К операциям, предшествующим декларированию, относятся:
прибытие товаров на таможенную территорию (гл.23 ТК ТС);
убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза (гл.24 ТК ТС);
временное хранение товаров и таможенный транзит (гл.25 и 32 ТК ТС).
Прибытие товаров осуществляется в местах прибытия во время работы таможенных органов. Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров путём представления документов, предусмотренных ст. 159 ТК ТС. В местах прибытия может осуществляться разгрузка и перегрузка товаров, замена транспортного средства. Кроме того, в местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском.
Временное хранение товара
Это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов до их выпуска в соответствии с определённой таможенной процедурой (ст. 167 ТК ТС). Местом временного хранения товаров является склад временного хранения. Это специально - выделенное и обустроенное помещение, либо открытая площадка, соответствующая установленным требованиям, являющаяся зоной таможенного контроля.
Склады временного хранения могут быть:
открытого типа (для хранения любых товаров);
Закрытого типа (для хранения товаров владельца такого склада).
Российское юр. лицо так же может быть владельцем склада, которое несёт ответственность за уплату таможенных пошлин в случае утраты хранимых на складе товаров либо выдачи товара без разрешения таможенного органа. Срок временного хранения составляет два месяца, предельный срок временного хранения — четыре месяца.
Предельный срок хранения товаров, запрещённых к ввозу на территорию РФ, составляет трое суток.
Таможенный транзит
Это процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории без уплаты таможенных пошлин, налогов (ст.215 ТК ТС). Разрешение на таможенный транзит выдаётся таможенным органом отправления не позднее трёх дней со дня принятия транзитной декларации. В качестве транзитной декларации принимаются любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, которые содержат информацию об отправителе, товаре, перевозчике, количестве грузовых мест и др.
К условиям помещения товаров под процедуру таможенного транзита относится соблюдение следующих условий:
товары не запрещены к ввозу или вывозу с таможенной территории;
предоставлены необходимые документы и транзитная декларация;
осуществлены необходимые виды государственного контроля;
обеспечена идентификация товаров;
транспортное средство оборудовано надлежащим образом;
приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита (ст.217 ТК ТС).
К таким мерам можно отнести:
таможенное сопровождение,
обеспечение уплаты таможенных пошлин,
установление маршрута перевозки товаров.
Завершение таможенного транзита оформляется таможенным органом назначения не позднее 24 часов с момента регистрации документов путём проставления отметки на транзитной декларации.
Таможенный орган отправления производит идентификацию товаров помещаемых под процедуру таможенного транзита с намеренным обеспечением возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров или совершения каких-либо операций (ст. 109 ТК ТС). Для этих целей могут использоваться пломбы, печати, штампы, маркировка, чертежи взятие проб и образцов, описание товаров, составление чертежей, изготовление фотографий, иллюстраций и т.д.
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
I. Общие положения, касающиеся перемещения товаров
В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – ТТ ТС) и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в Российской Федерации.
При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на ТТ ТС, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
Основным отличием от порядка, действующего в настоящее время, является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров таможенного союза», за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей ТТ ТС,. Такое же право свободно обращаться на всей ТТ ТС с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах-членах Таможенного союза.
При ввозе товаров на территорию Таможенного союза, таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:
- декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;
- оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства-члена таможенного союза, а также документ, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство-член Таможенного союза, либо, что они выпущены для свободного обращения на территории Таможенного союза, подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе. Порядок и условия помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита более подробно описаны в разделе X Памятки.
В отношении товаров, которые выпущены для внутреннего потребления в Республике Казахстан после 01.01.2010 и для которых в Российской Федерации в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Республике Казахстан, при ввозе в Российскую Федерацию взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза (перечень товаров приведен в Приложении № 5 к решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130), взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.
При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы ТТ ТС совершаются таможенные операции, связанные с убытием.
Также как и в российском таможенном законодательстве только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение.