Русского орнамента с Х по ХVI столетие по древним рукописям.
М., 1870). В свою очередь, орнамент подобного типа сопрягается
С обычным бытовым плетением (например, корзин), и плетением,
Имеющим магический или ритуальный смысл.
И так продолжалось на протяжении многих веков и
Тысячелетий. Спиралевидные коды передавались от поколения к
Поколению, от народа к народу, от мировоззрения к
Мировоззрению, от религии к религии. Так, в Констанце (Румыния)
Существует старинный православный храм, где фреска Страшного
Суда обрамлена все тем же меандрово-спиралевидным орнаментом.
Мозаичные лабиринты выкладывались также на полу некоторых
готических соборов (рис.70). Не может не удивить и бронзовая
Фигурка древнего Божества со спиралью на груди, сидящего верхом
На волке; она найдена на территории России, в Прикамье, и
хранится в Историческом музее в Москве (рис.71). Нет сомнения в
Тотемическом содержании данной композиции. Фантазировать насчет
ее первоначального смысла затруднительно. Зато нет сомнения:
Перед нами первообраз известного сказочного сюжета об
Иване-царевиче и Сером Волке.
Исключительный интерес представляет хранящаяся в
Мюнхенском музее урна в виде модели древнего храма, фасад
которого украшен спиралями (рис.72). Макеты святилищ были
Чрезвычайно распространены в Древнем мире: по свидетельству
Павсания, одна из моделей Дельфийского храма, сделанная из
Пчелиного воска и перьев, была в свое время послана Аполлоном в
Качестве дара на его историческую Прародину -- Гиперборею
(Павсаний, X 5, 5). Представляется, что в случае спиралевидной
Символики на фасаде вышеупомянутого индоевропейского (а
Возможно -- и доиндоевропейского) храма ее смысловая нагрузка
Сродни той, которую несут кресты на церквях и полумесяцы на
Мечетях. Космическая кодировка спиралевидных символов и
Лабиринтов не вызывает сомнений. Впрочем, крест и полумесяц в
Дохристианскую и домусульманскую эпоху также выступали в
Качестве космических символов: Солнца и огня (крест), Луны
(серп).
Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения
Соловецких лабиринтов (как, впрочем, и всех остальных,
Разбросанных по Северу Европы) дал известный в прошлом
Отечественный историк и популяризатор науки, в течение многих
Лет возглавлявший русский астрономический и природоведческий
журнал "Мироведение", Даниил Осипович Святский (1879 --
По его мнению, ходы лабиринта, заставляющие путника
Долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его
Наружу, являются не чем иным, как символизацией блуждания
Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня
По кругам или, вернее, по большой спирали, проецируемой на
Небесный свод. В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались
Процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца,
Подобно тому, как и в позднейших культурах совершаются
Торжественные процессии, вокруг храма или алтаря. Соловецкие и
Прочие лабиринты не только служили для хождения внутри них, но
Также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения
Магических хороводов. Подковообразные лабиринты, тип которых
Часто встречается на Соловках, вполне могли кодировать движение
Солнца в высоких широтах по большей части круга, остающейся над
Или под горизонтом в период летнего или зимнего солнцестояния.
Гипотеза о связи лабиринтов с астральным культом была выдвинута
В Германии в 1891 г. Эрнестом Краусом, считавшим
Спиралевидные мегалиты остатками храмов в честь Солнечного
Божества, но с полярными представлениями о нем, перенесенными
На юг в глубокой древности с далекого Севера69.
В свете сказанного особый интерес представляют русские
Спиралевидные (навивающие) хороводы, исполняемые исключительно
Женщинами во время семикских гуляний. Танцевальный ритуал так и
называется -- "Навивать". Сначала девушки ходят по кругу, затем
Круг разрывается и один его конец останавливается, а другой
Продолжает ходить и постепенно завиваться вокруг неподвижно
Стоящей девушки. При этом поется песня (в этнографических
Поиск по сайту:
|