Рабочий день: 3ч 40мин – перерыв – 3ч 40мин. На графике показано, что ввод перерыва 15 минут повышает производительность на 5-7%. При высокой интенсивности работы вводили еще перерывы.
Исследования Сеченова (примерно 1895-1898гг.) Можно было с помощью наушников прослушивать биотоки (как напрягается мышца). Как-то он хитро прослушивал сердце и решил, что сердцечная мышца работает только треть интервала: активность ее длится около 0,4 с, а пауза – около 1,2 с. А если сердце так мало работает, то почему бы тоже не перейти на 8 ч рабочий день?)
Минимальное что-то сокращений у головки сердечной мышцы, чем ближе к основной части сердца – тем больше.
Слуховой анализатор
Шум – это то, что не несет информации. Может быть помехой, а может и поддерживать бодрствование.
343-344 м/с – скорость распространения звука.
Слышимые колебания – ???. По идее должно быть от 20 до 20000Гц.
4-6 тысяч - хорошо отражаются; 20-300 тысяч – хорошо огибают поверхность. Определенное что-то воздуха может резонировать на определенной частоте. В древних театрах сцена строилась так, чтобы звук прямой и отраженный соединялись. Звук может отражаться, соединяться с другой звуковой волной и входить с ней в одну фазу. Издалека хорошо слышно басы, но плохо – высокие частоты.
· 95-150 дБ – болевой уровень
· Приблизительно 65 дБ – нормальный звук
· 64 дБ – на расстоянии 1 метра в коридоре
Дирижеры могут различать до 70000 Гц. Неподготовленные слушатели различают до 10000-12000 Гц. Дальше была аудиограмма для юношеского возраста. Самое главное там, видимо, прогиб чувствительности где-то на средних частотах (от 500 до 3500 Гц). Там порог чувствительности ниже. При поражениях понижается чувствительность в самой чувствительной зоне.
Лучше всего локализуют звуки в диапазоне 20-800 Гц. Звуки с более низкими частотами локализуются за счет того, что их обертоны попадают в те же 20-800 Гц.
Наружный слуховой проход имеет частоту 3000 Гц. Барабанная перепонка – 1500 Гц. Каждый … в наружном ухе имеет свою резонансную частоту, а их сумма равна 3000 Гц. Резонансная частота среднего уха – 1300Гц. На самом деле резонанс имеет распределение типа гауссианы, так как усиливается на разном диапазоне.
Барабанная перепонка. Овальное окно – 3,3 мм2 – концентрирует звук на маленькой площади. Может усилить звук до 22 раз.
Маскировка внятности речи. Совершенно непонятная схема. По-разному действуют на анализатор звуки разной интенсивности. Если воздействие высокой интенсивности, то слух понижается. Звук диапазоном в 1 октаву не воздействует. Белый шум до 90 дБ не воздействует на звуковой анализатор.
Белый шум– частоты 20-20000 Гц в одной амплитуде.
Слуховая маскировка ? примерно на 800 Гц. Если интенсивность невысокая, то практически не сказывается на частотах выше и ниже. Чем выше интенсивность маскировки, тем больший диапазон она охватывает.
Хроническое утомление от шума 1-1,5 года не воздействует не производительность, зато позже она резко падает.
· Аудиометрическая фаза потери слуха – до 20 Гц. Если приближается к 20 дБ, то можно уловить прибором. Если нет, то незаметна.
· Фаза явного клинического развития – от 20 до 40 дБ.
· Фаза инвалидности – более 40 дБ
Методы оценки слуховой функции:
1. Тональная пороговая аудиометрия. Измеряют с 62 дБ на октавных частотах ( 125-1000-2000…16000Гц). С возрастом слух на высоких частотах ухудшается.
2. Пороговая речевая аудиометрия
Лекция 8, 23.10.12
Пришла на обсуждении распространения звуковых колебаний в жидкости. Это мы, видимо, к слуховой функции. На прошлой лекции обсуждали тональную пороговую аудиометрию. Есть еще речевая пороговая аудиометрия. Это про то, как пропадает слух на отдельные фонемы, морфемы и т.п.
3. Надпороговая тональная аудиометрия. На фоне белого шума подаются тональные частоты, по ним определяется кривая чего-то. Нужно несколько сеансов. При разных уровнях белого шума можно получить разные пороги. Строим порог, увеличиваем шум, строим другой, третий – и в какой-то момент происходит аудиометрическое восполнение: аудиограмма становится нормальной. Так и получается, что, например, рабочие из шумного цеха в самом цехе слышат нормально, а у себя на кухне просят родственников повторить едва ли не каждое слово. А когда они выходят на пенсию, у них остается потребность в шуме.
4. Речевая надпороговая аудиометрия. То же самое распознавание, но уже с фонемами, морфемами и т.п.
Белый шум, кстати, - это частоты с одинаковой амплитудой в слышимом диапазоне.
5. Тест «СС» - малые приращения интенсивности. В наушники экспонируют надпороговый тон (18-20дБ), порог. Потом этот порог удваивают, а потом начинают понемногу приращивать интенсивность звука. Чем меньше приращение испытуемый чувствует, тем лучше. А еще играет роль время экспозиции – и особенно оно важно в более позднем возрасте.
6. Тест на слуховой дискомфорт. Тоже выявляет определенный класс заболеваний, связанный с интенсивностью звуковой информации. Берут определенный порог в слышимом диапазоне и увеличивают интенсивность звука. Если меньше 40дБ для испытуемого – уже дискомфорт, то это нарушение слуха. Видимо, чем круче повреждения в слуховой системе, тем меньшие интенсивности звука оказывают болевое воздействие.
7. Тест распада тока. Увеличивают интенсивность, и ток перестает распадаться. Какой диапазон от порога до стабильного распознавания частоты – такова чувствительность.
8. Тест Люшера. Позволяет выявить особенные нарушения слуха. Этот тест определяет порог увеличения интенсивности до 40 дБ и изменения частоты (1000->1010 Гц) и определяет, распознается ли этот рост.
Интенсивность звука 64 дБ – это когда говорят в нормальной шумовой среде на расстоянии 1 м. Если собеседник стоит на расстоянии 1м слева или справа, ему нужно еще 6дБ (т.е. 70 дБ), а если сзади – то еще 12. Шепот в ухо – это 55 дБ. Нормальный голос –64 дБ. Очень громкий голос – 76дБ. Крик – 82 дБ. Вот такие мы тихие. С 95дБ – уровень дискомфорта. 127-130дБ уже опасно даже при кратковременном воздействии (может лопнуть барабанная перепонка).
Маскировка. Вышележащие частоты сильнее маскируют. Совершенно непонятный график.
Адаптация к уровню шума. На один наушник дают тон определенной интенсивности на некоторое время. Потом просят подобрать такую же интенсивность на втором наушнике, куда сначала ничего не предъявляли. Чем интенсивнее и дольше предъявляют звук, тем сильнее происходит адаптация: на втором ухе подрегулируют до более низкого уровня, чем исходный стимул (т.е. тенденция занижать интенсивность).
Слова и слоги. Длительность слога 50-100 мс, интервал между ними – 100 мс. Звуковое давление очень сильно меняется в процессе воспроизведения слога. К чему была эта бесценная информация, я уже не помню.
Чистый тон в 90дБ может вызвать нарушение слухового анализатора, если экспонируется 1 час в день. Особенно, если он идет на средних или высоких частотах. Поражение слухового анализатора зависит во многом от частоты, от интенсивности и от полосы пропускания. Что-то было про октаву, которая практически безвредна.
Снова маскировка. Комментарий к графику: если на фоне шума 47% слышно, тогда мы распознаем информацию , если меньше 47%, то мы ее различаем, но не распознаем. А еще на распознавание влияет реверберация – отражение звука от стен. Наиболее оптимальный период реверберации – 1-1,5 сек. В лесу примерно так и есть, это наиболее приближенно к естественным условиям.
В концертных залах пытаются оптимальную реверберацию создать искусственно. Например. В 1961 году построили Дворец Съездов. Строили криво, поэтому когда зал был пустой – все там нормально было с реверберацией. А как только туда набивалась публика – она сразу глушила звук. Поэтому пришлось строить специальный коридор, колдовать с динамиками и микрофонами, которые в итоге выпускали звук в зал с задержкой. Так создавался «митинговый» эффект. Сейчас есть специальные электрические примочки, которые задерживают звук на какое угодно время, и которыми, собственно, большую часть концертных залов подзвучивают. А когда разбирали зал Чайковского (этого в лекции не рассказывали), там под полом нашли глиняные трубы. И строители их покололи в труху да вынесли. Как бы это помягче выразиться… Негодяи. Вот.
Для военных нужд разработали команды, которые можно различить в контексте даже в условиях плохой слышимости. Дальше что-то про частоты, которые появляются в речи фрагментарно, и их надо распознавать. В условиях шума число и длина команд, кто бы мог подумать, ограничены. Если они будут слишком длинными, то никто ничего не поймет. На самом деле и в условиях нормальной слышимости многословные команды – это плохо.