2. По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии.
o Пакетная информационная технология
o Диалоговая
o Сетевая
o Режим реального времени
o Интерактивный режим
3. По способу организации сетевого взаимодействия
o Локальные
o Многоуровневые
o Распределенные
4. По принципу построения
o Функционально ориентированные
o Объектно ориентированные
5. По степени охвата задач управления
o выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления,
o информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам.
o ИТ организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач,
o экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.
6. По способу организации ИТ:
o централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ — центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.
o Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.
o Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных.
18. Понятие интегрированной и корпоративной информационных систем
Идея интеграции современных ИТ и управления информационными ресурсами реализуется в КИС и заключается в обеспечении совместной работы всех подразделений предприятия и всех пользователей информации на основе единого хранилища данных в организации комплексного информационного обеспечения управления всеми бизнес процессами данного предприятия.
КИС предприятия -это человеко-машинная система, комплексно обеспечивающая информационную поддержку принятия управленческих решений по развитию предприятия на основе использования современных ИТ, созданная для повышения прибылей бизнеса.
КИС реализует бизнес стратегию конкретного предприятия с помощью организованной совокупности ИТ, электронных коммуникаций и высококвалифицированного персонала.
Билл Гейтс называет такую форму организации системы обработки данных электронной нервной системой. (Бизнес со скоростью мысли 2002).
Рис. Модель современного менеджмента на базе ИТ.
В последнее время интегрированные и корпоративные информационные системы управления предприятиями отождествляют. В чем сходства и различия данных систем?
Интегрированные ИС охватывают автоматизацией все сферы деятельности предприятия: учет и анализ, планирование, формирование и контроль исполнения бюджетов, управление производством и продажами в первую очередь на оперативном и тактическом уровнях управления и лишь частично на стратегическом уровне.
Корпоративная система управления (КИС) предприятием ¾ это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автоматизация выполняет второстепенную роль. «Корпоративность» в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру, и объединяющую все функциональные подсистемы.
В последние годы XX века системы планирования класса MRP II интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили название систем бизнес-планирования ERP (Enterprise Requirements Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю производственно-хозяйственную деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий. В российской практике, целесообразность применения систем подобного класса обуславливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес-процессами в условиях инфляции, а также жесткого налогового прессинга, поэтому, системы ERP необходимы не только для крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих активный бизнес.
По существу, системы ERP представляют собой следующую стадию интеграции для комплексных систем управления производством. Именно системы ERP в литературе, посвященной информационным системам, ассоциируются у большинства авторов с корпоративными информационными системами в целом и этому есть объяснение.