозный. По преданию, Мария Темрюковна отличалась злобным нравом. В отличие от кроткой Анастасии, она плохо влияла на своего царственного мужа и поощряла его жестокость. Трудно сказать, какая доля правды присутствует в этом утверждении; позднее Романовы для упрочения своего династического положения всячески поддерживали теорию о «двух» Иванах: пока была жива Анастасия, царь был кроток и милостив, явилась Мария Темрюковна — явилась и царская лютость.

Поход Ермака. Падение Казани открыло новые пути движения на Урал и в Сибирь. Прежние дороги в районах Северного и Центрального Урала были неудобны и даже опасны. Иное — путь по Каме и далее на Иртыш и Тобол. Именно по нему двинутся «встречь солнцу» участники великой эпопеи покорения и освоения Сибири.

Но здесь на пути промышленников и первопроходцев вставало Сибирское ханство. Оно не отличалось ни силой, ни внутренней прочностью. Однако многое зависело от того, какую политику изберет здешняя знать. В середине 50-х гг. сибирский хан Эдигар признал власть московского царя и изъявил готовность платить ясак. Но сменивший его хан Кучум разорвал подданнические отношения.

Занятый войной на западе и юге, Иван Грозный уделял мало внимания происходящему на востоке. По сути, политику

здесь делали Строгановы, именитые торговые люди, чья «соляная империя» возникла на Среднем Приуралье. Для охраны своих владений Строгановы получили право возводить укрепления и нанимать военные отряды — казачьи станицы.

Один из таких отрядов численностью примерно 600 человек возглавлял атаман Ермак Тимофеевич. В 1581 или 1582 г. (дата начала похода спорна) казаки двинулись на Кучума. Ермаку удалось разбить хана и занять его столицу Каш лык. Местные племена были приведены под власть московского царя. Сам Ермак вскоре погиб. Но начало было положено, и само правительство довело до конца дело завоевания Сибирского царства. На помощь казакам были посланы отряды служилых людей с воеводами. В 80—90-е гг. Западная Сибирь вошла в состав Русского государства.

Грандиозные события на востоке страны — новая страница в истории Русского государства. Продолжая уже наметившуюся линию, оно выходило на авансцену истории как государство многонациональное. В результате национальный вопрос приобретал особое значение, тесно переплетался с вопросом социальным.

Смутным временем, принято называть период в истории России с 1598 года по 1612 год. Это были лихие годы, годы стихийных бедствий: голода, кризиса государственной и экономической системы, интервенции инородцев. Годом начала «смуты» является 1598 год, когда пресеклась династия Рюриковичей, и не стало законного царя на Руси. В ходе борьбы и интриг, власть в свои руки взял Борис Годунов, восседавший на троне до 1605 года.

Самыми лихими годами на время правления Бориса Годунова являются 1601 – 1603 годы. Люди, нуждавшиеся в еде, начинали промышлять разбоем и грабежами. Такой ход событий вводил страну во все больший системный кризис. Нуждавшиеся люди начали сбиваться в стаи. Численность таких отрядов была от нескольких человек до нескольких сот. Апогеем голода, стало восстание Хлопка. Масло в огонь добавляли слухи, о том, что царевич Дмитрий, скорее всего убитый Борисом Годуновым, жив.

Лжедмитрий I, заявил о своем царском происхождение, добился поддержки поляков, пообещав шляхте золотые горы, русские земли и другие блага. В разгар войны с самозванцем, от болезни погибает Борис Годунов. Его сына Федорова вместе с семьей убивают заговорщики, поверившие Лжедмитрию I. Не долго восседал Лжедмитрий I на русском престоле. Народ был недоволен его правлением, а оппозиционно настроенные бояре воспользовались сложившимся положением и убили самозванца. На царство был помазан Василий Шуйский.

Василию Шуйскому пришлось взойти на престол в непростое для страны время. Не успел Шуйский освоиться, как вспыхнуло восстание Ивана Болотникова, и объявился новый самозванец Лжедмитрий II. Шуйскийзаключает военный договор со Швецией. Договор обернулся еще одной проблемой для Руси. Поляки перешли в открытую интервенцию, а Шведы предали Шуйского. В 1610 году Шуйского сместили с престола, в ходе заговора. Заговорщики еще будут долго править в Москве, время их правления назовут Семибоярщиной. Москва присягнула польскому королевичу Владиславу. Вскоре польские войска вступили в столицу. С каждым днем положение становилось все хуже. Поляки промышляли грабежом и насилием, так же насаждали католическую веру.

Под предводительством Ляпунова собиралось первое ополчение. Вследствие внутренних дрязг, Ляпунов был убит, а поход первого ополчения с треском провалился. У России на тот момент были все возможности, для того, чтобы прекратить своё существование на карте Европы. Но как говорят, Смутное времярождает героев. Нашлись на русской земле люди, которые смогли объединить народ вокруг себя, которые смогли сподвигнуть его на самопожертвование во благо земли русской и веры православной. Новгородцы Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, раз и навсегда, золотыми буквами вписали свои имена в историю России. Именно благодаря деятельности этих двух людей и героизму русского народу, нашим предкам удалось сохранить страну. 1 ноября 1612 года, второе ополчение Минина и Пожарского с боем взяли Китай – город, чуть позже поляки подписали капитуляцию. После изгнания ляхов из Москвы, состоялся Земской Собор, в результате которого на царство был помазан Михаил Федорович Романов.

Последствия смутного времени очень печальны. Русь потеряла множество исконно русских территорий, хозяйство было в жутком упадке, сократилось численность населения страны. Смутное время было суровым испытание для России и русского народа. Еще не одно такое испытание постигнет русский народ, но он выстоит, благодаря своей стойкости, и заветам предкам. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет, на том стояла, и будет стоять Земля русская. Слова, сказанные Александром Невским много веков назад, не теряют актуальности и в наши дни!

Становление династии Романовых.

 

Итак, к концу XVI века Московское царство стало мощным централизованным

государством, объединившем в своем составе значительные территории.

Вспомним события, предшествовавшие восхождению на престол первого Царя

династии Романовых.

Апогей Московского царства приходится на годы правления Ивана Грозного.

После смерти Ивана IV трон перешел к его безвольному и слабоумному сыну

Федору (1584-1598). Федор был практически неспособен управлять

государством, и постепенно вся власть сосредоточилась в руках боярина

Бориса Годунова (1598-1605). Годы его правления совпадают с первым периодом

«смутного времени» — династическим, на сестре которого был женат царь

Федор. Продолжая политику Ивана Грозного, Годунов сурово расправлялся с

враждебными ему представителями боярской знати. Его действия поддерживали

широкие круги дворянства, богатые слои посадского населения, ближайшие

сподвижники Ивана IV. Сильного союзника он приобрел в лице высшего

духовенства. В 1589 г. Годунов использовал приезд в Россию

Константинопольского патриарха, который по древнему обычаю считался главой

русской церкви, и добился от него посвящения в патриархи своего сторонника

— московского митрополита Иова. В итоге Русская православная церковь

покончила с зависимостью от Константинопольского патриарха.

Честолюбивый, умный и тонкий политик, Борис Годунов течение 10 лет

возглавлял правительство царя Федора. За это время были достигнуты

значительные успехи в борьбе за укрепление русского централизованного

государства и упрочение его международного положения.

Вскоре после смерти Ивана IV польско-литовские феодалы начали

подготовку к войне против России. Польский престол занял король Сигизмунд

III, воспитанник ордена иезуитов. Подстрекаемый римским папой, он надеялся

добиться введения на Руси католической религии, лишить ее независимости.

Годунову удалось заключить 15 - летнее перемирие с Польшей, укрепить южные

границы; заставив феодалов Крыма подписать мир с Россией. В результате

успешной войны со Швецией России был открыт доступ к Балтийскому морю.

Основанный в 1584 г. на севере, в устье Двины город Архангельск стал

центром торговли с Англией и Нидерландами.

В 1591 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе умер наследник

русского престола царевич Дмитрий, младший сын Ивана IV. По официальному

сообщению, царевич, страдавший падучей болезнью, упал во время игры на нож

и закололся. Распространился, однако, и слух, что его убили сторонники

Бориса Годунова.

В 1598 г. после смерти царевича Дмитрия умирает царь Федор. Он не имел

прямых наследников, и таким образом с его смертью иссякла династия

Рюриковичей. Россия оказалась перед лицом династического кризиса. В истории

любой монархии это очень опасный момент, чреватый социальными потрясениями.

В России того времени династический кризис протекал в условиях крупных

социальных потрясений, связанных с неурожаями и голодом, который длился три

года (1601-1603). Люди ели древесную кору, кошек, собак. Крестьяне толпами

убегали от помещиков. Из беглых крестьян формировались целые отряды,

нападавшие на купцов, дворян. Начались крестьянские восстания. Наиболее

крупное из них было под предводительством Ивана Болотникова. Страна

постепенно скатывалась в пучину гражданской войны, которая получила

название «смутного времени».

Начало «смутному времени», как отмечалось ранее, положил династический

кризис. Этот кризис попытались разрешить небывалым в России образом —

избрать царя на Земском соборе. В 1598 году на Земском соборе при большой

поддержке служилого дворянства был избран царем Борис Годунов (1598-1605).

Он отказался от политики террора и стремился консолидировать весь класс

землевладельцев. Б. Годунов поддержал посадское население, облегчая

положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Широкий размах в его

правление получило строительство новых городов в Поволжье. Однако голод

1601-1603 гг. и неспособность власти справиться с ним вызвал недовольство

всех слоев русского общества правлением Б. Годунова, которого еще и

обвинили в убийстве царевича Дмитрия, приведшего к пресечению династии

Рюриковичей.

Рост социальной напряженности в обществе породил гражданскую войну и

создал угрозу российской государственности. Со смертью Бориса Годунова

начался второй этап кризиса власти в России — социальный (1605-1609). В

Польше объявился Лжедмитрий I, который в то трудное время, демагогически

используя идею «доброго царя» с помощью польских магнатов вторгается в

страну с целью осуществления раздела России. В условиях гражданской войны и

благодаря предательству Лжедмитрию I удается захватить Москву. Лжедмитрий I

царствовал почти год (июнь 1605 — май 1606) пользуясь поддержкой не только

поляков, но и определенной части русского народа. Однако, своими

антирусскими антипатриотическими действиями он вызвал всеобщее

недовольство, был свергнут и убит.

И все же, причины самозванства не были ликвидированы. На очередном

Земском соборе русским царем был избран один из родовитых аристократов

князь В.Шуйский (1606-1610), но он не только не сумел прекратить

гражданскую войну, но ввергнул страну в еще больший хаос. Недовольные

политикой В.Шуйского казаки, дворяне, крестьяне объединились вокруг

«воеводы царевича Дмитрия» — И. Болотникова (1606-1607). Повстанцы пытались

взять Москву, но потерпели поражение и с ними безжалостно расправились.

Польша воспользовалась критической ситуацией в России и вновь

организовала поход на Москву под предводительством Лжедмитрия II. Россия

оказалась расколотой: одни территории признавали московского царя, другие —

самозванца. Гражданская война между их подданными вновь набирала силу.

Вскоре, в результате военных действий, Лжедмитрий II — «тувинский вор» был

разбит и уничтожен. Однако Речь Посполитая не отказалась от захватнических

целей. Польский король Сигизмунд III заключил договор с «русскими

тушинцами» о признании его сына Владислава русским царем и на территорию

России вступили иноземные войска.

На борьбу с польскими интервентами поднимается русский народ, и

начинается третий — национально-освободительный период «смутного времени»

(1610-1613). Создаются отряды народного ополчения, во главе которых:

рязанский служилый человек П. Ляпунов, князь Трубецкой и казачий

предводитель И. Заруцкий. Они преследуют цель — изгнать из Москвы поляков и

восстановить православную монархию. Однако первое ополчение своих главных

задач не решило, попытки взять Москву закончились неудачей, и оно перестало

представлять реальную военную силу.

Осенью 1611 г. по инициативе земского старосты К.Минина и князя

Д.Пожарского было создано второе ополчение в Нижнем Новгороде. В августе

1612 г. оно подошло к Москве и сломило сопротивление польских интервентов,

освободив в октябре 1612 г. столицу России.

Перед страной встал сложный вопрос избрания нового монарха, чью

кандидатуру поддержали бы все основные политические силы и простое

население страны. Для этого необходим был созыв Земского собора с самым

широким представительством. В города и уезды были посланы грамоты с указом

о выборах представителей от разных слоев русского народа. После

двухмесячной подготовки в январе 1613г. начал свою работу Земский собор, и

в феврале он избрал царем на русский престол 16-летнего Михаила Романова

(1613-1645).

Властям понадобилось почти 6 лет, чтобы в основном вывести страну из

состояния смуты и навести должный порядок. Ослабленное государство

вынуждено было делать уступки иностранцам. Согласно Столбовскому мирному

договору со Швецией в 1617 г. Россия сохраняла за собой Новгородскую землю,

но отдавала Польше Смоленщину и теряла выход к Балтийскому морю.

Итак, «смутное время» было потрясением всей политической, социальной и

экономической жизни страны. Оно явилось испытанием Московского государства

на жизнестойкость. Постепенно Россия начала выходить из социальной

катастрофы, восстанавливать государственность, разрушенную в период

«Смуты».

В условиях разрухи и тяжелого финансового положения правительство

сильно нуждалось в поддержке основных групп господствующего класса. Поэтому

земские соборы после прихода к власти новой царской династии заседали почти

непрерывно. Кроме изыскания финансовых средств, для пополнения

государственной казны, на соборах обсуждались и внешнеполитические дела.

Поместное дворянство и посадские верхи на этих соборах были представлены

гораздо шире, чем в XVI в., голоса их раздавались все увереннее. Но,

несмотря на возросшее значение поместного дворянства и посадских людей,

Боярская Дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства,

разделявшим вместе с царем верховную власть. Заседания Думы, как правило,

проводились ежедневно в одной из палат Царского дворца или в его

государевой комнате.

В период правления Михаила Федоровича фактически власть находилась в

руках его отца-патриарха Филарета. И это способствовало усилению влияния

церкви. Как отмечал П.Н.Милюков, в этот период патриаршая власть

освободилась из-под влияния государственной и даже сама приобрела на нее

решительное влияние. Во внутреннем управлении церковь сделалась в

буквальном смысле государством в государстве, так как получила устройство,

скопированное с общегосударственных учреждений. Церковное управление, суд,

финансы, придворный обиход самого патриарха — все это находилось со времен

Филарета в заведовании различных приказов, устроенных по образцу

государственных. На восстановление и укрепление государственности

Московского царства направлены были усилия приемника царя Михаила — Алексея

Михайловича (1645-1676). В период правления Алексея Михайловича Россия

существенно продвинулась на пути строительства правового государства. В

1649 году на Земском соборе было принято Соборное уложение, представлявшее

собой основы законодательства России.

Соборное уложение 1649 года утверждало принцип централи званного

государства с авторитарной властью царя. Царь в управлении обществом

опирался на дворянство. Там, где сохранялись выборные должности, они

подчинялись представителям царской власти — воеводам. Лишь в «черных»

землях, то есть у черносошных крестьян-общинников продолжала действовать

относительно самостоятельно выборные органы. Уложение несколько

ограничивало корпоративные интересы церкви. Та собственность, которой

владела церковь, за ней сохранялась, но вновь приобретать вотчины церкви

категорически запрещалось. Управление делами церкви переходило в руки

светского органа монастырского приказа. Приказная система управления

получила повсеместное распространение.

Крупнейшим историческим событием правления Алексея Михайловича является

воссоединение Украины с Россией. Земли Украины входили еще в Древнерусское

государство. В XIII в. значительную часть Украины завоевали татаро-монголы.

Другая ее часть была захвачена литовскими феодалами. Потом Литва вступила в

союз с Польшей, образовалось Польско-Литовское государство. Украина

оказалась под его гнетом. Украинскому народу навязывались чуждые обычаи и

религия.

В XVI, и в первой половине XVII века на Украине вспыхивают восстания

против польских помещиков и чиновников. Крупной силой, боровшейся с панской

Польшей на Украине, было днепровское казачество, у которого была на Днепре

за порогами своя организация — Запорожская Сечь. Здесь скрывались от

крепостной неволи, от помещичьего и панского гнета, от угнетения царских и

королевских чиновников беглецы из украинских, белорусских и русских земель.

 

В середине XVII века на Украине запылало пламя огромной народной войны

против панской Польши. Руководил войной Богдан Хмельницкий. Война началась

весной 1648 г. Русский народ сочувствовал борьбе украинцев против панской

Польши. Отряды донских казаков, русских крестьян, горожан участвовали в

этой борьбе. Русское правительство помогало восставшей Украине

продовольствием и оружием. Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу

с просьбой принять Украину в состав Русского государства. В Москве

согласились на предложение Хмельницкого и отправили на Украину посольство с

боярином Бутурлиным. В городе Переяславле собрали общую раду (совет) для

решения этого важного дела. Переяславская рада 1654 г. единодушно

постановила: Украине воссоединиться с Россией, «чтобы навеки все едино

были». Польша пыталась отвоевать Украину, но ее попытки кончились неудачей.

 

XVII в. — время больших народных движений. Восстание под

предводительством донского казака Степана Разина было одним из самых

значительных.

Восстание началось на Дону, куда стекалось крестьянство — беглецы от

крепостной неволи. Были на Дону и зажиточные, «домовитые» казаки, но

основную массу составляли представители казацкой бедноты — «голытьба». Ее

вождем стал Степан Разин. Началом восстания стал поход голытьбы по Волге в

1667 г. Разницы нападали на царские и купеческие караваны, расправлялись с

царскими слугами, а трудовых людей принимали в свои отряды. В Каспийском

море были захвачены караваны богатых персидских судов, что подняло престиж

Разина. В мае 1670 г. разинские отряды взяли Царицын, Астрахань, Саратов,

Самару. Царские воеводы были убиты или изгнаны из этих городов. В отряды к

Разину стекались не только русские крепостные крестьяне, но и народы

Поволжья — мордва, чуваши, марийцы, которых сильно притесняли царские

власти. Восставшим крестьянам казалось, что главная их цель — уничтожить

своего, местного боярина, помещика, но главным врагом крестьян был весь

крепостной строй в целом с главным помещиком — царем — во главе. Но

крестьяне думали, что вместо враждебного им помещичьего царя можно посадить

«хорошего» для крестьянства, доброго царя.

Ярко вспыхнув в одном месте, крестьянское восстание тут же и потухало.

У восставших не было единого плана действий, они были плохо обучены

военному делу, слабо вооружены.

Царское правительство двинуло на Разина огромные военные силы и самых

опытных воевод. Восставшие героически сопротивлялись, но восстание было

подавлено. Богатые казаки выдали Разина властям, и в 1671 г. он был казнен.

 

Усиливающиеся социальные катаклизмы показывали, что общественная

система в России нуждается в глубоком реформировании. Однако такое

реформирование должно было начаться в духовной сфере, так как Россия

продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. В середине XVII века в

Русской православной церкви началась реформа культовой системы. Замысел

реформы состоял в устранении различий в богослужебной практике между

Русской церковью и остальными православными церквами, введение единообразия

церковной службы по всей России.

Внешняя подоплека этой реформы состояла в следующем: в Киеве открылась

духовная школа, в которой можно было научиться древним языкам и грамматике.

Несколько питомцев этой школы были допущены к изданию богослужебных книг на

Московском печатном дворе — единственной тогда государственной типографии.

Сличая по своим служебным обязанностям рукописные и печатные тексты

издаваемых книг, они кашли, что печатные издания неудовлетворительны, а

рукописные полны разночтений. Единственным средством установить правильный

и однообразный текст — было обратиться к греческим оригиналам. Выписали

греков и греческие оригиналы, стали сличать и, помимо ошибок перевода и

описок переписчика, заметили в русских книгах оригинальные русские вставки,

соответствовавшие национально-обрядовым особенностям. Вставки эти

предстояло выбросить из исправленного текста.

Избранный на должность патриарх Никон лично отправился в патриаршую

библиотеку и, насколько умел, сличил там книги московской печати с древними

греческими рукописями и убедился в существовании разногласий. Он созвал

Поместный собор. И на этом соборе в богослужебные книги и богослужебную

практику были внесены необходимые изменения. Эти изменения для

православного вероучения и культа были несущественны, так как они не

затрагивали основ православия, его догматики и таинств, а касались

некоторых грамматических и культовых новшеств. Вместо «Исус» стали писать

«Иисус», вместо «певцы» — «песнопевцы» и т.д. Двуперстное крестное знамение

было заменено на трехперстное, наряду с восьмиконечным крестом был признан

четырехконечный и т.д. Земные поклоны заменены поясными, изменено

направление движения во время службы («посолонь»), т.е. движение по ходу

Солнца, на движение против Солнца и т.д.

Однако эти изменения вызвали огромные последствия. Все русское общество

раскололось на приверженцев старой и новой веры. Этот раскол имел свои как

идеологические, так и социально-политические мотивы. Сторонники «старой

веры», «старого обряда» отстаивали идею самобытности Русского православия,

его превосходства над другими православными церквями, в том числе и над

своей прародительницей — Константинопольской, которая, по их мнению,

заключив Флорентийскую унию с Римской католической церковью, впала в ересь.

Более того, факт подписания Флорентийской унии якобы свидетельствует о

слабости веры Константинополя. Значит истинной, то есть православной веры у

него и не было. Поэтому при разнице церковных форм и обрядов все

предпочтения должны принадлежать национальным русским формам. Только они

Должны считаться истинно православными. Поскольку греческое православие

испорчено, то высшая и важнейшая задача русского благочестия должна

заключаться в сохранении всего, что не походило на греческое.

Сторонников старого обряда принято представлять как инертных людей, не

способных принять несущественные формальные и обрядовые нововведения.

Однако, по мнению известного русского историка Костомарова, раскольники —

это наиболее активная часть православной церкви. В старинной Руси мало кто

размышлял о религии, раскольники не только размышляли о религии, но на ней

сосредоточивалась вся их духовная жизнь. В старинной Руси обряд был мертвой

формой и исполнялся плохо. Раскольники искали в нем смысла и стремились

исполнять его свято и точно. Сознание национально-религиозной самобытности

и вытекавшая из него твердая вера во всемирно-историческую миссию русского

православия (Москва — третий Рим) составляло идеологическую основу

раскольнического движения. Отступление государства и официальной церкви от

этих установок в ходе церковной реформа и послужило главной причиной

раскольнического движения. К этой причине присоединились социальные мотивы,

связанные с закреплением крепостнических отношений и усилением эксплуатации

крестьянства и городского населения.

Противники реформы были преданы церковному проклятию — анафеме на

Поместном соборе 1666-1667 гг. С этого времени они подверглись жестоким

репрессиям. Спасаясь от преследований, защитники «старой веры» бежали в

глухие места Севера, Поволжья, Сибири, на юг России. В знак протеста они

сжигали себя живыми. В 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 коллективных

самосожжений, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек. Идейным

руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум, который также осуществил

акт коллективного самосожжения в срубе строящегося дома.

Жестокие репрессии со стороны царского правительства, в результате

которых тысячи сторонников старообрядчества были казнены, десятки тысяч

подверглось пыткам, заключены в тюрьмы и сосланы, не поколебали наиболее

ярых приверженцев в их убеждениях. Они объявили существующие власти

ставленниками Антихриста и отказались от всякого общения с мирским (в еде,

питье, молитве и т.д.).

Однако официальная церковь победила. Церковная реформа была проведена в

жизнь. Собор признал православными всех греческих патриархов и греческие

богослужебные книги, Русская православная церковь сблизилась с остальным

православным миром. На соборе был также утвержден принцип разделения

светской и духовной власти. Царь имеет преимущество в решении гражданских

дел, а церковь — в решении духовных. За чрезвычайные претензии на светскую

власть собор осудил патриарха Никона и лишил его патриаршего сана.

Тема 4. Складывание российского абсолютизма 18 век

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО АБСОЛЮТИЗМА

Середина ХVП века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. Поскольку абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства, очевидно, начнем рассмотрение вопроса с проблемы ликвидации в России политической раздробленности и складывания монархии централизованного типа.
В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины была ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с пережитками раздробленности составляет основу политической истории того времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного и Бориса Годунова можно сказать, что монархия ХVI-ХVП вв. в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. То есть монархия как форма государственного устройства тяготеет к наибольшей полновластности, самостоятельности единоличного правителя.
Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое развитие страны ХVI-ХVП вв. В этот период происходит экстенсификация сельское хозяйства через расширение посевных площадей и усиление крепостного гнета; происходит специализация районов по производству определенных сельскохозяйственных продуктов.1
В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое поначалу в основном обеспечивало армию и флот. Это металлургические мануфактуры Урала, Сибири, Карелии. К 1750 г. доменные печи России выплавляли 2 млн. пудов чугуна, а в середине столетия почти половина железа шла на экспорт.
Центрами легкой промышленности (суконные, парусные, полотняные и кожевенные мануфактуры) являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань, Калуга. Всего в конце первой четверти ХVП в. в стране насчитывалось 25 текстильных мануфактур. Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма, которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот, в ограждении купечества от иностранной конкуренции и других мерах.
Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство, по своей природе, основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое малопродуктивно. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства было одной из основных особенностей российского абсолютизма. Этот период в России характеризуется фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызывалось нарастающим торговым обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийских рынок. Таким образом происходит переход от натуральной формы хозяйства к товарному.
Россия того времени славилась своими ярмарками. Это Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале и др. Но главным торговым центром по-прежнему была Москва. Еще в ХVI в. происходило формирование экономических предпосылок образования всероссийского рынка, которые были подготовкой слияния местных рынков в единый.1 Немаловажным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были Англия и Голландия.
Собственно экономические изменения в жизни общества не предопределяют развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют перемены в социальной структуре общества, и прежде всего в облике господствующего класса - феодалов. С середины ХVП в. претерпели изменения права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение поместий с вотчинами в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий.
На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства.
В исторической литературе бытует мнение, что на рубеже ХVП-ХVШ вв. боярство, в результате отмены местничества и ликвидации Боярской думы, как сословие исчезло и основной опорой самодержавия было дворянство. Но на деле, ликвидацией боярства как класса был начавшийся в ХVШ в. процесс его феодализации в единый класс. Этим самым, опровергается утверждение о том, что привилегированным классом, стоящим у власти было дворянство.
Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце ХVП в. значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало к этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства.
В ХVП в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах (24 января 1722г.) окончательно устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на на первый план заслуги перед отечеством. Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества, которое являлось исполнительной силой. Именно оно явилось основой, без наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVШ века. Специфической особенностью исторического развития России в ХVП в. явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции.

Петр последовательно стремился к созданию целой иерархии регламентов. Он пошел гораздо дальше европейских апологетов камерализма в обобщении и систематизации административного права. Обобщив опыт шведской государственности с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов своеобразный регламент регламентов - Генеральный регламент 1719—1724 гг., содержавший самые общие принципы работы бюрократического аппарата. Эти общие принципы применительно к отраслям развивались и детализировались в регламентах отдельных учреждений, а работа каждой категории чиновников, численность которых увеличилась в 3-4 раза за время реформ, определялась своей инструкцией. Петр создал образец регламента коллегии, разработав своеобразный образцовый регламент центрального учреждения — Адмиралтейской коллегии. Он включал в себя помимо общих положений регламенты 56 должностей чиновников, начиная с пространного регламента президента коллегии и кончая почти анекдотическим регламентом 46-м “О должности профоса”, гласившим: “Должен смотреть, чтоб мимо отхожих мест не испражнялись, и ловить, а если поймает, то бить кошками и велеть вычистить”.

Новая система центральных учреждений была реформирована вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную прерогативу. Неофициальным главой Сената, состоящего из первейших сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого послужил французский административный опыт. Прокуроры разных рангов осуществляли контроль за соблюдением законности и правильностью ведения дел практически во всех центральных и многих местных учреждениях. Пирамида явного государственного надзора, выведенная из-под контроля административных органов, дублировалась пирамидой тайного надзора - фискальского, имевшего подобную прокуратуре разветвленную и иерархическую структуру. Важно заметить, что, стремясь достичь своих целей, Петр освободил фискалов, профессия которых — донос, от ответственности за ложные обвинения, что расширяло для них возможности злоупотребления властью. С петровских времен в русском народе фискальство стало синонимом гнусного доносительства.

Пристально рассматривая наш корабль — государство, мы, конечно, не можем не заметить, что это военное судно. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подраз

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.