Одноэтажное здание XVIII в. в северной части Спасо-Евфимиева монастыря, предназначенное для монастырской братии, со времён Екатерины II использовалось как арестантское отделение. При входе бросается в глаза табличка, содержание которой сразу объясняет суть экспозиции. Она гласит:
« 1766 г. – Высочайший указ императрицы Екатерины II. Учреждение и открытие арестантского отделения в Спасо-Евфимиевом монастыре.
1829 г. – Высочайший указ императора Николая I. Ссылка в крепость лиц только духовного звания.
1905 г. – Высочайший указ императора Николая II. Освобождены последние узники тюрьмы. »
Как будто отголосок событий того времени, отпечаток личности каждого из упомянутых в этой надписи, императоров.
О трагических страницах монастырской истории рассказывает экспозиция, открытая в 2001 г. Она состоит из двух частей: в первой представлены материалы по истории тюрьмы дореволюционного периода, во второй – советского времени.
Подлинные свидетели прошлого – высокая кирпичная стена, ворота, прогулочный двор, тюремный коридор, камеры. Учреждённое в 1766 г. Екатериной II арестантское отделение просуществовало официально до 1 января 1906 г. 403 человека были узниками этой тюрьмы. Со времени основания арестантского отделения до 1829 г. состав узников был весьма разнообразен. Здесь находились люди различных сословий и званий, светские и духовные.
Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых. С 1829 г. в тюрьму стали заключать лиц только духовного звания, а также раскольников и сектантов. Представители скопчества, молокан, прыгунов, хлыстов, в 50-х годах XIX в. четыре старообрядческих архиерея – «гости» монастырской обители.
Вновь перед нами тюремный коридор. Радостные, светлые лица советских людей смотрят на нас с плакатов 1930-х годов: «Хорошо в стране Советской жить». Слова песни обрываются... и на нас наваливается вся боль, вся скорбь, все человеческие страдания, которые помнят стены этого здания. Лица и тени лиц – сотни, тысячи искалеченных судеб. В 1923 г. в монастыре был организован один из политических изоляторов для «перевоспитания» идейных противников новой власти. Социалисты, анархисты, партийные руководители и беспартийные, профессора и крестьяне оказались по воле судьбы на тюремных нарах Суздаля. В «Суздальской Бастилии» были в заточении такие известные в стране люди, как бывший директор Государственной публичной библиотеки В.И. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М.Н. Рютин, экономист с мировым именем Н.Д. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922–1924 годов Л.Н. Юровский.
Золотая кладовая
26 апреля 2006 года состоялось открытие обновлённой «Золотой кладовой», экспозиции музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря.
Удивительное количество разнообразных предметов быта, украшений, святынь дополняет искусно поставленное освещение стендов. Удивительно, что вся экспозиция является подлинной. То есть можно собственными глазами увидеть детали шиться шёлковыми и золотыми нитями, чернь на серебре (это особая древняя технология нанесения изображения), удивительно миниатюрные иконы из дерева и кости.
В 1-м и 2-м залах с миниатюрными произведениями прикладного искусства витрины имеют особую конструкцию. Равномерный боковой свет хорошо освещает экспонаты, выявляя их рельефную орнаментацию. Под каждой витриной можно увидеть увеличенное воспроизведение всех экспонатов и благодаря этому оценить совершенство ювелирной техники древних мастеров. Чтобы хорошо рассмотреть самые маленькие экспонаты, их поместили под линзы.
Произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от XI–XII веков и до начала XX столетия, расположены на двух этажах. В зале археологических находок помещены золотые и серебряные украшения древних славян.
Особый зал занимает коллекция мелкой пластики. Среди экспонатов XII–XVII вв. – резные по камню, дереву, кости нагрудные иконки, кресты и панагии в золотых и серебряных оправах. Многие из них поистине уникальны. В этом посетители могут убедиться, нажав на маленькую кнопку на витрине, – миниатюрный шедевр плавно повернётся и явит себя со всех сторон.
В отдельных витринах собраны прекрасные произведения черни и эмали XVI–XVII столетий. Среди серебряных произведений, украшенных гравировкой и чеканкой, представлены работы как столичных, так и местных мастеров-серебряников. Особый зал отведён для памятников лицевого шитья XVI–XVII вв., среди которых искусно шитые шёлком, пряденым золотом и серебром покрова и пелены, хоругвь и покровцы.
Поднявшись по узенькой лесенке на второй этаж, я почувствовала себя так, как будто попала в сказку. Рассеяный свет, полумрак. Обращают на себя внимание иконы и предметы церковной утвари, украшенные пышным орнаментом в технике чеканки, гравировки, черни, а также образцы живописной эмали. Среди произведений орнаментального шитья – церковные облачения и покровцы, шитые жемчугом, бисером, перламутром, металлическими нитями. На примере серебряной посуды XVIII столетия можно судить о переменах в русском быту этого времени. Две витрины с интерьерными комплексами показывают убранство стола и драгоценные украшения рубежа XIX–XX веков.
Аптекарский огород
Невозможно пройти мимо этой достопримечательности, так как она находится по пути к кладовой. Конечно очень интересно посмотреть на такой исторический атрибут монастыря, но человеку, ничего не понимающего в целебных травах, не понять в чем изюминка этого зрелища. По этому немного истории.
Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи-«лечцы» Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями.
Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царём Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.
При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.
Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.
Силами сотрудников ВСМЗ этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 4 x 4 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.
Заключение
Все эти экспозиции, прежде всего, интересны тем, что их экспонаты являются подлинниками. Спасо-Евфимиев монастырь – это оригинальное собрание народного творчества всех столетий нашей страны, начиная с XI века. Это и собрание всех аспектов жизни человека – жизнь (во всех ее проявлениях: религия, искусство, быт, война) и смерть (как героическая, так и мученическая).