Программа нравственного и духовного воспитания актуальна в воспитательном процессе, так как нравственное и духовное воспитание во все времена было одной из важнейших задач. Для этого необходимо, чтобы оно приобрело системный характер. Программа базируется на принципах воспитания. Содержание программы многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:
· Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
· Формирование качеств культуры поведения.
· Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.
· Формирование бережного отношения к природе.
· Развитие познавательных интересов детей.
· Пропаганда здорового образа жизни.
· Работа с родителями.
· Диагностические исследования.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.
Пояснительная записка к Программе нравственного и духовного воспитания
Актуальность программы
Одной из самых актуальных проблем в современной социально исторической ситуации Республики Казахстан является вопрос духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Вот почему необходима креативность в нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, воплощающая в себе гуманистические идеи, общечеловеческие и национальные духовно – нравственные ценности.
Президент страны Н.А. Назарбаев в своем Послании «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной, политической модернизации» (2008г.) отметил: «Важный вопрос нашей стратегии – достойное обеспечение жизни самых незащищенных членов общества. Это дети, их матери и старшее поколение ».
Цельнравственного и духовного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого студента; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие "нравственное и духовное воспитание” достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношение к "малой Родине”, к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.
Программа нравственного и духовного воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем нравственного и духовного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, кураторские часы, выставки, проведение праздников, круглых столов, семинаров и.т.п.
Эффективным средством нравственного и духовного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит студента перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.
Введение
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы нравственного и духовного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу Казахстана. Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, высшая школа образования как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец - общечеловеческие ценности и идеалы.
· Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
· Богатство духовного мира, интересов и потребностей;
· Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
· Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
· Любовь к труду;
При определении направлений нравственного и духовного воспитания очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня Казахстана, насколько несёт в себе дух нового времени.
Общие положения
Концепция нравственного и духовного воспитания студентов в основу которой, с позиции влияния процесса гуманизации социальной ситуации на развитие личности, положены философские идеи самореализации человека на основе нравственных и духовных ценностей, исходящая из сочетания основных сторон их проявлений, знания нравственных и духовных ценностей, нравственных чувств, морально-волевых стремлений и практических действий.
Реализация разработанной программы нравственного и духовного воспитания способствует развитию и совершенствованию гуманистической направленности в воспитательном процессе.
Нравственное и духовное воспитание является составной частью общего воспитательного процесса нашего университета и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность ППС, студенческих обществ.
Программа представляет собой документ, отражающей цель, задачи, направления, содержание, шаги осуществления работы нравственного и духовного воспитания студентов университета на 2010-2013 годы.