Понятие обороны (ФЗ Об обороне) – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите (1) и вооружённая защита РФ, целостности и неприкосновенности её территории (2)
В соответствии со ст. 51 Устава ООН закреплено право государств на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии.
Агрессия – применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН
Самим:
1. Перечислить действия, совершение которых составляет акт агрессии
2. На основе норм Конституции, за исключением полномочий высших должностных лиц, высших органов власти, выписать и указать нормы Конституции в области обороны и военного строительства. Касаться Президента, Федерального собрания, Правительства не нужно
В случае угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ либо на отдельных её территориях военной положение с незамедлительным сообщением Совфеду. Мероприятия не должны осуществляться спонтанно, хаотично, они должны соответствовать НПА.
Меры по организации обороны могут быть классифицированы в зависимоти от предмета:
- политические
- экономические
- военные
- социальные
- правовые
- иные
Политические меры, связанные с организацией обороны
1. Объявление состояния войны
2. Введение военного положения
3. Прогнозирование и оценка военной опасности, военной угрозы
4. Разработка основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ
5. Обеспечение сведений, составляющих государственную тайны в области обороны
6. Координация деятельности органов государственной власти РФ, субъектов, ОМСУ в области обороны (одна из задач, выполняемых ФЗ «Об обороне)
7. Международное сотрудничество в целях коллективной безопасности, совместной обороны
Все вопросы, кроме первых двух пунктов, сейчас свойственны любому государству, в том числе РФ.
Экономические меры, связанные с организацией обороны страны
1. Развитие науки в интересах обороны
2. Финансирование расходов на оборону и контроль выделяемых на неё средств – отдельная составляющая бюджета РФ
3. Производство и совершенствование системы управления ВС РФ, вооружения и военной техники, создание их запасов, планирование использования в интересах обороны
Военные меры
1. Строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности ВС РФ
2. Планирование их применения
3. Их применение в целях обороны РФ
Социальные меры
1. Предоставление военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей комплекса льгот, гарантий и компенсаций и обеспечение других мер социальной защиты указанных лиц (ФЗ О статусе военнослужащих, проекты двух ФЗ на сайте Минобороны – «О военной службе» и «О воинской обязанности», а с 1 января вступает в силу закон «О денежном довольствии военнослужащих» и закон о внесении изменений в законодательство в связи с ним)
Мобилизационные меры
1. Перевод органов власти и экономики страны на работу в условиях военного времени
2. Мобилизационная подготовка органов власти, организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны
3. Создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва
4. Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне
5. Оперативное оборудование территории России в целях обороны
Ноября
Полномочия высших органов государственной власти в области обороны
Полномочия Президента прослушали не под запись
Общая функция Федерального Собрания – участие в бюджетном процессе. Это как СФ, так и ГД.
Конкретные полномочия Совета Федерации:
- рассмотрение расходов на оборону (федеральный бюджет)
- рассмотрение принятых ГД законов в области обороны
- утверждает указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории РФ, в отдельных её местностях, а также о привлечении ВС РФ с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению
- решает вопрос о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ
Госдума:
- утверждение расходов на оборону путём принятия закона о бюджете
- принятие федеральных законов в области обороны
Правительство РФ прежде всего отвечает за состояние военной организации государства
- деятельность по осуществлению руководства оборонным и военным строительством (самое общее)
- разработка и преставление в Госдуму предложений по расходам на оборону
- осуществление руководства мобилизационной подготовкой
- установление мобилизационных заданий федеральным органам исполнительной власти (они будут связаны с учётом людских ресурсов, с транспортом, инфраструктурой и т.д.)
- принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации государственных организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК)
- определение условий финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооружённых Сил
- принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации военных вузов, факультетов военного обучения и военных кафедр при ФГОУВПО
- разработка и выполнение госпрограмм вооружения и развития ОПК
- разработка и выполнение мобилизационных планов в условиях военного времени
- установление штатной численности гражданского персонала Вооружённых Сил
- организация, определение задач и планирование гражданской и территориальной обороны
- порядок предоставления для нужд ВС РФ земель, лесов, вод и других природных ресурсов
- порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники
- организация контроля за экспортом вооружения и военной техники
- определение порядка расходования средств, выделяемых на оборону, а также источников финансирования ВС РФ
- ведение международных переговоров по вопросам военного сотрудничества
- установление порядка компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с использованием их имущества для нужд обороны
Исполнительную функцию Правительства РФ можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера
Понятие, характерные черты и принципы военного управления
Военное управление – организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учреждённых государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на ВС РФ, на основе и во исполнение законов и иных НПА по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами
Военное управление по своей правовой природе является сферой государственного управления. Осуществляется ОИВ, должностные лица являются государственными служащими на военной или государственной гражданской службе
Виды военного управления
1. Административно-хозяйственное – по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим отраслям; включает в себя организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими
2. Оперативное – наиболее ярко выраженная особенность военного управления; включает в себя управление боевыми действиями войск (сил). Основой оперативного управления является командование. Основные правовые формы – боевой приказ и боевое распоряжение
Оперативное управление наиболее ярко проявляется в основных формах применения ВС РФ
1. Стратегические операции, операции и боевые действия – свойственны крупномасштабным и региональным войнам
2. Операции и боевые действия – локальные войны и международные вооружённые конфликты
3. Совместные специальные операции – внутренние вооружённые конфликты
4. Контртеррористические операции – при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством
5. Миротворческие операции
Цели применения ВС
- в крупномасштабной (региональной) войне – защита независимости и суверенитета, территориальной целостности РФ и её союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и её союзников
- в локальных войнах и международных вооружённых конфликтах – локализация очага напряжённости, создание предпосылок для прекращений войны, вооружённого конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам РФ и её союзников
- для внутренних вооружённых конфликтов – разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и федерального законодательства
- в операциях по поддержанию и восстановлению мира – разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования
Управление боевыми действиями регламентируется воинскими уставами, конкретизируется приказами и директивами Верховного главнокомандующего, а также теми приказами и распоряжениями, которые полномочны давать соответствующие военачальники
Принципы оперативного управления
1. Единоначалие (вспоминаем уставы)
2. Централизация управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач
3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений
4. Оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки
5. Личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач
6. Высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов
Все принципы действуют в совокупности друг с другом, они едины
Требования к управлению войсками
1. Устойчивость
2. Непрерывность
3. Оперативность
4. Скрытность
Во всех звеньях управления должны быть данные 4 основы. Кроме этого, органы управления призваны обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки
Чем достигается устойчивость управления:
- правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником
- настойчивым проведением в жизнь принятых решений
- созданием, своевременным развёртыванием пунктов и средств управления, поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы офицеров штабов и служб
- проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от воздействия противника и противодействию его средствам поражения
- поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчинёнными и взаимодействующими соединениями и частями
- умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и боевого применения средств управления
Непрерывность обеспечивается:
- своевременным сбором данных, постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки (мониторинг)
- своевременным принятием решений и чёткой постановкой задач подчинённым (не тормозить с принятием и исполнением решения)
- комплексным использованием всех технических средств управления и связи, а также средств автоматизации управления войсками
- своевременным перемещением пунктов управления (маневренность)
- быстрой передачей (при необходимости) управления с одного пункта на другой и восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки
Оперативность управления – способность командиров и штабов осуществлять весь цикл управления в сроки, позволяющие подчинённым:
- производить необходимую подготовку и выполнять поставленные им задачи
- быстро реагировать на изменения обстановки
- своевременно влиять на действия войск в интересах выполнения поставленных задач (путём отдавания соответствующих приказов, боевых распоряжений)
- применять средства автоматизации управления войсками и оружием
Скрытность управления достигается
- скрытным размещением и перемещением пунктов управления
- использование для постановки задач подчинённым метода личного общения
- комплексностью применения средств скрытой связи
- мерами по обеспечению, защите информации
- ограничением круга лиц, имеющих допуск к пользованию средств автоматизации управления
- правильной организацией делопроизводства, в первую очередь секретного, в целях защиты государственной тайны
- бдительностью как элементом воспитания личного состава
- своевременным вскрытием каналов утечки (в том числе возможных) информации и их закрытием
Основные принципы военного управления
1. Централизация руководства:
a. Установление единого и общего для всех видов ВС РФ и родов войск командования
b. Наделение центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчинёнными войсками, объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления
c. Безусловная обязательность правовых актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинение последних по вертикали.
2. Единоначалие на правовой основе – командир (начальник) при исполнении своих обязанностей наделён функциями представителя исполнительной власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, обеспечен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и на него возлагается персональная ответственность перед государством ща все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего
3. Воинская дисциплина
Формы подчинения, управления:
1. Прямое подчинение
2. Непосредственное – ближайший к данному военнослужащему прямой командир (начальник)
3. Оперативное – подчинение подразделения либо военнослужащего конкретному должностному лицу либо органу управления на определённый срок, связанный с выполнением задачи
4. По специальным вопросам – подчинение по отдельным вопросам либо по специальному кругу деятельности лицу, которое не является прямым начальником
Военная организация государства – часть государственного механизма РФ, предназначенная для решения задач в области обороны и обеспечения военной безопасности военными методами и средствами вооружённой борьбы
Короче – ВС РФ и иные органы, где предусмотрено прохождение военной службы