Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

лет назад умер Рюрик, основатель династии Рюриковичей - Великих князей на Руси



Двадцатое столетие было бурным и судьбоносным для нашей страны, особенно в последнем десятилетии. И ныне мы всё чаще и чаще обращаемся к прошлому. Сегодня, когда в нашей стране происходят процессы, которые могут разрушить государство, множество людей вспоминает времена зарождения Руси.

Истоки древнерусской государственности связаны с летописной легендой о призвании варяжского князя Рюрика «из-за моря» в IX веке. До сих пор это событие будоражит умы исследователей, порождая множество самых разнообразных мнений и гипотез.

Современная наука по сей день повторяет «норманнскую теорию», фактически опровергнутую ещё три века назад величайшими русскими историками В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Поразительное упорство, с которым нам продолжают навязывать идею о том, что Российское государство было основано скандинавскими пиратами-викингами, — они-то для норманистов и есть те самые летописные варяги- — наталкивает на грустные мысли. «Норманнским вирусом» в равной степени поражены и наши школьные учебники, и серьёзные монографии. Конечно, современный норманизм нельзя отождествлять с теми примитивными схемами, которые представили русскому народу его вдохновители, «историки» первой половины XVIII века.

Однако в идейном отношении эта «теория» сохраняет своё значение с тех времён, когда её ревнителям покровительствовал мрачный регент Бирон. В научном же отношении она ныне балансирует на очень скользкой почве и поддерживается, зачастую, лишь зарубежными грантами.

Очевидно, что внимание к древности всегда связано с теми или иными современными событиями. Интерес к началу истории Руси время от времени вспыхивал с новой силой в зависимости от разных политических обстоятельств.

Русская история также всегда привлекала внимание западных учёных и публицистов. После победоносного окончания Северной войны вместе с интересом к тогда петровской России появляется огромный интерес к прошлому страны. С начала XVIII века Российская империя стала могучей европейской державой, способной принимать самое активное участие во внешней политике западных государств. Особенно успешно складывались русско-немецкие отношения, так как они имели сравнительно длительную предысторию. В самой Германии интерес к России и древнерусской истории был прямо пропорционален усилению русско-германских межгосударственных и, особенно, династических связей. Различные авторы обращались к истории, чтобы с её помощью понять причину сближения двух государств.

Безусловно, вопрос о корнях русской правящей династии был напрямую связан с вопросом о происхождении её легенродоначальника — Рюрика. Исторические источники свидетельствовали о нём крайне скудно, и если о потомках его известно немало, то о предках — практически ничего. Откуда был призван первый русский князь? Где находилось то самое варяжское «Заморье»?

Обратиться к этим вопросам заставили политические обстоятельства. В 1716 году мекленбургский герцог Карл Леопольд женился на дочери Царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, — Екатерине. В разгар Северной войны русская дипломатия стремилась к усилению своего влияния на южном побережье Балтики, рассчитывая, что эти территории удастся эффективно использовать как плацдарм для борьбы со Швецией. Герцогство Мекленбург, также вступившее в войну против шведов, в свою очередь рассчитывало на военную помощь России. Но династический союз Карла Леопольда и Екатерины был обусловлен не только политическими, но и традиционными русско-мекленбургскими связями.

К высочайшей свадьбе печатный двор Мекленбурга выпустил юбилейную книгу торжественных поздравлений, стихов и генеалогий, составленную при непосредственном участии проректора местной гимназии. Её содержание было не только актуально политически, но вело и к целому ряду исторических параллелей. Династический брак, важный с политической точки зрения, был воспринят современниками не только таковым. Согласно принятой тогда родословной традиции, к нему относились как к продолжению многовековых династических связей, уходящих корнями в древние времена.

Свадьба правящего герцога Мекленбурга с дочерью русского царского рода воспринималась как важное историческое событие. В связи с женитьбой ликовала вся «вендская земля», как поэтически, по старой памяти, называли Мекленбург: «И в том весь Мекленбург нашёл своё богатство, Что Рус и Венд соединились в браке вновь».

Династия мекленбургских правителей действительно вела своё происхождение от вендов — древнего населения северогерманского Поморья. Впоследствии они были вытеснены с этих земель или онемечены, но в Мекленбурге сохранили своё название и традиции. Исследователи и знатоки мекленбургских генеалогий выводили вендскую и русскую династии из одного корня. Более того, в одном из манускриптов их значилось имя князя Рюрика. Впоследствии оказалось, что это далеко не единственный документ такого рода, а в народной среде ещё была жива память о древнем князе Рюрике и его братьях, которые ушли править «на восток».

Согласно генеалогиям Рюрик был сыном варяжского князя, который правил в Мекленбурге и был убит при нападении датчан в 808 году. Родовым престолом варяжских правителей был город Рерик, расположенный на балтийском побережье. Словно напоминание о былом населении этих земель сохранившееся здесь по сей день название одной деревни: «Руссов». Это кажется удивительным — русские земли в северной Германии? Но ведь в истории известно немало случаев переселений племён и народов. Когда-то часть ныне «исконно» русских областей населяли финно-угорские племена, и никому это не кажется странным.

Датчане разрушили город Рерик, но на его месте сохранилось поселение, получившее название Старград. Не случайно, что спасшийся из него младенец Рюрик, когда стал полноправным князем, построил новый город — Новгород, который стал столицей севернорусских земель.

В средневековых хрониках часто упоминается дед Рюрика — вендский король Витслав.

В 782 году он разрушил Магдебург, участвовал в походах Карла Великого и был убит саксами. В одной из родословных таблиц есть пометка, что «брак с русской принцессой ещё более возвысил знатность его рода». Все эти факты, конечно, красноречиво свидетельствовали о связях Мекленбурга и России в глубокой древности. Историк Матиус фон Бэр писал, что у «короля вендов и руссов Витслава был сын Годелайв, у которого были сыновья Рюрик, Сивар и Трувор. Позднее Рюрик основал Новгород и стал великим князем руссов».

И всё-таки фигура Рюрика, первого новгородского князя, с правления которого летописец начинает изложение русской истории, всегда была окружена ореолом загадок. Первые сложности связаны с датой его призвания на княжение. Многие историки выражали сомнения относительно 862 года, указанного в летописи. Не раз отмечалось, что ранняя летописная хронология весьма условна. В немецких генеалогиях другая дата — 840 год. Если признавать Рюрика выходцем из южно-балтийского Поморья, то получается, что он родился не позднее 808 года (дата смерти отца), а по всей вероятности, около 800 года, так как после него должны были родиться ещё два брата. И несомненно, что он мог появиться в Ладоге лишь в зрелом и дееспособном возрасте, а не в глубокой старости.

Рюрик, по всей видимости, не имел отношения к Киевской династии. Указание летописи на то, что перед смертью он передал княжение своему сыну Игорю, не только не смягчает, но усиливает подозрения в реальной принадлежности его к киевскому великокняжескому дому. Поэтому некоторые авторы вполне обоснованно возводили правителей Киевской Руси к Игорю «Старому», а не к Рюрику. Сомнения подогревались ещё и тем, что как минимум одно звено в родословной между Рюриком и Игорем потеряно, так как слишком велик временной интервал между их смертями. В летописной легенде это компенсирует присутствие мифического «родича» Олега, но при внимательном рассмотрении этот персонаж оказывается призрачным. И странно, почему после смерти Рюрика Олег с младенцем Игорем оставляет Новгород и прибывает в Киев, после чего Новгород временно исчезает из списка русских городов, не упоминается в договорах, заключаемых Русью с греками при Олеге и Игоре.

Имена Олега и Игоря становятся традиционными у русских князей уже в конце X века (по сей день они встречаются почти в каждой семье), в то время как имя Рюрик мы находим в русских генеалогиях лишь во второй половине XI века. «Первый» Рюрик южнорусской династии был сыном Ростислава Владимировича, родоначальника Перемышльских князей, и умер в 1092 году. После него, кстати, имя также не пользовалось большой популярностью, его носил лишь ещё один из внуков Мстислава Великого.

Приводимые факты достаточно известны науке. Зачастую их используют, чтобы доказать мифичность князя Рюрика. Легенды всегда порождают сомнения. Но исторические источники свидетельствуют об ином. Безусловно, Рюрик реально существовал, что отражено в документах. Но время зачастую стирает историческую память, уничтожает письменные источники и служит хорошим поводом для появления легенд.

Одна из них связана с «Рюриковой могилой», так называют курган близ Ладоги. И будто бы там недавно обнаружили две каменные плиты, украшенные монограммой, похожей на «трезубец» Рюриковичей, известный по древнерусским печатям. Народная молва гласит, что Рюрик был похоронен в кургане в золотом гробу. Но проводимые в разное время археологические раскопки не дали никаких результатов. Легенда так и осталась легендой, в отличие от реальных немецких родословных, сохранивших свидетельство о первом русском князе.

Отрадно, что в популярном проекте «Имя Россия» снова вспомнили о князе Рюрике. Возможно, он представляется сейчас менее прославленным правителем, чем, например, св. Александр Невский. Но для нас важны все имена в нашей истории, которая представляет собой славный путь из прошлого в будущее одного из величайших государств в мире.

Всеволод Игоревич МЕРКУЛОВ,
кандидат исторических наук

 

Алексашин С.С. Знамение Рюрика *

г. Санкт-Петербург

Вы находитесь: Археология.PУ => Исторические исследования: средневековье=> Публикации

 

Так же, как фигура Рюрика - первого новгородского правителя, окружена ореолом загадок и домыслов, так и родовые символы - знаки Рюриковичей, потомков легендарного князя, являются до сих пор объектом научных и общественных дискуссий. Собственно объектом полемики являются семантика и генезис знака.

 

Именно этой проблеме автор посвящает эту статью, предлагая свою версию происхождения и прочтения знамения Рюрика и его

потомков. Автор употребляет слово "знамение", "знамя", ибо так на Руси X-XVI вв. называлось то, что мы понимаем как "знак", "указание". В связи с этим княжеские знамения, знамена, употреблявшиеся на монетах, пломбах, печатях или на гранях весовых гирек как "Князевы пятна" и т.п., можно с уверенностью приравнять к личным гербам по их функциональному значению и области применения.

 

В растянувшемся на десятилетия споре звучали как вполне приемлемые версии, так и весьма экстравагантные. Вспомним версию якоря (И.А. Бартоломей), или скифский скипетр, высказанную Д.Я. Самоквасовым! В целом подобных идей мы встречаем около десятка. Однако все они имеют один серьезный недостаток. Версии не раскрывают механизм генезиса знаков Рюриковичей. Более того, интерпретации знака, замешанные на патриотических чувствах или в угоду политической конъюнктуре своего времени, вообще переводят дискуссию в романтическую плоскость, где есть все, кроме науки. Имеется в виду версия С.А. Гедеонова. Трезубец Рюриковичей, по его мнению, всего лишь схематическое изображение сокола-рерика, падающего вниз! Как аргумент приводится ободритский город Рерик, соколичи-славяне из "Слова о полку Игореве", былины, сказки-присказки, поговорки, прочие приятные на слух вещи. Как не вспомнить здесь Н.В. Гоголя и его притчу о летящей тройке-Руси, как и сокол С.А. Гедеонова, в никуда!

 

Играя триадой "ререк-рюрик-рарог", знаку приписывают ободритское начало, как и самому Рюрику, и читают его как "сокол-рарог-балабан" в падении и даже видят глаза. Сокол в атаке бьет жертву когтями, распускает крылья. Выглядел бы такой знак эффектнее - как сокол-победитель! Надо отметить, что не наблюдаются аналогии в европейских знаках и гербах нашему соколу-ререку. Как-то не сложилась традиция использовать динамичные, незавершенные в действии и с неясным итоговым результатом образы-метафоры. В истории народов власть и славу получают победители, а герои - только память в легендах и преданиях. Если бы наши Рюриковичи были бы потомственными княжескими егерями, то такое прочтение знака, выполненного в несвойственном эпохе модернистском стиле, возможно, имело бы право на жизнь. Знак должен был быть узнаваем в местах, где нет соколиной охоты по причине отсутствия оной, легко читаем и, желательно, иметь философскую легенду.

 

Рис. 1

Однако спустимся на землю, или точнее на водную гладь. Вот пример, образчика формального мышления по принципу С.А. Гедеонова «Что вижу, то и читаю». Предок Рюриковичей был, прежде всего, морским хевдингом с личным флотом в 350 кораблей, например, при набеге в 845 г. на Англию. В конце 90-х гг. группа норвежских энтузиастов сделала реплику, то есть по останкам древнего драккара создала новый. Корабль получился великолепный и легко управляемый. Единственной детали не смогли найти применение сразу, и лишь спустя нескольких месяцев, после обращения к телезрителям, выяснилось истинное назначение этой вещи. Это был… "скъелд" - деревянный, слегка вогнутый щит около полуметра с несколькими отверстиями и проушинами для канатов мачты, схожей с первыми изображениями знака Ярослава (см. рис.1). Собственно, это был всего лишь прототип юферса. Назначение такого деревянного щита заключается в креплении канатов и разделении их по его крыльям, чтобы избежать спутывания. Формула механизма этой оснастки - разделяй и властвуй. Принцип Гая Юлия Цезаря "DIVIDE ET IMPERA" - достаточно знакомый нам и нашим предкам. Аналогию с родовой фамилией Рюрика (Скъелдунг) читатель проведет сам. В версии, предложенной автором, в отличие от версии С.А. Гедеонова, где обыгрывается имя владельца, значение знака сводится к фамилии…

 

Изложенная версия страдает тем же недостатком - отсутствие формулы развития знаков: от сложного к простому, или наоборот, происходил генезис родовых знаков Рюриковичей?

 

Находка памятных стел со знаками на Шум-горе, которые, по мнению автора, следует читать как монограмму (см. Памятные стелы Передольского Погоста) и подвигли на иную, отличную от раннее высказанных версий идею о знамении Рюрика.

 

Рис. 2
Рис. 3

 

 

Изучение поверхности стелы (см. рис.2 и рис.3) дало следующие результаты. Мастер-каменотес умышленно подобрал двухслойный гранитный валун. На плоской части валуна наблюдается тонкий слой красного гранита на буро-черном основном массиве камня.

Каменотесу оставалось только подчистить очаговые фрагменты красного цвета и, путем пробивки местами поверхности, сгладить рельеф. Далее он усилил местами контуры красного следа, и образовалась вполне логичная композиция - трехъязыковый флаг. При определенной позиции в дискуссионном споре этот артефакт можно было бы назвать как случайной находкой талантливого мастера, так и совпадением или игрой природы. Однако эта фигура имеет уникальный элемент-серьгу в нижней части, выбитую, как видно на фотографии, специально (см. рис.3). К сожалению, все вышеизложенные версии страдали отсутствием аналогий.

 

 

Рис.4

 

Рис. 5

Обратимся к аналогичному изображению флага (см. рис.4). Во Франции, в Национальном архиве

хранится свинцовый оттиск гербовой печати X в. города Парижа.

 

На оттиске изображено судно, на мачте которого реет трехъязыковый флаг с серьгой в нижней части. На полотне изображены три лилии, означающие провинции Франции. В отличие от деревянных корабельных флагов викингов, имеющих прямоугольную фигуру, европейские были изготовлены из полотна. На витраже IX в. в г. Шартре (Франция) можно видеть (см. рис.5) трехъязыковое знамя, где на полотне изображена буква "С" - начальная буква имени Карла Великого и греческий крест. Таким образом, по аналогии можно полагать, что мы имеем выбитое на граните изображение флага с монограммой владельца.

 

Является ли эта памятная стела, как и ее первый вариант, могильным камнем на сопке Шум-гора, или гербовым камнем, положенным по традиции в могилу рыцаря, если его род угасает, автор не берется судить. Это тема требует дополнительных исследований и находок. Но то, что в первооснове знака Рюриковичей лежит флаг с монограммой - версия, достойная внимания. Если принять ее за рабочий вариант, то тогда легко понять, что в основе знака Святослава - двузубца лежит распространенное в то время двухъязыкое знамя (см. рис.6).

Рис. 6

 

Рис. 7

 

 

Кстати, двузубец Святослава, его "рабочий" (см. рис.7), не парадный вариант из Саркеле, мы видим выбитым на камне-следовике "Крестовик" (д. Новая Новгородской области) как знак княжеской собственности. Примечательно, что выбит он рядом со следом человека и крестом, так называемой фигурой "Грани", лежащей в основе практически всех бортных знамен, маркирующих территориальную собственность. Возможно, мы имеем образец "переходного" периода в изображении знаков собственности.

 

 

Интересно, что знак "грани" может быть самым древним и долгоживущим закрепительным знаком собственности и запретительным на ее посягательство. Его мы наблюдаем на известном камне "Шеглец", где он изображен на следах человека и запрещает хождение в бортную ухож. На "Варашевым" камне он выступает как знак разделения границ территорий между Швецией и Русью.

 

 

Рис. 8 Рис. 9

Да и в наше время мы встречаем его на дорожных знаках, запрещающих парковку. Попытки подражать европейской моде в составлении личных знаков путем синтеза флага и монограммы мы наблюдаем на знаке Изяслава Владимировича (см. рис.8 и рис.9).

 

Оставив тщетные попытки сохранить признаки монограммы в своем знаке, все следующие князья пытались усложнить фигуру флага растительным орнаментом, вписывая в нее христианские элементы. Позднее знаки стали иметь наипростейшую форму трезубца с мотивациями на отростках. Это можно легко объяснить утилитарными требованиями к знаку. Знаки собственности необходимо было наносить на княжеские бортные пределы, деревянные пломбы-замки на мешках с пушниной, рыбацкие грузила, гири и многое прочее. То есть знак приобрел прикладное значение в экономике и должен быть правильно и легко изображен и прочитан. Легко прослеживается и генезис знаков Рюриковичей. От подражания сложному - синтез флага с монограммой - к простому знаку, крайне упрощенному центральному элементу монограммы Рюрика, который мы теперь называем трезубцем.

 

Следует отметить прикладной характер практически всех памятников материальной культуры Древней Руси. В украшательные элементы фронтонов домов, в вышивке орнаментов, межевые камни и орнаменты ювелирных изделий, во многое другое привносилась, прежде всего, информация в условно-кодируемом виде: как охранительная, так и житейская. Бессодержательной романтике в том суровом мире при его сложности и короткой жизни человека не было места…

 

Рюрик

Загадочных персонажей в тысячелетней русской
истории накопилось более чем достаточно. Среди
них "вечные любимцы публики"- скажем, автор
"Слово о полку Игореве", Лжедмитрий или
Распутин. По каждому из них существует целая
гора материала, литературы. Но прочно забыт
едва ли не первый наш таинственный исторический
герой. А ведь с его именем связан один из
коренных вопросов отечественной историографии,
которым сам Нестор-летописец начал свои
"Повести временных лет".

Откуда есть - пошла земля русская.

Только эта несторовская хроника (в составе двух
древнейших летописей Лаврентьевской и
Ипатьевской) и донесла до нас то немногое, что
вообще известно о князе Рюрике. Думается, нам
вполне по силам одолеть его короткую историю в
оригинале,на нашем с вами древнем языке.
"В лето 6367 (859 г по Р.Х) имаху дань варязи
из моря на чуди, на словенех, на мери и на всех
кривичех. А хозари имаху на полян, витячей... В
лето 6370 (861 г по Р.Х) изгнаши варязи на
море, не даша им дани и почаша сами в собе
владети. И не быть в них правды, вестя род на
род и быша усобицы, и воевати почаше сами на
ся. И реша сами в себе: поищем себе князя, иже
бы володеть нами и судить по праву. И идоша за
море к варязям, к русичам. Сице бо зваху ся тьи
варязи на Русь, яко се друзи зовутся
"свие"(шведы), урмяне(норманны), англяне-
гте(готландцы), тако и ся. Реша русичи, чудь,
мери, кривичи и все ся: земля наша велика и
обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить
и воеводить нами. И изборси 3 брата с роды
своими пояша по себе всю Русь и придоша.
Старейший, Рюрик седе возле Новегороде, а
другий Синеус на Беле озере, а третий, Изборсте
Трувор. По двою же лету братья Рюрика умре. И
приимя власть Рюрик роздал своим мужьем грады.
Тепереча Рюрик всеми владети стал есть".

Ипатьевский список сохранил еще два факта:
Рюрик срубил город в низовье Волхва, у
Онежского озера - Ладогу. Это по тем временам и
была граница Руси. Но позже Рюрик сместил
столицу "в центр" - к Ильменю, срубив там город
Новгород. Итак, картина предельна ясна: первым
законным государем Руси стал скандинавский
конунг. Но заметим, что аж до 18 века, при
самом горячем патриотизме наших предков, мало
кому приходило в голову усомниться в
правдивости летописного сюжета, равно как и в
реальности его главного героя.

Варяжские споры.

Но вот в недавно созданную Петербургскую
Академию Наук прибыли историки Г.З.Байер,
Г.Ф.Миллер. Ничего особенного с сюжетом
сказания они не сделали. По сути они изложили
его лишь языком науки. Но эффект оказался
сильным. С летописью не спорили: она еще
виделась чем - то священным; совсем другое
писания всяких немцев. И у норманнской теории
сразу появились противники: М.В.Ломоносов,
С.А.Гедеонов и другие. Большинство, как и
Михаил Васильевич оспаривали лишь варяжское
происхождение Рюрика, но кое - кто счел его и
вовсе легендарным. Правда, вплоть до 1917 года
норманнисты оставались в твердом большинстве.
Но зато потом... В первые 20 лет советским
историкам было до норманнов. Но когда о них
вспомнили, всем стало ясно: реакционная теория
- явный продукт низкопоклонства перед Западом,
а значит подлежит решительной и полной отмене.
Какую роль могли сыграть варяги в образовании
Великого Русского Государства? Пираты,
наемники, бродяги,-случайное подспорье в
усобицах(приличная гипотеза)! И полу-мифический
Рюрик, если и существовал, то был так же с ними
за одно . Понятно, что о таких авторах, как
профессор Тартукского университета Ф.Крузе, и
упоминать стало неудобно. В дремучем 1836 году
он дескать вычитал в западных хрониках о каком-
то датском конунге. Но его, правда, звали
Рерик. Но годы жизни и факты биографии
соответствуют русским источникам. Короче
говоря, сплошная цепь совпадений! Так что
беспочвенные всякие попытки реанимировать
абсурдную гипотезу. Но попробовать всегда
хочется.

Сага о Рерике Датском.

На рубеже 8-9 веков напор франкской империи
Каролингов на север и восток сменился обратным
натиском норманнов, норвежцев, шведов. В 810
году умер грозный противник франков - первый
король Дании Годфред. Трон у его сыновей
пытались оспорить четыре брата из очень
знатного рода Скельдунгов, но они потерпели
поражение. Двое уцелевших, Гарольд и Хемминг,
бежали к императору, и получили большие
владения в Голландии. В 837году Хемминг
погибает, и его сын Рерик перебрался к своему
дяде в Дорестадт , крупный порт фризов в устье
Рейна . В 841 году умер и Гарольд, а через два
года империя распалась. Перед новым
императором, Лотарем, Рерика обвинили в измене
и схватили. Но Рерик сумел сбежать к брату
Лотаря,- королю Людовику, получившему при
разделе империи германские земли. В 850 году
Рерик отвоевал Дорестадт у Лотаря. В 852 году
Pephj примкнул к претенденту на шведский
престол Амунду и участвовал в осаде Бирки,
главного торгового центра шведов. А после
взятия его, пошел на восток и разграбил земли
поморских славян. В солидном по тем меркам
возрасте - уже лет за сорок, Рерик пошел с
походом на восточные земли и не возвращался до
870 года. В 870 году Рерик вновь вернулся на
Запад, помирился с Карлом Лысым, преемником
Лотаря и получил владения в Голландии.
Последний раз наш герой упоминается в летописях
в 882 году, но уже в прошедшем времени...
Напомним , что по русской летописи Рюрик умер в
879 году. За морями- земли великие На сколько
же реальна "датская версия"? Попробуем понять.
И начнем с вопроса: что вообще представляли
собой викинги в Восточной Европе? Какую роль
они играли?

Бурная жизнь Рерика была по тем временам
типичной. История Дании, Норвегии, Швеции той
эпохи - сплошная череда войн. А жертвы родовой
мести и изгои охотно вошли в состав дружин
викингов. Так что с начала 8 века к восточным
берегам Балтики все чаще приставали ладьи
воинственных "северных мужей" - викингов.
Поднимаясь по рекам, проходили в глубь финских
и славянских земель. А поживиться тогда было
чем: меха и рабы, воск и мед. Отряды викингов,
даже небольшие, были профессиональной и
сплоченной военной силой. А в умелых наемниках
нуждались тогда многие: хазары воевали с
арабами, не вылезала из войн Византия...
Викинги быстро поняли выгоды привычного
ремесла. И столь же быстро освоили два главных
водных пути к работодателям: по Волге в Каспий,
и по Днепру в Константинополь. По дороге не
только воевали и грабили, но и торговали.
Помните былинных "варяжских гостей"? Да при
случае также выполняли дипломатические
поручения - шли послами в халифат или в
Византию. Так что когда в 9 веке войны на
некоторое время прекратились, оба пути
сохранили свое торговое и дипломатическое
значение.

Страна городов.

Не даром ведь именно тогда возникают в Северной
Руси первые поселения городского типа -
торговые и племенные центры, резко превышавшие
по размерам обычные деревни. Жили там, в
основном местные уроженцы. Но варяги немало
помогли росту этих городков. Сбывали туда
награбленное, купленное, держали там склады,
чинили суды, пополняли команду, не особо
разбирая: финн или славянин, был бы боец. А
заодно начинали ассимилироваться. Так, в начале
8 века близ нынешнего Пскова, куда вел путь с
моря через Нарву и Чудское озеро, возник
древний Изборск. На 50 лет позже, на Невском
пути, в низовьях Волхва, на северной окраине
земель словен-ильменских - Старая Ладога. Еще в
19 веке русские археологи начали исследовать 3
крупнейших восточнославянских курганных
могильника: один под Смоленском, а два других
около Ярославля. В 20 веке ученые убедились,
что имеют дело с крупными торгово-ремесленными
поселениями 9-10 веков - предшественниками
упомянутых выше городов. И в них опять-таки
найдены многочисленные скандинавские вещи и
погребения. Вот они, перевалочные пункты на
военно-торговых путях! К тому времени варяги
окончательно поняли ценность этих путей.
Разбойничать там - значит портить коммерцию.
Связи с пышным Константинополем и Багдадом
неизмеримо дороже пиратской добычи. Так что это
на Западе во всех соборах взывали: "Боже, спаси
нас от ярости норманнов". А у нас они все же
больше налегали на торговлю. Вот поэтому и
запомнились как "гости". О том же говорит
невероятное количество арабских дихремов,
найденных на Руси и в Скандинавии, в сотнях
кладов. Или еще показательный факт: в Швеции
раскопаны погребения воинов с
восточнославянским оружием. В общем, по своей
роли в Восточной Европе варяги вполне могли
стать опорой, связующим началом единой
политической власти. Но тут имеется ввиду нечто
новое: создание единого, даже по нынешним
меркам огромного, а главное, надплеменного
государства, включавшего и славян, и финнов, и
скандинавов...

Пора переходить на личности.


Какую же роль в общерусском государственном
строительстве можно отвести Рюрику Хемминговичу
лично? Объединил ли он Русь? Нет , это сделал
его преемник Олег, когда объявил занятый им
Киев "матерью городов русских". Может быть он
одним из первых заморских гостей попытался
стать у нас князем? Тоже нет - здесь у него
были предшественники.

...Но вот стою я близ Новгорода над широким
истоком серого Волхва - и на противоположном
берегу вижу покрытые зеленью холмы. Эту
местность с древности зовут Рюриковым Городищем
. Долгое время место считалось легендарным.
Однако не так давно свое слово сказали
археологи. Они открыли остатки укрепленного
поселка середины 9 века, с пристанями у реки, с
торговыми амбарами. Все дома славянского типа.
Особенно важно, что в самом Новгороде столь
dpebmhu слоев вообще не обнаружено! Самые
ранние - на 80 лет младше Рюрикова Городища. Но
летописи упоминают Новгород именно во времена
Рюрикова Городища!? Скорее всего археологи
нашли "Перво-Новгород"- предтечу нынешнего. И
если не Рюрик его заложил, то кто? Время
совпадает, имя тоже, связи со Скандинавией тоже
обнаружены. Причем это по сути столица только
что родившегося государства,- стратегический
пункт на водном пути из Балтики в славянские
земли. В общем, роль Рюрика давно раскрыл
Александр Сергеевич Пушкин: "... и город
заложен на берегу пустынных волн, и окно,
отколь грозить мы будем шведу".

Пятый пункт анкеты.

Вот именно - шведу. А швед в нашем исследовании
- явная неувязка с фигурой Рерика Датского.
Дело в том, что наши варяги и впрямь-таки
приходили из Швеции, а не из Дании. Датчане,
как и Норвежцы, устремились в Англию, Францию,
Германию, шведы же - на восток. Так вроде бы
диктовала и география. Действительно: в Швеции
найдены десятки камней с руническими надписями,
поставленными в память о родичах, погибших в
землях эстов, ливов, и у мусульман. Наконец
само слово "русь" произошло от "руси", так
называют финны на своем языке шведов.

...С другой стороны, как раз всем этим можно,
наоборот подкрепить идею о датском
происхождении Рюрика! Почему не предположить,
что шведов- то и прогнали союзные ильменские
племена? А князя пригласили, естественно, из
враждовавшего со шведами народа, - вполне
возможно, что из датчан. Могли учесть, что
Рерик заходил на Бирку. И все же: Дания и Русь
- была ли между ними реальная связь в то время?
Но во-первых: посмотрим на карту. Полуостров
Ютландия буквально примыкает к Скандинавии,
отделяясь от нее лишь узким проливом. Что из
Швеции, что из Дании добираться до славян целый
месяц. Во-вторых, как известно из хроник путь в
славянские земли Рерик знал не по наслышке. И,
кстати, если уж он искал любую возможность
поправить свои дела, то мог сначала и без
приглашений двинуться знакомой дорогой на
восток. И в третьих: мы просто-напросто
переносим в прошлое сегодняшние реальности.
"Эпоха викингов", 9-10 века, - время активного
роста первых городов не только на Руси, но и по
всей Балтике: шведской Бирки, датских Хедебю...
И на всем пространстве от Норвегии до
Приильменья сложилось тогда единое
экономическое пространство, скрепленное
плаваниями викингов. Короче, Европа тогда
гораздо резче делилась не на Запад и Восток, а
m` Север и Юг - почти как в римскую эпоху.
Более цивилизованный мир едва начинал выходить
за пределы бывшего римского лимеса -
укрепленной границы по Рейну и Дунаю. И этот
рубеж Европа помнила многие века. Не даром,
например, династические связи киевских князей
тянулись в Швецию, Данию, Англию. А Ярослав
Мудрый известен в сагах под именем "Конунг
Ярицлейва". Вот только не было до недавнего
времени прямых подтверждений восточно-славянско-
датских связей, например, свидетельств торговли
датчан на Восточной Балтике. Последние доводы.
Поищем их севернее, в низовье Волхва. Предо
мною высятся стены и башни Старой Ладоги,
средневековой крепости, построенной при Иване
III. Но под ней - камни более древние, вплоть
до 10 века. Это ворота на Русь. Здесь, по
летописи, Рюрик ступил на землю русскую. Скорее
всего, сюда же, а не в Данию, к нему пришли и
послы. А может предприимчивый конунг сам
предложил свою кандидатуру. Земляное городище
рядом с крепостью, чуть выше по реке, по данным
раскопок, датируется 8 веком. Там проживало
постоянно около 1000 человек. А весной
население увеличивалось в несколько раз за счет
пришлых со всей Балтики, точно так же, как в
Бирке или Хедебю. При раскопках в Ладоге был
выявлен след пожара, охватившего городище. Он
примерно датируется 860 годом, который можно
связать с известным изгнанием варягов. И самое
главное: находки в Ладоге говорят о культурной
связи не столько со Швецией, сколько с
Фрисландией и Ютландией: вся планировка
поселения, устройство домов, вещи... Теперь
окончательно ясно, что из знакомых земель,
постоянно торговавших с Ладогой, вполне могли
призвать князя. Рерик владел Дорестадтом, из
которого везли украшения, изделия из стекла,
сукно и оружие. Мечи в Северной Руси появились
именно оттуда. Остается вопрос : почему целый
век варяги брали дань, а династию основал
только Рюрик? Но ведь имея у себя во владении
чуть ли не половину Голландии, он должен был
постоянно думать об обороне побережья от
набегов. В его действиях на Руси сказался и
этот опыт. Он посадил своих людей в 2х местах,
а сам сел в Ладоге. А сколько было водных путей
к славянам? Три. На западе через Нарву и
Чудское озеро: там Изборск. Дальше на восток -
через Ладожское озеро, по Волхву: там Ладога.
Еще дальше - через Онежское озеро и Вытергу в
Белое озеро. Все эти пути перекрыл Рюрик и
удерживает там власть. В заключении добавим,
что недаром Рюриковичи, а потом Романовы всегда
поддерживали дружественные связи с датским
королевским домом, а шведы вплоть до 19 века
числились врагами.

Рюрик в летописях

Основная статья: Призвание варягов

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности у восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.

Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»[2]
Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
   
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
   
Святослав
   
Ярополк
   
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
   
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
   
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
   
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

«В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его.»

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи «ПВЛ», Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм), позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы (см. статью Русь).

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская (скандинавская) теория

Имя Hrœrekr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постойки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.

Король Рорик VII века, дед принца Гамлета.
Иллюстрация H.W. Koekkoek (1912) к книге «Тевтонские мифы и легенды».

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Roðrekr по одной из версий является производным от «Roð» — огненно-рыжий как бог Тор (др.-исл. Þórr) и «rekr» — могущественный воин, правитель[3]. В средневековых европейских хрониках упрощалось до Rorik (Rørik). По другой версии производные формы реконструированного (гипотетического) протогерманского имени Hrōþirīk(i)az («знаменитый правитель») были использованы в легендах и мифах разных народов:

Hrodric — старо-германский язык

Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык

Rørik — восточный старо-норманский язык

Hrœrekr — западный старо-норманский язык

Hrœrekr — древнеисландский язык, от hróðr «слава» и rikr «король»[4]

Rodrigo (Ruy, Rui) — испанский и португальский языки

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

Hreðric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»

Рорик — датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира

Rudereiks (Рудерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.

Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках

Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo)[5].

Рорик из Дании

Основная статья: Рёрик Ютландский

По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии[6]. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его[7].

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего[8].

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры»[9]. Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой»[10]. Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика[11]. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом)[12]. Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей были опубликованы и собраны в Интернет-проекте[13]. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии[14]. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Руслагене, к северу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов[15], является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.

Западно-славянская версия

Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[16]. Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии[17] король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города ободритов Рерика[18] датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами. Адам Бременский свидетельствует[19] :

Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место[20] относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами — «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.[21]

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил[22]. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла[23]. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского» (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть шведов в современном финском языке. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собирающих дань с местного населения, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.

Рюрик в историографии

Монумент в честь тысячелетия Руси, возведенный в Новгороде в 1862. В центре композиции изображён Рюрик, на его щите указан 6370 год (862 в современном летоисчислении) в буквенном кириллическом обозначении.

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 года монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову»[24]. Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — иностранных властителей. В историографии XIX−XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы доказывающая, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов-руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Неизвестно сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун[25].

Южнобалтийское происхождение варяжской руси

Фомин В.В.

Далеко не праздное любопытство и не только чисто академический интерес побуждают заниматься вопросом этноса варяжской руси, заложившей основы русской государственности и тем самым предопределившей развитие всей нашей истории, в том числе нынешней и будущей. В ответах на него недостатка не было, и, начиная с 1615 г., ученые предлагали видеть в варяжской руси норманнов, славян, финнов, литовцев, венгров, хазар, готов, грузин, иранцев, кельтов, евреев, представителей других народов (1). На сегодняшний день они придерживаются двух первых из названных мнений, в своей массе отдавая предпочтение норманской теории, особенно сильно укрепившей свои позиции в советское время. Причем в выборе норманской версии больше срабатывает сила инерционности, сила многовековой привычки, нежели глубокое знание и сравнение доказательной базы норманистов и их оппонентов, в конечном итоге превращающей просто гипотезу в научную истину.

Это видно уже по отношению к показаниям главного источника по истории первого государства у восточных славян — Повести временных лет (ПВЛ). Сводчики нашей древнейшей летописи, трудившиеся над нею со второй половины X до начала XII в. (2), не касались проблемы этноса и родины варяжской руси, самым деятельным образом участвующей с середины IX столетия в жизни восточных славян. Для них этой проблемы просто не существовало, т.к. они, на что справедливо указывал И.Е. Забелин, хорошо знали, о ком вели речь, поэтому не считали надобным входить в подробности, в свое время всем известные (3), и в первую очередь, конечно, тем, кому был адресован их труд. Вместе с тем в ее недатированной части очень четко обрисована граница расселения варягов: они сидят, как это пояснял летописец конца Х в. (4), по Варяжскому морю "ко въстоку до предела Симова, по томуже морю седять к западу до земле Агнянски…" (5). Норманист М.П. Погодин в свое время установил, что летописец начинал "Симов предел" с Волжской Болгарии, а не с южных берегов Каспийского моря, как это обычно утверждалось в нашей историографии под влиянием византийских хроник (6). Земля же "Агнянска" — это н

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.