Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе



· Кондратьева Наталья Валентиновна, зам. директора по УВР, учитель технологии

Разделы: Общепедагогические технологии

“Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!”.

Митрополит Санкт-Петебрургский и Ладожский Иоанн

 

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

· христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

· педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

· целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

· любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

· интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Можно четко выделить проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

2. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

3. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

4. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.

5. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень сексуляризованности современной массовой культуры.

6. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

7. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

8. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но и еще четко не поставленные проблемы. К таким проблемам, как уже сказалось выше, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Обобщая вышесказанное: постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий “духовность”, “нравственность” отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь “нащупываются”, определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами “душа”, “дух”, “духовность”, которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие “духовность”. Под “духовностью” мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Если судить о понятии “нравственность” по “Словарю русского языка” С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия “духовность” и “нравственность” во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия “нравственность” и “мораль” часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится пока в стадии становления.

Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу наследия в истории образования в России, которому придавалось значение “вопроса жизни”.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется все большее внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

1. Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

2. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

3. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей.

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:

- наличие у молодого человека научного мировоззрения;

- наличие чувства внутренней свободы у учащихся и студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

- стремление к самореализации;

- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;

- адекватность самооценки;

- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.

В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности подростка. Например, хорошие результаты могут дать следующие методы:

- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, преподаватели, родители, товарищи по классу или по студенческой группе;

- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;

- тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;

- большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений;

- методы фиксации и оценки поведения учащихся и студентов в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);

- в качестве инструментов обобщения фактов используются письменные опросы, интервью, групповые дискуссии, исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности молодого человека.

- полезными являются методы, взятые из психологии, социологии, статистики, математики и т.д. Например, фрактальная геометрия предлагает описывать вероятностные, бесформенные структуры: облака, кроны деревьев, береговую линию океана с его полуостровами, бухтами, скалами и т.д. (к бесформенным структурам, наверное, относится и духовно-нравственная воспитанность личности) с помощью алгоритмов, имеющих различные уровни и этапы и обнаруживающие какие-то одинаковые элементы.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.

Используемая литература

1. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета “Православная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)

2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.

3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.

4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.

5. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.

6. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г

7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.

8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.

9. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

 

 

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Для воспитания духовно-нравственных качеств требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с дошкольного возраста.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка. «Семья начинается с детей», - говорил русский писатель, философ и революционер Александр Иванович Герцен.

Семья и Родина - две высшие, неразделимые и самые сокровенные для человека

ценности.Семья – один из важнейших элементов социальной структуры общества,

который всегда испытывал и испытывает на себе определяющее влияние различных

процессов, происходящих в обществе. От стабильности института семьи, качества

семейного воспитания зависит стабильность, безопасность, будущее общества и

государства

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности

Цели

· Создать условия для воспитания личности, стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу.

· Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.

· Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи

· Развивать духовно-нравственные ценности у обучающихся.

· Воспитывать чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.

· Формировать стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

· Способствовать повышению значения семейных ценностей, общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

 

Знакомство мы начали с самого себя. Это такие беседы: «Я и мое имя», «Кто я по гороскопу», «Я и мои желания», «Я и мои друзья» и т.д. «На нашей улице живут много детей – девочек и мальчиков. Среди них есть мои друзья. Самый лучший мой друг Никита. Мы с ним не разлей вода. Каждый день мы вместе с ним идём в школу и вместе возвращаемся домой. После школы, когда хорошая погода, мы любим гулять: кататься на ледянках с горки, играть в снежки, строить снеговика». Это строки из рассказа Даши Репиной.

Вместе с родителями дети писали сочинения про своих друзей, готовили сообщения о себе, рассказывали о том, как проходят дни рождения, о традициях, сохранившихся в семьях. «В семье Лосоноговых на протяжении многих лет неизменной традицией остается празднование окончания посевной страды. Вся семья собирается в доме главы семьи с поздравлениями. Обсуждают трудности и строят перспективы на будущий посев и сбор урожая». «Еще мы любим совершать велосипедные прогулки, путешествовать по Горному Алтаю. Мы очень дорожим друг другом и надеемся, что мы сможем сохранить это чувство в своих сердцах.» Так говорит о своей семье Лосоногова Светлана Николаевна..
Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Поэтому мы решили и провели вместе с родителями большой праздник «Масленицу». Дети разучивали песни, игры, танцы, дразнилки. «Фома, Фома, в голове кутерьма, пошел по дворам, для чего — не знает сам.
Маринка-корзинка, прыгала-скакала, в болото упала. Ах ты, Сашка-таракашка, на сарай полезай, там кошку дерут, тебе хвостик дадут. А ты, Наташка-букашка, рот открыла, муху проглотила».

Мы знакомились с семьями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Дети рассказывали о вечерах в своей семье, выходных, праздниках. «У нас большая семья. За столом собирается 8-10 человек. А когда приезжает в гости тетя Галя, то нас еще больше. Мы поем песни о школе, о дружбе, о Родине». Так пишет Вадим Джексембинов. « А еще мы с мамой играем в шашки, мастерим различные поделки». Работая над проектом,«Обереги. Возвращение к истокам», изготавливали обереги.
И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец. Его мы чаще всего называем не иначе, как «кормилец семьи». Учащиеся моего класса писали сочинения, сочиняли стихи, рисовали рисунки на темы: «Вечер с папой», «Хочу быть похож на папу», «Мой папа умеет все». «Вечером я люблю с папой играть в домино, помогать в ремонте квартиры. А еще папа любит разгадывать ребусы и кроссворды. Мы с удовольствием делаем это вместе», так Саша Абрамов говорит о своих вечерах в семье.

А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Строки из сочинения: « Я очень люблю свою маму. Как здорово, что она у меня есть. Я знаю, что у многих ребят мамы хорошие. Но все-таки, моя мама самая лучшая. Я ее очень люблю, и я знаю, что она меня тоже очень сильно любит. Моя мамочка добрая, красивая, веселая. Она любит петь, умеет играть на гитаре. А какие мама делает вкусные маринованные огурчики! Просто пальчики оближешь».

Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Дети писали сочинения и стихи о своих бабушках и дедушках, которые печатались в нашей районной газете и участвовали в конкурсе "Звезды нового века" - фестиваль детского творчества. «У меня нет бабушки и дедушки. Я всегда завидовал тем ребятам, у которых они есть. А еще я не понимаю, как можно обижать таких родных и близких людей. Если бы они у меня были, я бы часто ходил к ним в гости. Бабушка и дедушка радовались бы моему приходу. А еще дедушка брал бы меня на рыбалку. Учил меня рыбацким хитростям, рассказывал бы, где какая водится рыба и на что ее лучше ловить. А вечером я играл бы с ним в шахматы и я думаю, что я у него выигрывал. А бабушка баловала бы меня пирогами, блинами…Вечером рассказывала мне сказку, таким добрым, певучим голосом. Я прижимался бы к ней и слушал. Конечно, я бы помогал им: ходил бы за хлебом в магазин, подметал пол, поливал огород. С дедушкой заготавливал дрова, траву. Я бы очень любил их и заботился, как только мог». Из сочинения Вадима Джексембинова.

Выставка старого фото не оставила детей равнодушными.
Значительный вклад семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки. Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. Недаром известные пословицы проповедуют привязанность к родству. «Своего добивайся, рода не чуждайся», «Краса дома - родные», «Согласие в доме - покой в семье». По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен.
Чтобы ребенок знал свои корни, в каждой семье должно быть прямо на глазах, в их комнатах, на стене - древо жизни родства. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли. Вместе с детьми и родителями мы составили генеалогическое древо семьи. Один из этих проектов мы выставили на Детскую Ярмарку исследовательских работ и проектов. Руденко Илья получил Диплом за первое место. Он пишет: «Изучая рассказы моих родных, просматривая фотографии, мне удалось составить генеалогическое древо своей семьи с маминой стороны. Знакомясь с историей жизни своих родственников, я не только составил часть своей родословной, но и еще раз более тесно познакомился с историей своего Отечества».
Человек рождается, часто родители дают ребёнку имя в честь кого-нибудь из членов семьи. Фамилия достаётся нам от отца, а к отцу перешла от деда, к деду – от прадеда. Фамильная честь обязывает помнить твёрдо, чей ты сын и чей ты внук. Глубокое и чёткое осознание своих корней – это мощный дисциплинирующий, сдерживающий фактор, заставляющий действовать по принципу: «Я не могу совершить поступка, который позорит семью, ложится на неё пятном».

Всем классом вместе с родителями 1 сентября мы совершаем выезд на природу. Здесь у нас встречи с любимыми героями сказок, ищем клады, играем, поем. И обязательно после себя все убираем, ненавязчиво давая понять, что все должно быть чисто. В рамках экологического проекта «Помогите им выжить» дети с родителями изготовили кормушки, собрали корм и следили, чтобы кормушки не пустовали. Познакомились с Красной книгой Алтайского края и сделали свой проект «Красная книга, или помогите им выжить». «Внимательно изучив поставленную проблему, я сделала следующие выводы: Нам необходимо знать животных и растения, которые занесены в Красную книгу. Охранять, защищать и бережно относиться ко всем животным и растениям».Такой вывод делает Полина Дягилева в своем проекте.

Участвовали во всех спортивных соревнованиях, которые проходят в школе: «А ну-ка, мальчики», «Зарничка», «День Здоровья» и т. д. Родители тоже не остаются в тени. Стало традицией проводить конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» в котором 4 семьи из класса приняли участие.

Традиционно проходят праздники в классе: «Праздник Урожая», «День Матери», «Новый год», 23 февраля, 8 Марта и т.д. Родители являются активными участниками и помощниками, шьют костюмы, готовят конкурсы, призы.

Главная наша задача-учеба. Вместе с родителями прививаем любовь к труду. Родителям не безразличны успехи детей. Благодаря чему в классе на протяжении двух лет сохраняется 100% качество знаний. Кабинет является один из лучших в школе.

Мы участвуем во Всероссийских дистанционных конкурсах: «Фактор роста», «Центр развития мышления и интеллекта», Международный детский творческий фестиваль «Южный Полюс», «Апельсин», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Живая старина», «Золотое руно» и т.д.

Познакомились с профессиями и сделали свой проект «Профессии на селе». В своем проекте Лиля Бобылева пишет: «Меня заинтересовал вопрос, как развивалось образование в нашем селе? И вот, что я узнала. В начале прошлого столетия начала работу церковно – приходская школа, первым учителем которой был Алексей Онако. В 1910 году в школе обучалось 72 ребенка».

В ходе реализации Губернаторской программы эстетического воспитания детей и молодежи средствами искусства мы побывали в Алтайском государственном краеведческом музее, посетили театр - драмы, кукольный театр, планетарий.

Еще одна традиция нашего класса - это возложение цветов к памятнику воинам ВОВ. Дети должны помнить, какой ценой завоевано счастье. Встречаемся с воинами афганцами и парнями, которые несут службу в Российской Армии. «Наше село гордится воинами которые служили в горячих точках: Афганистан - 11чел, Таджикистан- 2 чел, Чечня-26 чел. В 1995 году Березовиков Николай Николаевич погиб в Чечне». Строки из проекта детей.

Традиционно проходят конкурсы стихов о Родине и конкурс патриотической песни «Я помню! Я горжусь!» кроме того мы познакомились с историей возникновения нашего села. Проект Абрамова Саши «Родное село» получил Диплом 1 степени на Детской Ярмарке исследовательских работ и проектов. Саша пишет: «Точной даты образования села Шелаболихи и происхождения этого названия неизвестно. По легенде Шелаболиха - «шальная болезнь», которой заболел домашний скот. Впервые населённый пункт с этим названием упоминается в 1747году. С первых лет образования деревни в ней жили Павел Шипунов, Григорий Другов с товарищами.

На карте 1750 года появилась деревня Шелаболихинская. В деревне проживали 18 семей, 130 человек- 60мужского и 70 женского пола. Но постепенно население деревни возрастало, и уже к 1911 году насчитывалось3177 человек, 1580 мужского и 1597 женского пола. В настоящее время в Шелаболихе проживает 3916человек,2111 женщин и 1805 мужчин»
Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы - вот условия духовного воспитания в семье.
Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих духовно – нравственному развитию личности ребёнка.

 

 

Используемая литература и интернет - ресурсы:

 

Духовно-нравственное воспитание школьников на основах православной веры. proshkolu.ru

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности klasnaocinka.com.ua›ru/article/rol-semi…dukhovno

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. moluch.ru›Научные конференции›Педагогические науки ›99/4718

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.