Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контакты с аудиторией: удержание внимания



 

От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

Самый простой и эффективный способ - это все время что-то менять в своем выступлении.

Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).

Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

Менять способ донесения информации: 3 минуты - слайды, 4 минуты - лекция, 2 минуты - история из жизни, 3 минуты - вопросы в зал…

Как только оратор начинает делать что-то новое - происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Разнообразие - это общая идея. А вот как именно это разнообразие можно создавать, мы и поговорим.

Один из самых простых приемов - это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

"Мне могут возразить…"

"Иногда спрашивают…"

"Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю"

"Есть три вопроса, которые мне обычно задают…"

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке).

"…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми? …"

После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

"Юлий Цезарь" Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы.

аудитория внимание оратор управление

 


7. Восприятие и его особенности как психического процесса. Приемы расчленения
информации.

7.1 Восприятие представляет собой основную форму психического отражения мира. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни возникающие практические задачи, человек воспринимает окружающее. Он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание [9, стр. 201].

Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Таким образом, восприятие является непосредственным отражением предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств,в его объективной целостности [10, стр. 75].

Восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающе­гомира – не результат простого раздражения орга­нов чувств и доведение до коры мозга возбуждения от периферических восприни­мающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз; пропевание или проговаривание звуков при воспри­ятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.

Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных, с одновременным отвлечением от несуществен­ных. На дан­ном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. Следующий этап восприятия требует объедине­ния группы основных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, то есть в процессе восприя­тия участвует намять. Из этого следует, что восприятие знакомых пред­метов и их узнавание происходит очень быстро — человеку до­статочно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужно­му решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее. Скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько активен процесс восприятия, то есть насколько активно идет отражение этого объекта, а это значит, что огромную роль в восприятии играет наше желание восприни­мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя­тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ор­ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе [9, стр. 202]. Под действи­ем раздражителей в органах чувств возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры, а затем и в кору головного мозга. Далее оно поступает в проекцион­ные зоны коры, а оттуда - в интегративные зоны коры головного мозга. Там происходит завершение формирования образов явлений реального мира.

Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения переходят в нервные центры. Они охватывают различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. При обработке вызванного возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. Анализ и синтез обеспечи­вают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ. Вся эта сеть возбужде­ний, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [9, стр. 203].

Теперь мы рассмотрим основные свойства восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия относят следующие: предметность, целостность, категориальность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения [12, стр. 182]. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется посредством контакта ребенка с предметом, т.е. на основе движений.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов [12, стр. 182]. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия [12, стр. 182].

Следующее свойство восприятия — структурность. Оно связано с целостностью восприятия и заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия, например, изменения освещения и положения объекта в пространстве. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов [16, стр. 234].

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играет предшествующий опыт. Например, если предъявить человеку ряд незнакомых фигур, то он постарается найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия мы выдвигаем и проверяем гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизи­руется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Как уже упоминалось выше, восприятие человека тесно связано с мышлением, так как перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Эта связь прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, то есть отнести к опреде­ленному классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных [9, стр. 201]. Сначала идет выделение комплекса стимуловиз потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту, затем происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков,по которым можно идентифицировать объект, после происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории и поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения, и после этого, наконец, формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Не менее существенным свойством рассматриваемого психического процессаявляестя активность (избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или группу предметов. Остальные же объекты реального мира в это время являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в сознании [9, стр. 211]. Мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания: чтобы получить образ действительности, нужно предпринять какие-то действия и применить их к отображаемому объекту.

Мы рассмотрели несколько основных свойств восприятия. Теперь следует ознакомиться с его видами. Существует несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций лежат различия в участвующих в процессе анализаторах. В соответствии с тем, какой анализатор играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов [9, стр. 211]. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде: обычно они комбинируются, и в ре­зультате возникают сложные виды. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Так же существует классификация видов восприятия по формам существования материи: пространство, время и движение. В ней выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Существуют также индивидуальные различия в восприятии, так как люди различаются по интересам, установкам и по целому ряду других характеристик. У склонных к синтетическому типу восприятия лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общие особенности того, что воспринято. Они меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Лица с другим типом восприятия — аналитическим, наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Характеристики этих двух типов восприятия характерны для крайних полюсов, но чаще всего они дополняют друг друга, формируя наиболее про­дуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих ти­пов.

Другие типы восприятия — описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное.

Также выделяют объективный и субъективный типы. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Такие люди склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности. Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, но существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения [9, стр. 214]. В наблюдении, то есть преднамеренном и длительном восприятии с целью проследить течение какого-либо явления или изменения, происходящие в объекте, процесс восприятия высту­пает как самостоятельная деятельность особенно ясно.

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окру­жающий его мир в виде целостной предметной картины. По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К 5-6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. Развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения [9, стр. 216].

Таким образом, важнейшим условием развития восприятия является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтения и других видов деятельности, то есть в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Детское восприятие имеет свои особенности. Прежде всего, ребенок совершает большое количе­ство ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при воспри­ятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприя­тие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже» [9, стр. 216].

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных на рисунках пред­метов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосуществен­ные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играют недостаточность знаний ребенка и недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Таким образом, восприятие – сложный и емкий познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Он заключается во взаимодействии процесса выбора, систематизации и интерпретации. Органы чувств являются поставщиками “сырого” материала, который в процессе восприятия отфильтровывается, модифицируется и может быть изменен.

7.2 Практика показала. что аудитория неспособна целостно воспринимать поток информации и поэтому прибегает к операции расчленения сообщения. Коммуникатор знает эту особенность и часто искусственно расчленяет информацию уже на выходе, добиваясь гем самым нужного ему восприятия. Обычно используют три приема расчленения.
1. Временное расчленение информации, то есль с разрывом во времени, когда информация подается порциями. Так, в феврале 2004 года наружная реклама в Санкл-Петербурге последовательно сообщала: «... он приближается», «... ОН уже рядом», «... ОН скоро будет».
Заключительным рекламным аккордом в этой кампании стало сообщение об услугах мобильного развлекательного голосового портала «Yes!». Этот прием используется даже в политической рекламе, когда первоначально на стенде появляется часть рекламного обращения, обладающая некой логической завершенностью, а затем и остальное обращение. Особенно часто этот прием используется в избирательной кампании рекламистами партии «Яблоко».
2. Пространственное расчленение, когда информация разносится по различным носителям. Обычно качественная рекламная кампания строится с разнесением информации на плакаты, телевизионные ролики.
радиорекламу, рекламу в газетах, на листовках и т. д. Пространственным расчленением будет и размещение рекламных плакатов одинакового содержания вдоль автомобильной трассы. Но тут надо соблюдать меру и не переусердствовать. Так, во время выборов губернатора СанктПетербурга в 1996 году рекламных плакатов А. Собчака «Мэра в губернаторы!» было размещено слишком много, и они вызывали чувство стойкого раздражения у автомобилистов и прохожих.
3. Жанровое расчленение, когда одно и то же сообщение подается в различных стилистических формах. Этот прием использовался в рекламе «Русского Дома Селенга», а в политику был привнесен специалистами из избирательного штаба Б. Ельцина во время президентской кампании 1996 года. Серьезные аналитические статьи чередовались с откровенно эмоциональной популистской телевизионной рекламой, использовались частушки, детские рисунки и стихи. Прием жанрового расчленения применяла в телевизионной рекламе и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, призывая россиян принять участие в президентских выборах в марте 2004 года. Предел такому воздействию обычно задает лишь уровень воображения рекламиста.
Применяя прием расчленения, надо помнить о возможных технических накладках, способных свести весь эффект от приема к нулю. Техническая накладка, соединяясь с избирательностью восприятия, способна привести подчас к комическим эффектам. Так, в рекламе одной из жевательных резинок долго говорилось о гигиенической пользе применения жвачки сразу после еды. В качестве рекламных героев использовалась молодая парочка, которая, посетив кафе, уединяется в кабинке для автоматического фотографирования.

При этом героиня использует жевательную резинку, а герой — нет. В итоге неплохо сыгранная рекламная сценка оказывалась бесполезной. Такие же накладки наблюдались в телевизионной рекламе освежающих конфет «Ментос». Герой ложится на свежеокрашенную скамейку, а когда встает, его костюм оказывается окрашенным в полоску. По логике вещей полоска должна быть горизонта!ьной. Однако герой ролика гордо щеголяет в костюме с вертикачьной полоской.
Информация, хорошо выстроенная композиционно, добивается динамического возбуждения различных чувств у аудитории. Классические фильмы Голливуда строятся по законам драматургии, открытым еще Аристотелем: завязка — нарастание напряжения — погоня — кульминация (противостояние Добра и Зла) — победа Добра — катарсис — плавный выход из сюжета. Именно такой композиции придерживаются известные голливудские режиссеры С. Спилберг («Парк Юрского периода»), Р. Земекис («Назад В будущее») и другие.
Таким же примером удачной работы с восприятием аудитории служат латиноамериканские сериалы, где каждое из чувств активизируется в определенные дни недели. Обычно в понедельник происходит разрешение проблемы предыдущей недели. Во вторник и в среду сюжет
слабо шевелится, имитируя развитие событий. В четверг намечается некая интрига. А в пятницу встает ключевой вопрос, требующий от героя (героини) ответа: «Быть или не быть?» Заинтригованный телезритель после такого поворота сюжета а пятницу сделает все, чтобы оказаться у телевизора в понедельник. Что. собственно, и нужно режиссеру телесериала.
Голливудский сценарий возбуждения чувств часто используется в сценариях рекламных роликов. Вспомним, как развиваются события в рекламе чистящего средства «Комет». Сначала обнаруживается проблема: грязь на плите, отчистить которую рекламный персонаж не может, потому что никакие средства эту грязь не берут. Драматизм ситуации усугубляется близким приездом более значимого персонажа (жена). В этот момент на сцене возникает спаситель, предлагающий чудесное средство «Комет». Герой использует это средство, и пятно исчезает. Появляющийся в конце телевизионного ролика значимый персонаж (жена) оценивают усилия рекламного героя очень высоко. Голливудская схема завершена. По аналогичной модели вызываются чувства у аудитории в рекламах средства для очистки сливных труб «Тирет», чистящего средства «Мистер Пропер» и даже услуг обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов: семейная пара, едущая в «Жигулях»: «Вчера опять до ночи в гараже копался?» Для специалистов по связям с общественностью, видимо, ближе сценарий латиноамериканских сериалов.

 


8. Управление процессом восприятия в массовых коммуникациях.

Восприятие – сложный познавательный процесс, формирующий картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Решение проблемы заключается в том, чтобы лучше разбираться в конкретной ситуации. Рассмотрим различия между ощущением и восприятием. Ощущения, как правило, связывают с пятью физическими органами чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Восприятие более сложный и емкий процесс, чем ощущение. Он заключается во взаимодействии процесса выбора, систематизации и интерпретации, то есть восприятие является познавательным процессом . Органы чувств являются поставщиками “сырого” материала, которые в процессе восприятия отфильтровываются, модифицируются и могут быть изменены.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.