Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные представления о расизме



Источники расистских представлений

В книге «Очерки современного расизма» Виктор Шнирельманотмечает, что корни расистских установок в современной Россииуходят в советскую эпоху, когда, несмотря на декларируемыйинтернационализм, в последние десятилетия интеллектуаламиуделялось много внимания этническому делению общества. Этносывоспринимались как обособленные целостности со своимисамобытными культурами и языками, со своими «национальнымихарактерами». Им приписывались строго определённые стереотипыповедения, воспринимавшиеся как свойства, имманентно присущиелюбому члену этнической группы[3]. Подобные теории бытовали нетолько среди интеллектуалов, представлявших различные народыСССР, использовавших их как мощное средство защиты от всеобщейрусификации, но в своих целях их эксплуатировала и власть, которойничего не стоило обвинить целые народы в измене и депортироватьих[3]. За всем этим стояла вера в «национальный характер» с егоустойчивым набором черт. Такое стало возможным в результатевосприятия этноса как некого закрытого организма.

В последние советские десятилетия необычайную популярность внауке получила немецкая национально-органическая теория XIXвека. Она проникла в советскую теорию этноса в виде понятия«этносоциального организма». Последний шаг по реабилитациирасового подхода, по мнению Шнирельмана, сделал историк ЛевГумилёв, наделивший этнос биологическим началом. Гумилёвразработал «теорию этногенеза», содержавшую представления о«плохих народах» («химерах») и «некомплиментарных»межэтнических отношениях[3].

Современные представления о расизме

Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодняэволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтомувозникает основание говорить о «новом расизме»[4][5][6]. Новыйрасизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую)идентичность, абсолютизируя её значение. В России именноэтнический фактор был десятилетиями сопряжен с той или инойформой дискриминации, сходной с расовой. Поэтому в Россииимеется гораздо больше оснований говорить о связи расизма сэтничностью[4]. При этом главный акцент современными российскимирасистами делается на несопоставимости различных культур.Сторонники такого подхода борются за сохранение «чистых культур»и культурной самобытности, выступают против какого-либовоздействия на них извне[5]. Российский историк А. Б. Давидсон встатье «Антирасистский расизм» приводит высказываниеН. Н. Лысенко, отражающее подобный взгляд на межнациональныеотношения[7]:

Русские и чеченцы, русские и азербайджанцы, русские и грузины,русские и узбеки, русские и арабы, русские и негры — нацииабсолютно некомплементарные (то есть несовместимые). Этоозначает, что наши интересы всегда будут прямо противоположны,а любое приближение друг к другу на расстояние ближепистолетного выстрела будет восприниматься как вызов.

При этом источником социокультурной особенности той или инойгруппы определяются биологические, природные свойства. Помнению российского исследователя В. С. Малахова, не имеетзначения как называются эти свойства — «народный дух», «культурный тип», свойства «расы». Все эти обозначения выполняютту же функцию, которую в классическом расизме выполняет «кровь» (или «гены»): они предполагают наследование социальныхпризнаков[8]. В качестве характерных черт современного расизмаисследователи называют биологическое понимание национальнойпринадлежности, концепцию нации как общности «крови» исвязанную с этой концепцией мифологизацию той или инойвоображаемой группы в качестве особого человеческого вида[1][4][5].Как указывают авторы учебного пособия «Этнополитология»Ю. П. Шабаев и А. П. Садохин, в России проявления нового расизмамногочисленны и стали, по существу, обычным явлением: это иосквернение могил на российских кладбищах, и погромы торговцевна рынках, и убийства темнокожих студентов и гастарбайтеров.Причину подобных явлений они видят в нечувствительностисовременного российского общества к расизму и в отсутствии верновыстроенной региональной этнополитики[9].

Валерий Тишков полагает возможным считать вариантом расовойнетерпимости широко распространившийся в средствах массовойинформации и на бытовом уровне стереотип о «лицах кавказскойнациональности» как криминальных элементах и нежелательныхчужаках[10]. Директор Московского бюро по правам человекаАлександр Брод заявил, что, согласно опросам, ксенофобияраспространена среди 50 % населения Российской Федерации[11].Среди правозащитников и близких к ним экспертов термин «расизм»фактически становится синонимом термина «ксенофобия»[12].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.