Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Змены у систэме адукацыи на тэрыторыи беларуси у 60-90 гадаз 20 стагоддзя



У адукацыі ў гэты час праходзіць некалькі рэформ. У 1958 г. адбываецца пераход да ўсеагульнага 8-гадовага навучання і ўвядзенне ў сярэдняй школе 11-гадовага тэрміну з вытворчым навучаннем. Дзесяцігадовае навучанне вярнулася ў 1964– 1984 гг., а ў 70-я гг. была ўведзена ўсеагульная сярэдняя адукацыя моладзі. У прафесійна-тэхнічнай адукацыі стваралася адзіная сістэма гарадскіх і сельскіх прафесійна-тэхнічных вучылішчаў. У 1950 г. ў БССР працавала больш за 100 тэхнікумаў, 29 ВНУ. Але вышэйшая і сярэд- няя спецыяльная адукацыя адзначалася экстэнсіўнасцю: пры пастаян- ным павелічэнні колькасці выпускнікоў не заўсёды захоўвалася якасць іх навучання. Адной з адмоўных рыс адукацыі таго часу стала звужэнне сфе- ры выкарыстання беларускай мовы. У БССР не было ніводнай сярэд- няй спецыяльнай і вышэйшай навучальнай установы з беларускай мо- вай навучання. Бацькі атрымалі права вызваляць дзяцей ад вывучэння беларускай мовы ў школе. Дапускалася нават выкладанне беларускай мовы па-руску. У сярэдзіне 80-х гг. усяго каля 19 % дзіцячых садкоў і 23 % школ працавалі на беларускай мове. У выніку такой моўнай палітыкі стварыліся вельмі неспрыяльныя ўмовы для развіцця бела- рускай культуры.

 

36. Этнаграфічныя, гістарычныя, мовазнаўчыя і краязнаўчыя даследванні пра Беларусь ў 60-90 гг 19ст.

Большой интерес к белорусам со стороны европейской общественности, а также политические цели, которые имело российское правительство, привели к возникновения Северо-Западного отделения Русского географического общества. Оно было создано с целью пропаганды и научного обоснования официальных поглядов на Беларусь как исконную часть Российской империи. Несмотря на непродолжительный срок своего существования (1867-1875), развернутая им деятельность по этнографическому исследованию края - языка, фольклора, материальной культуры - заложила прочный фундамент научного белорусоведения. Вокруг отделения сгруппировались местные исследователи быта и культуры белорусского народа. 3 им активно супрацоуничали М. Дмитриев, Ю. Крачковский, В. Соколов, А. Семянтовски, П. Шейн, Е.Раманов. В 60-70-е гг. свой вклад в изучение Беларуси внесли и другие общества, в том числе и Вольно-экономическое. В периодических изданиях зъъяуляецца Ряд глубоких работ по экономике сельского хозяйства и производственным быту белорусов. В них сравнительно глубоко описаны быт крестьянина, его жилище, одежду, питание, семейные взаимоотношения. Интересные факты о быт белорусов попали на страницы многотомного издания Материалы для географии и статистики России, собранный офицерами генерального шта. В 70-е гг. XIX в. этнографическое изучение Беларуси постепенно переходит в руки местных сил. I. Носович: изучение белорусских песен, поговорок, Словарь белорусского наречия, над которым он работал 16 лет и который был издан в Петербурге в 1870 г. В 80-90-е гг. в отечественной этнографии расширялась количество любителей в изучении быта и культуры народа. Зъъявився ряд фундаментальных работ, выполненных на более высоком научном и методическом уровне. В это время заявил о себе во весь голос Е. Романов, М.Никифаровски, М. Доунар-Запольский, М. Янчук, А. Богданович.

 

37.Литература на территории Беларуси во второй половине 19 в. Во второй половине XIX в. белорусский литература по-прежнему развивалась в неблагоприятных условиях. Более того, после подавления восстания 1863-1864 гг. положения демократической интеллигенции еще большеухудшилось. В результате многое из наследия знаменитых белорусских литераторов было потеряно. В первые два десятилетия после восстания основным жанром в белорусском литературы являлось анонимный стихотворная разговор. Независимым публицистом был Кастусь Калиновский, автор «Писем из под виселицы» и стихотворения «Марыська чернобровая, голубушка моя». Один из авторов номеров газеты «Мужицкая правда". Большинство материалов для газеты написал сам ,под псевдонимом Яська-хозяин из-под Вильно.Настоящим защитником крестьян был Франтишек Богушевич.Он автор двух поэтических сборников: "Дудка белорусский» и «Смык белорусский," вышедшие из печати в

конце XIX в. в Кракове и Познани под псевдонимами Матвей Бурачок и Симон Ровка из-под Борисова. Он призвал ценить и любить свой родной язык, предупреждал народ о том, что, потеряв язык, он сгинет как этнос. Известный его призыв: "Не оставляйте же языка нашего белорусского, чтобы не умереть! "Последователями Ф. Богушевича стали поэты-демократы Янка Лучина и Адам Гуринович. Янка Лучина (Иван Неслуховский) писал на белорусском,

русском, польском языках. Белорусские стихи Лучины вошли в сборник "Вязанка," вышедший после смерти поэта. Наиболее известен его произведение - "Родной странице," в котором автор выразил своюлюбовь к Родине.

 

38.Театральная и музыкальная культура Беларуси 60-90 гг. 19 в. Театр. Батлейка (предшественники

кукольных театров)Спектакли давали как на библейские, так и на светские сюжеты

Театре народнойдрамы. Участники - скоморохи.Репертуар - произведения героического, комического, сатирического характера.Частные театре.Театре Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, Зорича в Шклове, Огинского в Слониме. Любительские театре.В большинстве белорусских городов работали постоянные театры, которыми владели частные лица.Постоянные театре работали в Гродно, Витебске, Могилеве. Особое роль в развитии национального театра сыграл театр В. Дунина-Марцинкевича. В 1850-е гг. действовало

созданная им театрально труппа, по уровню близка к профессиональной.Первоначально театр В. Дунина-Марцинкевича действовал в его усадьбе Люцинка (под Ивенцом). Актерами в его театре были: он сам, его дети, местные школьники, знакомые, соседи, крестьяне. В 1852

г. в Минске была поставлена ​​опера "Крестьянка" ("Идиллия"). Музыка С. Монюшко (1819-1872 гг.) - Белорусско-польский композитор, дырэжор,педагог. Является основателем польском и белорусском классической музыки, в его произведениях использованы белорусские народные мотивы.Антон Абрамович (1811 - после 1854)., Композитор с Витебщины.Ему принадлежат первые попытки создания музыкальных произведений на основе белорусских народных песен и танцев. Среди его произведений - "Белорусское свадьба ". Михаил Клеофас Огинский. Один из авторов проекта "Положения о правлении автономном Великим княжеством Литовским ".Автор музыкального произведения, который в начале XIX в. стал одним из навбольш известных примеров европейской музыкальной культуры - полонеза "Прощание с Родиной

Доминик и Викентий Стефановиче, братья, минския музыканты. С 1803 в течение несколько десятилетий они были дырэжорами городского оркестра.В 60-90 гг. XIX - начала XX вв. музыкальная жизнь на территории Беларуси особенно хорошо развивалась. В Минске была открыта фартэпианная фабрика, начал работать магазин по продаже нот и музыкальных инструментов,было создано Минское музыкальное общество (1886), действовал городской

музыкальный кружок (1896 г.). В 1871 г. в Минске при храме св. Роха было создано музыкальное училище органистов, единственное в Беларуси. Активно в Беларуси гастролировали: русский хор Д. Славинского, певец Ф. Шаляпин, композиторы и пианисты С. Рахманинов, А. Скрябин и др.

 

39.Изобразительное искусство Беларуси 60-90 гг. 19 В. Среди творческой интеллигенции пробудилась интерес к истории и быта белорусского народа.В белорусской живописи ведущим стал стиль реализм, представители которого стремились объективно отражать действительность.В 1866. открылась Виленская рисовальной школе под руководством Трутнева.Новое явление - организация художественных выставок. Первая прошла в 1891 г. в Минске.К. Альхимович Исторический,жанр Бытовой "Похороны Гедимина""Жатва", "батрачил дом","Наем работников"Н. Орда Зарисовки В Беларуси сделал около двухсотый,В том числе, Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Несвиже,Гродно, Лиде.

Н. Силивановича(принимал участие в оформленииИсаакиевского собора в СПб,участвовал в создании мозаичногопанно «Тайная вечеря» для главногоиконостаса собора, за что получил

звание академика) Бытовой "Дети во дворе", "В школу "," Старый пастух "А. Горавский(его произведения приобретал для своей галереи П.М. Третьяков) Пейзаж "Вечер в Минской губернии","На родине", "Река Березина "В. Белыничский-Бируля Пейзаж воплощает образ весны,которой он посвятил около 200 своих полотен.Ю. Пэн(создал частную художественную

школу в конце XIX в. в Витебске.У него учился М. Шагал)жанр Бытовой, Еврейское население

("Часовщик")И. Репин, "Беларус" (написан в имении Репина - Здравнево

под Витебском. Сегодня там -музей-усадьба)И. Шишкин По этюдах, которые были создан в Беловежской пущи, художник написал свои лучшие полотна.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.