Тактика оценки кандидата
Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно
взвешенную потенциальную оценку с позиций:
- вероятности его вербовки;
- его возможностей как агента;
- выгод при его привлечении;
- риска при его привлечении;
- реальных направлений его использования.
*В оценке вероятность вербовки данного лица учитывают*:
- наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости,
пороки...) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди...)
уязвимостей;
- мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность,
влияние значимых лиц, трудности прямого контакта...) и оптимальные
возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание
в свою пользу...);
- кто, по какой причине, как и с какой эффективностью может
способствовать вербовке...
*В оценке возможностей объекта как агента, берут в расчет*:
- внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность,
уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство,
хладнокровие, смелость, находчивость...);
- внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и
знакомые, возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду
своего авторитета или служебной должности, обширные контакты...).
*В оценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают*:
- полезность информации и прочего содействия, которые
предполагается здесь обрести;
- степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход
событий либо на конкретных лиц;
- степень трудности проникновения извне в данную группу или
среду;
- шансы использования объекта для внедрения в организацию своих
людей;
- аспект потери в его лице активного противника.
*В оценке риска вербовки объекта прикидывают*:
- возможности активно-негативной реакции на предложение о
сотрудничестве;
- насколько нежелательно "засвечивание" личностей вербующих
(помехи в их дальнейшей деятельности, "бросание тени" на
контактеров...);
- сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или
организации (насторожит и осложнит намеченную разработку, даст нить в
активной контригре...);
- степень уверенности, что объект не сообщит "своим" (опасность
"двойной игры"...);
- величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей
структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания.
*Оценивания перспективные пути задействования объекта
определяют*:
- как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента
влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора,
пособника в различных акциях...);
- стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации
и достижимо ли последнее.
Сделав анализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения
объекта к сотрудничеству и учтя потребности текущей ситуации, выносят
соответствующее заключение;
- "завербовать срочно" (даже если объект пока что "не созрел",
время не терпит);
- "повременить с вербовкой" (нет явной необходимости, нет
действенного компромата, объект не доведен до нужной кондиции...);
- "полностью отказаться от вербовки" (слишком ничтожна
вероятность согласия, велик риск получения "двойной игры", "овчинка не
стоит выделки"...).
Проведение вербовки
Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности,
затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные
склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего
побуждающими моментами при этом являются:
- политические или религиозные убеждения;
- стремление к власти;
- романтические представления;
- национализм;
- тщеславие;
- преувеличенное мнение о своих способностях;
- месть;
- материальные затруднения;
- страх (компрометации, физического воздействия, за других
людей...);
- жадность (как черта характера);
- сострадание (как черта характера);
- любовь-страсть;
- любовь к детям;
- житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины,
гомосексуализм, наркотики, сибаритство...).
*Мотивами вербовки "заоблачных" интеллектуалов могут служить их
утонченные стремления к*:
- тайной власти;
- игре с законами;
- знанию того, о чем не могут знать другие;
- проникновению в тайны...
*Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе*:
- любовь-страсть;
- любовь к детям;
- тщеславие;
- страх...
Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств
нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Сей факт
желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на
индивида.
Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать
или отнять это, - легко стать его господином.
*Вербовку можно проводить*:
- от имени вербующей организации ("прямая вербовка");
- без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем,
некую возможность что-то предполагать ("намекающая вербовка");
- под "чужим флагом", или от имени ничем не примечательной
структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и
порождающих определенную симпатию ("одурачивающая вербовка");
- от имени одной организации с последующим - когда контроль уже
получен - раскрытием реального хозяина ("ступенчатая вербовка").
*Вербовочный подход бывает*:
- "горячим" (когда вербовщик делает прямое предложение о
сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз
почти сразу);
- "холодным" (когда неведомый объекту человек исподволь
"подкатывается" к нему);
- "бесконтактным" (когда влияние на объект осуществляют без
непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, факсу и
телефону);
- "обратным" (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя
обычно ему нужно "подсказать", к кому он может обратиться...).
Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для
поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался
от предложения, то через некоторое время он может передумать.
*Главными методами вербовки являются*:
1. Шантаж.
2. Подкуп.
3. Угроза физического воздействия.
4. Угроза любимым людям.
5. Расжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия,
восторженности, ревности, сострадания...).
6. Убеждение.
7. Зомбирование (психопрограммирование).
8. Особые акции (наркопривязка, секс-мероприятия...).
Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их
осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на
человека.
Поиск по сайту:
|