Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Не лишено вероятности, что Соловецкий монастырь -- краса и



Гордость современных Соловков -- построен на месте древних

Дохристианских святилищ. Известный искусствовед и исследователь

Древнерусской культуры проф. Вера Григорьевна Брюсова

Поделилась с автором личными впечатлениями о своих

Многочисленных поездках на Север: у нее сложилось твердое

Убеждение, что многие православные культовые постройки

Возведены на месте древних языческих капищ. Данные наблюдения

Подкрепляются и другими свидетельствами. В Швейцарии в одной из

Деревень есть католическая церковь, построенная в XII веке на

Месте, где с незапамятных времен находился каменный столб --

Менгир. Строители церкви не уничтожили древний священный

Камень, наоборот -- включили его в комплекс христианского

Храма. Теперь этот сравнительно невысокий (около 1 м над

Землей) менгир из песчаника возвышается внутри церкви рядом с

Алтарем.

У Соловья-Разбойника, помимо прозвища, было, как известно,

И отчество -- Рахманович. Оно приводит к еще одной любопытной

Аналогии. Рахманы -- загадочные персонажи древнерусских

Сказаний. Они -- обитатели Островов Блаженных на краю Океана --

Последнего прибежища титанов, хорошо известного из

Древнегреческой мифологии. Конечно, в специфических русских

Условиях сказания эти за многие тысячелетия существенно

трансформировались. Древнерусская литература знает по меньшей

мере два сюжета, связанных с рахманами. Первый -- "Слово о

рахманах и предивном их житии", где описывается жизнь

Долгожителей-рахманов, полная изобилия и радости. Их остров на

Краю Океана якобы посетил Александр Македонский во время похода

На Индию. В данной связи принято считать, что рахманы -- это

Индийские жрецы брахманы. Но имеется и второй источник, гораздо

Более распространенный среди древнерусских книжников, где

Никакая Индия не упоминается. Те же Острова Блаженных и царящая

Там райская жизнь подробно описаны в апокрифе, известном под

названием "Хождение Зосимы к Рахманам" (в обиходе -- просто

"Зосима"). Здесь рассказано, как к пустыннику Зосиме после

Дневного поста явился ангел и указал путь к далекой земле

Блаженных, отделенной от грешного мира глубокой, как бездна,

Рекой, недосягаемой ни для птиц, ни для ветра, ни для Солнца,

Ни для дьявола. По волшебному дереву, склонившемуся перед

Отшельником, Зосима переправился через реку и очутился в стране

Блаженных, в русском апокрифе она описывается в духе

классического "золотого века" с поправками на христианские

Представления о праведности65.

Обитатели той блаженной страны -- рахманы -- живут в своей

Неприступной земле без греха, верные завету праотца Рехома, не

Испытывая ни в чем никакой нужды. Безмятежно течет их праведная

жизнь: нет у них числа лет, "но вси дние аки един день ес". В

данном пассаже налицо несомненные полярные реминисценции:

Скрытые в иносказательную форму представления о долгом полярном

Дне, объединяющем много обычных дней. Далее Зосима повествует о

Том, как рахманы встречают день своей смерти. Описание это живо

Напоминает рассказы античных авторов о кончине гиперборейцев.

О таинственных северных морских святилищах естественного

Или искусственного происхождения сохранились свидетельства и в

Других древнерусских источниках. Так, в известном памятнике XIV

века -- "Послании Василия Новгородского ко владыке Тверскому

Феодору о земном рае" рассказывается о том, как две лодки из

Новгорода долго носило ветром по Студеному морю, пока не

прибило к высокой горе. "И видеша на горе той... свет бысть в

Месте том самосиянен, яко не мощи человеку исповедати; и

Пребыша долго на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть

Многочастный, светлуяся паче солнца, а на горах тех ликования

много слышахут, и веселия гласы вещающа"66. Кормчий велел

Одному из спутников взобраться по мачте на скалу (высокий

Берег?), что тот проделал, и, увидев нечто необыкновенное

Наверху, с радостным возгласом исчез за каменным гребнем. То же

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.