Кафедра проектирования и безопасности компьютерных систем
Эссе
Дисциплина:
Культурология
Название работы:
Комплекс экспозиций Спасо-Евфимиева монастыря
Выполнила:
Хабарова Светлана Сергеевна, группа 1896
Проверила:
Сорокина Ольга Сергеевна
Санкт-Петербург
2012 год
Введение
18 ноября 2012 года я посетила комплекс экспозиций Спасо-Евфимиева монастыря. Обошла не всё, так как времени было мало. Не могу удержаться и расскажу про все экспозиции, которые я посетила. Нельзя обойти вниманием национального героя, прах которого покоится здесь.
Дмитрий Пожарский – национальный герой России.
В Суздале, на территории Спасо-Евфимиева монастыря располагается родовая усыпальница Пожарских. Тут покоится и прах национального героя Дмитрия Пожарского. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 года — 30 апреля 1642 года) — русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765—1766 сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом России Дмитрием Медведевым.
Книга шести столетий
Эта экспозиция посвящена старинным книгам. Здесь в тёмных витринах на парче разложены древние рукописи: памятники публицистики и права, записи церковных песнопений, произведения беллетристики, отразившие события далёких веков. Копия первого листа Лаврентьевской летописи напоминает о выдающемся памятнике русского летописания событий XII–XIII веков. Несколько рукописных Евангелий XVI в. привлекают внимание красочными миниатюрами и тонким многоцветным орнаментом. По их украшениям можно судить об основных разновидностях книжного декора той поры.
Второй зал отведён первенцам восточно-славянской печати. В экспозиции представлены издания, которыми отмечен подвижнический путь Ивана Фёдорова: «Апостол», 1574 г., «Библия», 1581 г., «Евангелие учительное», 1569 г.
Третий зал наполняют памятники книжной культуры XVII в., многие из которых знакомы нам по иллюстрациям из школьных учебников, из книг по истории литературы и искусства. Это и Соборное уложение – кодекс законов Русского государства, 1648 г., и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, 1648 г., которую М.В. Ломоносов назвал «вратами учёности», и Псалтирь в стихах Симеона Полоцкого, 1680 г., – первая поэтическая книга на Руси, изданная типографским способом.
Экспонаты и само оформление четвёртого зала вводят нас в XVIII век – период широкого распространения книг светского содержания. Церковную литературу оттеснили на второй план издания по военному делу, естествознанию, философии, торговле, учебники, календари. Прочные позиции заняла беллетристика. О значительных достижениях русской науки напоминают прижизненные издания сочинений М.В. Ломоносова, историка В.Н. Татищева, труды путешественников И. Лепехина и П. Паласа. Большая подборка книг отражает размах издательской деятельности Н.И. Новикова, который, по словам А.С. Пушкина, «подвинул на полвека образованность в России.
В 5-м зале экспозиции представлены книги XIX – начала XX века – прижизненные публикации произведений И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. Библиографической редкостью является первый сборник стихотворений А.С. Пушкина (1826).
Завершается экспозиция подборкой изданий первых лет Советской власти, в которой выделяется Букварь для взрослых.
Музей наивного искусства
Музей наивного искусства – это первая в России постоянно действующая экспозиция произведений художников-самоучек. Владимиро-Суздальский музей-заповедник представляет самую крупную в стране коллекцию, у истоков которой в 70–80-е годы стояла многолетняя и кропотливая работа собирателей. Художников-самородков искали по газетным публикациям, рекомендациям, с экспедициями ездили по всей стране.
Яркие, живые полотна народных самородков никого не оставят равнодушными. Их картины поражают душевной открытостью, праздничной мечтой. Замечательный знаток художественного всемирного наследия, искусствовед М.В. Алпатов так охарактеризовал феномен «наивистов»: «Картина неучёного художника хороша не потому, что он не учился, а потому, что он одарён и своё дарование сумел проявить в творчестве».
Один из шедевров этой экспозиции я бы хотела продемонстрировать (хоть это и не по правилам составления эссе) на Рис. 1.