В 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в титовской Югославии был поднят национальный вопрос. Была высказана мысль, что централизм в экономике не
соответствует принципу равноправия наций, что каждая нация должна сама распоряжаться своим национальным доходом. В 1971 г. поправки к конститу-
ции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национального вопроса.
В период подготовки к Х съезду СКЮ и на самом съезде (1974 г.) югославским руководством был взят курс на свертывание самоуправленческих на-
чал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. Если раньше в известном принципе демократического
централизма подчеркивалась первая составная часть, то теперь центр тяжести явно перемещался на вторую. Был сделан вывод, что и в условиях самоуправления (от которого на словах не отказывались) государство должно играть очень важную роль в управлении процессами общественного развития. Более того, самоуправление было названо специфической формой диктатуры пролетариата.
В 1974 г. была принята новая конституция. Верховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина
СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно выбирали председателя Скупщины СФРЮ и его за-
местителей, председателя и членов Союзного исполнительного веча (правительства). Основной особенностью конституции было сужение экономических
и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Была подтверждена государственность республик и краев, которые
должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Республиканским органам отводилась главная роль при решении большинства экономических и кадровых вопросов. Таким образом, по конституции 1974 г. Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства.
При жизни Тито еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито, уже являвшийся по-
жизненным президентом СФРЮ и председателем СКЮ, умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и пре-
зидиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и края, в порядке строгой очередности избирали сроком на
один год председателя. Такая система не могла добавить стране стабильности.С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кризис. Ограничение
реформ после Х съезда СКЮ (в политической сфере они вообще практическине проводились) и усиление роли республик и краев привело к резкому усилению национальной партийно-государственной бюрократии ("этнократии"). Победила тенденция, когда свобода гражданина заменялась свободой нации. Возникла концепция "национальной экономики", когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий обще югославский рынок стал распадаться на восемь рынков. Центральное правительство все больше теряло контроль, а республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. К концу 1985 г. безработица составила 15%, инфляция - 100%, внешний долг приближался к 20 млрд.долл. Вместо кардинальной реформы югославские руководители предложили программу "стабилизации", которая с самого начала не выполнялась. Кризис усилился событиями в Косово - сердце средневекового сербского государства, но к 80-м годам населенном уже более, чем на 80% этническими албанцами. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. Славянское население края (сербы и черногорцы) под давлением албанцев во все большем количестве стали покидать Косово. Только за период си1971 по 1981 гг. оно уменьшилось на 35%. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к другим народам Югославии. Вместе с тем, по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству же жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981 г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово уже не загасал. Относительный
порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию. Широко разрекламированный "югославский эксперимент" окончился неудачно. В современных условиях непосредственная демократия и самоуправление оказались возможными только на местном уровне и в небольших коллективах. На более высоком уровне сразу же образовывалась новая, "самоуправленческая бюрократия", и все оставалось по-старому. Опыт Югославии в очередной раз доказал, что созданные по марксистским рецептам режимы не могли
быть реформированы, т.к. любые радикальные экономические реформы неизбежно входили в противоречие с тоталитарной политической системой.