Процесс реализации стратегии управления персоналом затрагивает, как правило, работников многих структурных подразделений организации, начиная с крупных производственных подразделений и заканчивая небольшими группами рабочих и служащих, бригадами
Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа, внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.
Этап внедрения стратегии включает:
разработку плана внедрения стратегии управления персоналом;
разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом;
активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.
Внедрение стратегии управления персоналом, включающее распределение необходимых ресурсов, определение средств ее реализации, сроков исполнения, ответственных исполнителей может осуществляться в соответствии с планом, разработанным по форме:
Внедрение стратегии предполагает определение объемов и способов представления информации лицам, ответственным за ее выполнение, и руководителям подразделений, обеспечение единого понимания комплекса стратегических альтернатив, содержания стратегий и задач функциональных и структурных подразделений.
Все это реализуется посредством проведения конференций, семинаров и консультаций с руководителями и работниками системы управления персоналом и стратегического управления персоналом. Кроме того, на этом этапе формируются стратегические планы подразделений, которые могут оформляться в виде проектов.
На процесс внедрения стратегий влияют следующие факторы:
ü наличие механизмов (технологий) внедрения стратегий;
ü качество оперативных и тактических решений системы управления персоналом;
ü взаимосвязь и характер разделения стратегических, оперативных и тактических полномочий;
ü качество организационных структур системы управления персоналом и организации в целом;
ü наличие и качество обратных связей с внутренней и внешней средой;
ü качество и совместимость с культурными стратегиями (в рамках системы управления организационной культурой);
ü качество и состав применяемых методов управления персоналом.
Цель этапа стратегического контроля — определить соответствие или отличие реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий.
Стратегический контроль представляет собой выполнение триединой задачи:
- контроль состояния систем стратегического управления персоналом и управления персоналом;
- контроль соответствия стратегии состоянию внешней среды;
- контроль соответствия стратегии внутренней среде хозяйствования.
Стратегический контроль осуществляется:
посредством отбора факторов;
их анализа и оценки;
аккумуляции необходимых данных;
адресности выводов.
Наиболее сильные и масштабные факторы, воздействующие на формирование и осуществление процесса стратегического контроля — это наличие системы стратегического управления персоналом, стратегических целей и задач, промежуточных критериев; ход внедрения системы стратегического управления персоналом и реализации стратегии; соответствие реализуемых стратегий и качества систем состоянию среды; качество обратной связи; наличие и качество механизмов координации.
В состав мероприятий по координации реализации стратегии управления персоналом входят действия:
- направленные на изменения в самой системе стратегического управления персоналом (СтУП);
- направленные на изменения во внешней среде СтУП, во внутренней среде системы управления персоналом (СУП);
- по координации стратегий (альтернативные варианты и т.п.).
Для выработки и реализации стратегий управления персоналом рекомендуется создавать рабочие группы по функциональным направлениям: обеспечение организации персоналом, развитие трудового потенциала, реализация трудового потенциала.