Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории



Одноэтажное здание XVIII в. в северной части Спасо-Евфимиева монастыря, предназначенное для монастырской братии, со времён Екатерины II использовалось как арестантское отделение. При входе бросается в глаза табличка, содержание которой сразу объясняет суть экспозиции. Она гласит:

« 1766 г. – Высочайший указ императрицы Екатерины II. Учреждение и открытие арестантского отделения в Спасо-Евфимиевом монастыре.

1829 г. – Высочайший указ императора Николая I. Ссылка в крепость лиц только духовного звания.

1905 г. – Высочайший указ императора Николая II. Освобождены последние узники тюрьмы. »

Как будто отголосок событий того времени, отпечаток личности каждого из упомянутых в этой надписи, императоров.

О трагических страницах монастырской истории рассказывает экспозиция, открытая в 2001 г. Она состоит из двух частей: в первой представлены материалы по истории тюрьмы дореволюционного периода, во второй – советского времени.

Подлинные свидетели прошлого – высокая кирпичная стена, ворота, прогулочный двор, тюремный коридор, камеры. Учреждённое в 1766 г. Екатериной II арестантское отделение просуществовало официально до 1 января 1906 г. 403 человека были узниками этой тюрьмы. Со времени основания арестантского отделения до 1829 г. состав узников был весьма разнообразен. Здесь находились люди различных сословий и званий, светские и духовные.

Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых. С 1829 г. в тюрьму стали заключать лиц только духовного звания, а также раскольников и сектантов. Представители скопчества, молокан, прыгунов, хлыстов, в 50-х годах XIX в. четыре старообрядческих архиерея – «гости» монастырской обители.

Вновь перед нами тюремный коридор. Радостные, светлые лица советских людей смотрят на нас с плакатов 1930-х годов: «Хорошо в стране Советской жить». Слова песни обрываются... и на нас наваливается вся боль, вся скорбь, все человеческие страдания, которые помнят стены этого здания. Лица и тени лиц – сотни, тысячи искалеченных судеб. В 1923 г. в монастыре был организован один из политических изоляторов для «перевоспитания» идейных противников новой власти. Социалисты, анархисты, партийные руководители и беспартийные, профессора и крестьяне оказались по воле судьбы на тюремных нарах Суздаля. В «Суздальской Бастилии» были в заточении такие известные в стране люди, как бывший директор Государственной публичной библиотеки В.И. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М.Н. Рютин, экономист с мировым именем Н.Д. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922–1924 годов Л.Н. Юровский.

 

Золотая кладовая

26 апреля 2006 года состоялось открытие обновлённой «Золотой кладовой», экспозиции музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря.

Удивительное количество разнообразных предметов быта, украшений, святынь дополняет искусно поставленное освещение стендов. Удивительно, что вся экспозиция является подлинной. То есть можно собственными глазами увидеть детали шиться шёлковыми и золотыми нитями, чернь на серебре (это особая древняя технология нанесения изображения), удивительно миниатюрные иконы из дерева и кости.

В 1-м и 2-м залах с миниатюрными произведениями прикладного искусства витрины имеют особую конструкцию. Равномерный боковой свет хорошо освещает экспонаты, выявляя их рельефную орнаментацию. Под каждой витриной можно увидеть увеличенное воспроизведение всех экспонатов и благодаря этому оценить совершенство ювелирной техники древних мастеров. Чтобы хорошо рассмотреть самые маленькие экспонаты, их поместили под линзы.

Произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от XI–XII веков и до начала XX столетия, расположены на двух этажах. В зале археологических находок помещены золотые и серебряные украшения древних славян.

Особый зал занимает коллекция мелкой пластики. Среди экспонатов XII–XVII вв. – резные по камню, дереву, кости нагрудные иконки, кресты и панагии в золотых и серебряных оправах. Многие из них поистине уникальны. В этом посетители могут убедиться, нажав на маленькую кнопку на витрине, – миниатюрный шедевр плавно повернётся и явит себя со всех сторон.

В отдельных витринах собраны прекрасные произведения черни и эмали XVI–XVII столетий. Среди серебряных произведений, украшенных гравировкой и чеканкой, представлены работы как столичных, так и местных мастеров-серебряников. Особый зал отведён для памятников лицевого шитья XVI–XVII вв., среди которых искусно шитые шёлком, пряденым золотом и серебром покрова и пелены, хоругвь и покровцы.

Поднявшись по узенькой лесенке на второй этаж, я почувствовала себя так, как будто попала в сказку. Рассеяный свет, полумрак. Обращают на себя внимание иконы и предметы церковной утвари, украшенные пышным орнаментом в технике чеканки, гравировки, черни, а также образцы живописной эмали. Среди произведений орнаментального шитья – церковные облачения и покровцы, шитые жемчугом, бисером, перламутром, металлическими нитями. На примере серебряной посуды XVIII столетия можно судить о переменах в русском быту этого времени. Две витрины с интерьерными комплексами показывают убранство стола и драгоценные украшения рубежа XIX–XX веков.

 

Аптекарский огород

Невозможно пройти мимо этой достопримечательности, так как она находится по пути к кладовой. Конечно очень интересно посмотреть на такой исторический атрибут монастыря, но человеку, ничего не понимающего в целебных травах, не понять в чем изюминка этого зрелища. По этому немного истории.

Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи-«лечцы» Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями.

Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царём Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.

При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.

Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.

Силами сотрудников ВСМЗ этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 4 x 4 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.

 

Заключение

Все эти экспозиции, прежде всего, интересны тем, что их экспонаты являются подлинниками. Спасо-Евфимиев монастырь – это оригинальное собрание народного творчества всех столетий нашей страны, начиная с XI века. Это и собрание всех аспектов жизни человека – жизнь (во всех ее проявлениях: религия, искусство, быт, война) и смерть (как героическая, так и мученическая).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.