Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русского орнамента с Х по ХVI столетие по древним рукописям.



М., 1870). В свою очередь, орнамент подобного типа сопрягается

С обычным бытовым плетением (например, корзин), и плетением,

Имеющим магический или ритуальный смысл.

И так продолжалось на протяжении многих веков и

Тысячелетий. Спиралевидные коды передавались от поколения к

Поколению, от народа к народу, от мировоззрения к

Мировоззрению, от религии к религии. Так, в Констанце (Румыния)

Существует старинный православный храм, где фреска Страшного

Суда обрамлена все тем же меандрово-спиралевидным орнаментом.

Мозаичные лабиринты выкладывались также на полу некоторых

готических соборов (рис.70). Не может не удивить и бронзовая

Фигурка древнего Божества со спиралью на груди, сидящего верхом

На волке; она найдена на территории России, в Прикамье, и

хранится в Историческом музее в Москве (рис.71). Нет сомнения в

Тотемическом содержании данной композиции. Фантазировать насчет

ее первоначального смысла затруднительно. Зато нет сомнения:

Перед нами первообраз известного сказочного сюжета об

Иване-царевиче и Сером Волке.

Исключительный интерес представляет хранящаяся в

Мюнхенском музее урна в виде модели древнего храма, фасад

которого украшен спиралями (рис.72). Макеты святилищ были

Чрезвычайно распространены в Древнем мире: по свидетельству

Павсания, одна из моделей Дельфийского храма, сделанная из

Пчелиного воска и перьев, была в свое время послана Аполлоном в

Качестве дара на его историческую Прародину -- Гиперборею

(Павсаний, X 5, 5). Представляется, что в случае спиралевидной

Символики на фасаде вышеупомянутого индоевропейского (а

Возможно -- и доиндоевропейского) храма ее смысловая нагрузка

Сродни той, которую несут кресты на церквях и полумесяцы на

Мечетях. Космическая кодировка спиралевидных символов и

Лабиринтов не вызывает сомнений. Впрочем, крест и полумесяц в

Дохристианскую и домусульманскую эпоху также выступали в

Качестве космических символов: Солнца и огня (крест), Луны

(серп).

Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения

Соловецких лабиринтов (как, впрочем, и всех остальных,

Разбросанных по Северу Европы) дал известный в прошлом

Отечественный историк и популяризатор науки, в течение многих

Лет возглавлявший русский астрономический и природоведческий

журнал "Мироведение", Даниил Осипович Святский (1879 --

По его мнению, ходы лабиринта, заставляющие путника

Долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его

Наружу, являются не чем иным, как символизацией блуждания

Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня

По кругам или, вернее, по большой спирали, проецируемой на

Небесный свод. В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались

Процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца,

Подобно тому, как и в позднейших культурах совершаются

Торжественные процессии, вокруг храма или алтаря. Соловецкие и

Прочие лабиринты не только служили для хождения внутри них, но

Также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения

Магических хороводов. Подковообразные лабиринты, тип которых

Часто встречается на Соловках, вполне могли кодировать движение

Солнца в высоких широтах по большей части круга, остающейся над

Или под горизонтом в период летнего или зимнего солнцестояния.

Гипотеза о связи лабиринтов с астральным культом была выдвинута

В Германии в 1891 г. Эрнестом Краусом, считавшим

Спиралевидные мегалиты остатками храмов в честь Солнечного

Божества, но с полярными представлениями о нем, перенесенными

На юг в глубокой древности с далекого Севера69.

В свете сказанного особый интерес представляют русские

Спиралевидные (навивающие) хороводы, исполняемые исключительно

Женщинами во время семикских гуляний. Танцевальный ритуал так и

называется -- "Навивать". Сначала девушки ходят по кругу, затем

Круг разрывается и один его конец останавливается, а другой

Продолжает ходить и постепенно завиваться вокруг неподвижно

Стоящей девушки. При этом поется песня (в этнографических

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.