Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Научный, научно-технический и инновационный потенциал РБ.



Научный потенциалопр-ется как совок-сть ресурсов и условий осущ-ния научных исследований. Научно-технический потенциал— это совок-сть ресурсов и условий осущ-ния прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опыт-технологические работы. Инновационный потенциал— это совок-сть всех видов ресурсов и усл. обеспечения практического освоения рез-тов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии. Все эти потенциалы являются взаимосвязанными и дополняю­щими друг друга звеньями единого инновационного цикла.

Главным звеном данного цикла являются научно-техничес­кие разработки и их результат: научно-техническая продук­ция.

Наряду с законодательной базой в стране была создана орга­низационная система научной деятельности, а также система органов гос. управления, обеспечивающих реали­зацию научно-технической политики: Государственный коми­тет по науке и технологиям (ГКНТ), Нац. академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Принципы формирования научно-технической политики гос-ва определены в Законе РБ «Об основах государственной научно-технической политики». В их число входят: - гос. поддержка фундаментальных и прикладных исследований; - выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержки на­учных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики; - ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств ,и технологий; и др.

Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности как креативного ядра ин­новационной системы страны характеризуют следующие коли­чественные и качественные параметры и показатели: - количество научных организаций, их структура; - объемы и структура исследований и разработок; - научные кадры; - финансовое обеспечение; - материально-техническая база; - научно-информационные ресурсы; - система управления научной сферой.

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационно: способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями: - уровнем научно-технических разработок; - состоянием и мощностью опытно-экспериментальное базы отраслей и предприятий; - наличием резервных производственных площадей; - уровнем технологической базы производства и технического оборудования.

Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства, эксплуатации, сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получен формации.

12. Формирование нац. инновационной системы страны: стратегич. и тактич. задачи.

Современную нормативно-правовую базу составля­ют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, це­ли, направления и механизмы инновационной политики госу­дарства. Ключевые положения этих документов предусматри­вают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной иннова­ционной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:- организационную структуру — совокупность организаций гос. и частного секторов эк-ки, субъектов инновационной деят-сти, осущ-щих исслед. и разработки, произв-во и реализацию пр-ции, а также занятых управлением и формированием инновационной сферы; - инфраструктуру — центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны; - институциональную и правовую среду; -систему подготовки и переподготовки кадров.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком.

Стратегической целью НИС является перевод эк-ки Бел. на инновационный путь развития. она должна отвечать след. требованиям:

• быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

• опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

• иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), госу­дарственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

· В рамках данных документов основными задачами являют­ся следующие:

· создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследователь­ских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

· формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

· постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора эк-ки и соц. сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллект. собств-сти в хоз. оборот;

· адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источни­ков, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

· рацион. сочетание гос. регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновац. деят-сти при реализации приоритетных направлений развития науки.

13. Инвестиционный потенциал нац.эк.. Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности.Инвестиционный потенциал страны — это ее способность ос­воить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры. Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строительных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы.

Основными составляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации и такие отрасли народного хозяйства и промыш­ленности, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс).

Инвестиционный потенциал страны располагает достаточ­ными трудовыми ресурсами.

Источниками инвестиций являются валовые накопления — разница между объемами произведенного ВВП и текущего пот­ребления

В Бел. сохр-ся тенденция преимущественного ин­вестирования в объекты производств. назначения — 65 % и устойчивая тенденция роста инвестиций в негос. сектор эк-ки — до 50 % общего объема инвестиций в основной капитал.

Главными получателями остаются такие отрасли, как про­м-сть (30 %), жилищное строительство (17,3 %), транс­порт (12,4 %) и с\х (8,2 %).

Важной задачей повышения эффективности использования инвестиционного потенциала страны является мобилизация оте­чественных и активизация привлечения иностранных капиталов с целью обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Инвестиции все больше приобретают инновационную направленность. Особое внимание уделяется поиску новых форм и способов их привлечения, созданию стабильных правил экономической и инвестиционной деятельности, стимулированию предпринимательской инициативы.

Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейских стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития на ближайший период являются:

• техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий и более полное удовлетворение на этой основе потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции;

• внедрение ресурсосберегающих технологий, выпуск новых видов строительных материалов, конструкций и изделий, отвечающих требованиям международных стандартов
и др. Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий.

Для повышения эффект-сти исп-ния инвестиц. потенциала необх. обеспечить выполнение меро­приятий по оказанию гос. поддержки проектам создания (развития) приоритетных произ-ств путем первооче­редного их кредитования, предоставления гос. преференций и гарантий; создать усл. в виде налоговых и др. льгот для привлечения иностр. капиталов, пре­жде всего в приоритетные подотрасли — произ-во цемента, стеновых и теплоизоляционных мат-лов.


 

14. Информационно-технологический потенциал

Новейшие инф-коммуник технологии и их яркое воплощение — сеть Интернет — оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни совре­менного общ-ва и наиболее масштабно — на эк-кую. Новое кач-во эк-ки информац. эры отражает «но­вая эк-ка» — комплекс наукоемких отраслей, занятых произв-вом и обслуживанием информац. оборудова­ния, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуник. сетей и др.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества: - функционирование органов государственной власти и уп­равления и их взаимодействие с бизнесом и населением; - развитие производительных сил; - повседневную жизнь граждан — с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телерадио-, телемедицина, потребности в информации и общении.

Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики формационного общества в стране.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие: -

информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования; - информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии; - автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе; - информационно-телекоммуникационная инфраструктура, технологическая сетевая среда передачи и обработки дани; - информац. индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи; - система компьютерного образования;

Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий формационной безопасности и защиты данных; единство организационных, технических и технологических принципов построения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению.

Беларусь активно участвует в развитии отраслей ИКТ с момента их зарождения в мире в 50—60-х гг. Под информатизацией понимается «организационный со­циально-экономический и научно-технический процесс обеспе­чения потребностей органов государственной власти, юриди­ческих и физических лиц в получении сведений о лицах, пред­метах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе инфор­мационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю Документированной информации»

Основная цель государственной политики в области инфор­матизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении та­кой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечествен­ным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.