Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Городская реформа 1870 г



 

В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы — городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

«Городская управа состоит под председательством городского головы, из членов избираемых думою, и число их не должно быть менее двух. Впрочем, небольшим городам дозволяется исполнительную власть вручать одному городскому голове (ст.70 и 71). При этом мы можем выразить мысль, что последнее правило могло бы иметь более широкое применение, если бы городской голова был поставлен в другие условия, если бы ответственность его перед обществом была действительною, а не прозрачною». [12]

Городские думы и управы ведали в основном хозяйственными вопросами.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. — Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. — в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии.

Одним из минусов городской реформы было то, что мелкие города испытывали трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений.

Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. А.А.Головачев замечал по этому поводу: «У нас считается необходимым все вопросы, возникающие в административной практике, разрешать также административным порядком... У нас забывают, что вопросы, возникающие в административной практике, т.е. вопросы о так называемых пререканиях о пределах власти и законности административных распоряжений суть также вопросы о праве и, как таковые, подлежат разрешению судебных мест. ... Нет никакой необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы, в случае замеченной незаконности действий Городского Управления или жалоб и пререканий, могли бы рассматриваться судом в общем порядке, законами установленном». [13]

При всей ограниченности городская реформа раскрепостила российское общество, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Реформа послужила значительным толчком для развития региональной экономики. Города теперь могли более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.