Дисциплина «Административное право» является основополагающейдля дисциплин общепрофессионального цикла. Она преподается студентам второго курса, имеющим лишь базовые знания в области государства и права, государственного управления и не обладающими познаниями в области административного права.
Курс состоит из 7 модулей, содержащих самостоятельные лекции. Темы лекций изучаются студентами на лекционных, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.
На лекциях преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой.
В ходе лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.
При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы.
Семинары служат для контроля преподавателем за подготовкой студентов; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.
На семинарах рекомендуется использовать активные формы обучения, при которых происходит взаимная работа студентов и преподавателя. Использование таких форм обучения, при которых они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. На семинарах заслушиваются доклады студентов. После презентации докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на методы, побуждающие слушателей идентифицировать себя с учебным материалом, включаться в изучаемую ситуацию. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.
Учебный процесс строится так, чтобы каждый мог привносить свой особый индивидуальный вклад. В ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Для этого преподаватель может организовывать и проводить деловые и ролевые игры, «круглые столы», дискуссии, дебаты, мастер классы и т.д. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. В учебном процессе предусмотрено широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.