Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков



  • 1.1. Основные понятия и термины
  • 1.2. Юридическая модель профилактики
    • 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
      • 1.2.1.1. Доклад «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия» (утверждён 13 мая 2009 году Советом Общественной палаты Российской Федерации)
      • 1.2.1.2. Распоряжение правительства РФ от 30 декабря 2009 г. №2128-Р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.» (подписано Председателем Правительства РФ В. В. Путиным)
      • 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-ФЗ. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
      • 1.2.1.4. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утверждена распоряжением Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года (№1563-Р)
      • 1.2.1.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» (с редакционными поправками правительства от 2005, 2006, 207, 2008, 2009 и 2010 гг.)
      • 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
    • 1.2.2. Региональный уровень профилактики
  • 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
  • 1.4. Психосоциальная модель профилактики
  • 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
    • 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
      • 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
      • 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
      • 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
      • 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
    • 1.5.2. Профилактика употребления ПАВ в образовательной среде на региональном уровне
      • 1.5.2.1. Профилактика употребления ПАВ в образовательных учреждениях
      • 1.5.2.2. Профилактика употребления ПАВ в семье
      • 1.5.2.3. Профилактика употребления ПАВ в сфере досуга
  • Выводы к главе 1

Основные понятия и термины

И в России, и за рубежом глубокие корни имеет теория трезвости, которая сегодня оформляется в отдельную науку. Президент Международной Академии трезвости (МАТр) профессор А. Н. Маюров назвал эту науку собриологией.

В своём развитии трезвенная мысль прошла долгий и тернистый путь от первого предположения о том, что посредством сурового наказания можно предупредить пьянство, до современных теорий и практик формирования трезвого образа жизни. Рассматривая развитие трезвенной мысли во всемирной истории, учёные Международной Академии трезвости выделили четыре основных этапа:

  1. первый этап – доэмпирический – примерно с 7 тысячелетия до нашей эры до XIV века до нашей эры, когда преобладали алкогольные предрассудки и иллюзорные представления;
  2. второй этап – метафизически-философский – примерно с XIV века до нашей эры по IV век до нашей эры, когда высказывались предположения и взгляды о том, что одурманивающие вещества вредны для здоровья человека;
  3. третий этап – метафизически-собриологический – примерно с IV века до нашей эры по 1878 год, когда высказывались предположения о том, что посредством трезвеннического воспитания и обучения можно предупредить все алкогольные беды в нашем обществе. К началу этого периода относится и активное движение трезвеннических формирований в библейские времена: эбионитов, энкратитов, манихеев и других трезвеннических групп.
  4. четвёртый этап – научно-собриологический – с 1878 года по настоящее время, когда особое значение приобретают эмпирические исследования.

Латинское слово «sobrietas» переводится как трезвенность, умеренность, воздержанность, рассудительность; а «logos» – как слово, учение [10:177]. Следовательно, собриология в самом общем смысле – это наука о трезвости, о путях сохранения естественной трезвости и её восстановления в случае утраты.

Ключевым понятием для собриологии является термин «трезвость». Слова «трезвость», «трезвенник» и т. п. не входят в большинство известных энциклопедий и словарей. Любопытно, что даже в «Новой иллюстрированной энциклопедии», в которую всё-таки вошли эти термины, под трезвенниками понимают лишь членов религиозных сект, возникших в России в конце XIX – начале XX столетия, пропагандирующих трезвость и религиозно-нравственное самоусовершенствование, а под «трезвенным движением» – стихийный протест российских крестьян в 1858-59 гг. [12:407].

Между тем, в России живёт и здравствует уже 5-е трезвенническое движение. Десятки тысяч россиян с гордостью говорят о том, что они трезвенники. В традиционно пьющих странах уже полтора столетия действует IOGT – Всемирная организация добрых храмовников (она же – ИОГТ). Согласно католической энциклопедии, первый этап трезвеннических движений в Европе начался в 1830 году, второй – в 1850 и т. д. Примерно в это же время трезвеннические движения набирают силу в США и Канаде [13]. Сегодня в Интернете можно встретить призывы ряда организаций, таких как Партия Запрета (Prohibition Party), общественная организация «Граждане против пьянства за рулём» (Citizens Against Drunk Driving) и другие, к полному запрету торговли алкоголем. Иными словами идея полного отрезвления звучит всё настойчивее даже в привычно пьющих странах.

Так что же такое трезвость?

Понятия «трезвость» и «трезвение» рассматриваются в традиционной религии России – православии.

Как указано в «Библейской энциклопедии» (М., 1891), трезвость – это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей». В Библии есть много мест, где Бог через апостолов или пророков призывает людей к трезвости. Как пишет апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам, «Пьяницы… Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9). Однако трезвость в Библии не является самоцелью, она есть то, без чего невозможно окончательное становление человека и христианина. Как указано в книге «Свет трезвости», изданной в Красноярско-Енисейской епархии, трезвость – это подвиг воздержания ради полноценной жизни.

«Трезвость – это устойчивое качество личности, состояние, которого можно достичь: вначале трезвости телесной, затем трезвости сознания. Трезвость – здравомыслие, свобода от зависимостей. Это лишь возможность, способ достижения трезвения… Трезвение же – более ёмкое понятие, Это бесконечный процесс духовного совершенствования, движение по ступеням трезвости» [21:3].

Православный трезвенник В. А. Михайлов рассматривал трезвость в контексте понятия «здоровый образ жизни» в православном понимании. Он считал употребление одурманивающих веществ частью программы «самоликвидации нации». По его мнению, «пьянство нельзя остановить «культурно-питейством» – это лишь отсрочка гибели. Пьянство побеждается только трезвостью, полным аскетическим отказом от дурмана». Он предлагает каждому здравомыслящему человеку покаяться и встать на аскетический путь, необходимой составляющей которого является «трезвомыслие, жизнь без одурманивающих веществ» [11:4].

В духе православного служения понимают трезвый образ жизни православный учёный, доктор медицинских наук иеромонах А. Берестов, православный врач К. В. Зорин.

Российский трезвенник В. А. Коняев тоже возражает против того, чтобы «привязывать понятие «трезвость» только к стакану» и считает, что оно гораздо шире: «Трезвость – это естественное состояние человека, при котором он способен анализировать свои поступки и поступки окружающих, осознанно контролировать свои действия и нести ответственность за свой поступок» [7:3]. Такая позиция близка к православному пониманию проблемы.

В середине 80-х годов автор гортоновического (речевого) метода избавления от химических зависимостей Г. А. Шичко дал следующие определения понятий «трезвость» и «трезвенник»:

«Трезвость – полный отказ от потребления наркотиков, трезвенник – человек, обладающий ясным, чистым сознанием, не искажённым пронаркотической запрограммированностью и не исполняющий ритуал с использованием ядовитых веществ» [17:2].

Вслед за Г. А. Шичко многие современные российские собриологи стали рассматривать трезвость только как сознательный отказ от алкоголя и других одурманивающих веществ.

С. С. Аникин, глубоко изучивший эволюцию понятия «трезвость», выделяет два его основных признака: 1) «естественное биологическое состояние человека» и 2) «разумная сознательная жизнь без мифов и иллюзий относительно одурманивающих веществ» [1:8].

Доктор медицинских наук, профессор К. Г. Башарин утверждает, что «трезвость – это полная свобода живых существ, включая человека, от алкогольной, табачной, наркотической запрограммированности и фактических отравлений. Ясное, чёткое отражение головным мозгом окружающей действительности. Естественное творческое, единственно разумное состояние человека, семьи, общества и всего человечества» [2:85].

Собриолог Н. В. Дружинина утверждает, что «трезвость – это нормальное (естественное) состояние человека, не подверженного действию табака, алкоголя и других наркотических веществ».

Таким образом, существует два основных подхода к определению понятия «трезвость»: 1) в широком смысле – в контексте православной или светской духовности и разумности и 2) в узком смысле – трезвость как сознательный отказ от одурманивающих веществ.

Столь же неоднозначны попытки дать определение понятию «трезвенник».

Профессор В. П. Кривоногов утверждает, что трезвенник – это человек, «сознательно не употребляющий одурманивающие вещества. Трезвенник может быть умным и глупым, образованным и неучем, нравственным и подлецом… фашистом и коммунистом, анархистом и либералом, религиозным фанатиком и атеистом, христианином и мусульманином… Он может быть кем угодно, но главное – не употребляющим алкоголь и прочие наркотики. Он может «разумно и сознательно» не употреблять алкоголь, но быть неразумным и несознательным в каких-нибудь других областях жизни. Эта идеализация трезвенников совсем ни к чему, да и в жизни мы видим совсем иное. В абсолютно трезвых мусульманских странах живут и честные и нечестные люди, фанатики и разбойники, святые и грешные. Трезвенники – это те, кто сознательно не употребляют алкоголь, табак и пр., и это всё!»

В вышеприведённых определениях понятия «трезвенник» следует выделить два основных момента: 1) полный и абсолютный отказ от употребления одурманивающих веществ; 2) запрограммированность сознания на абсолютную трезвость.

Г. А. Шичко, который одним из первых стал делить людей на категории трезвенников и нетрезвенников в зависимости от сознания и наличия алкогольной или трезвенной запрограммированности, выделял четыре группы трезвенников: естественных, религиозных, благоразумных и сознательных.

«Все люди, – утверждал учёный, – рождаются естественными трезвенниками (исключения составляют матебремники) и остаются ими до тех пор, пока не приобретут достоверные или ложные сведения об алкогольной проблеме или пока не познакомятся со спиртными «напитками».

Под матебремниками Шичко имел ввиду людей, на которых их матери во время беременности возложили бремя собственного потребления алкоголя, поэтому у них ещё до появления на свет формируется «зародышевый алкогольный синдром». Такой человек, если начинает пить, очень быстро спивается.

Религиозные трезвенники не обладают научными знаниями об алкогольной проблеме. Их удерживает от спиртного убеждённость в греховности его употребления, внушённая с детства, как это делается в исламе, буддизме, индуизме и других трезвых религиях.

Благоразумные трезвенники также трезвенно запрограммированы, но не на основе мистических, а небольшого объёма научных знаний и в части случаев с помощью клятвы или обета не пить.

Сознательные трезвенники – люди, которые осмысленно, на основе достаточного запаса научных знаний избрали жизнь без спиртного. «Сознательные трезвенники – особо ценная часть населения, их нельзя соблазнить спиртным, они принципиальны, благожелательны, сочувственно относятся к пьющим, алкоголиков не считают отбросами общества, а жертвами и в меру возможностей стараются помогать им, добровольно пропагандируя трезвость» [24]. Очевидно, что под эту категорию попадают активные участники трезвенных движений, готовые помогать страждущим из человеколюбия, патриотизма на основе обретённых научных знаний.

Главный критерий, заложенный в основу классификации Г. А. Шичко – это отсутствие запрограммированности на употребление алкоголя и табака (а в сегодняшнем понимании – любых одурманивающих веществ) и сохранение трезвости.

Таким образом, в основу своей классификации Шичко заложил идею запрограммированности сознания на трезвость. Всех, кто не пьёт, но имеет программу на употребление алкоголя, Шичко называл воздержанниками – «воздержанники-пьяницы», «воздержанники-алкоголики» и т. п. [24].

Руководитель Украинского информационного центра по проблемам алкоголя и наркотиков К. К. Красовский в своей статье «Трезвенники» предлагает две классификации трезвенников.

В основу первой классификации он закладывает критерий употребления/неупотребления алкоголя и выделяет 6 категорий трезвенников: «естественные трезвенники» (те, кто остались трезвенниками по религиозным или семейным убеждениям), «бывшие алкоголики», «дети алкоголиков» (для них трезвость – это отрицание алкоголизма), «трезвые профессионалы» (представители некоторых профессий), «больные трезвенники» (вынужденные быть трезвыми по показаниям здоровья) и «прочие трезвенники».

В основе второй классификации К. Красовского – критерии убеждённости и активности. Согласно этому критерию, существуют основные типы трезвенников: 1) «активные трезвенники», которые активно демонстрируют свою трезвость и при всяком удобном случае пытаются убедить других людей отказаться от алкоголя; 2) «уверенные трезвенники», которые никогда ни при каких обстоятельствах не скрывают свою трезвость, но и не стараются всегда демонстрировать её; 3) «пассивные трезвенники», которые стремятся не афишировать свою трезвость, но не стыдятся её, просто находят благовидные предлоги не пить («я за рулём», «организм не принимает алкоголь» и т. п.; 4) «стыдящиеся трезвенники» – это люди, которые ведут трезвый образ жизни, но стыдятся его, пытаются это скрыть [9].

Несмотря на то, что классификация К. Красовского интересна, с точки зрения собриологии нельзя согласиться с тем, что в группу трезвенников попадают и те, кто не имеет трезвенных убеждений, а не пьёт по состоянию здоровья или каким-то другим причинам. Трезвость воздержанника – вещь крайне ненадёжная и может быть нарушена в любой момент даже с риском для жизни, поэтому она не может называться трезвостью вообще. Важно не только и не столько то, что человек делает, а прежде всего то, что он думает! Кроме того, в данной классификации не нашлось места для тех, кто стал трезвенником из гражданских побуждений (мало ли людей продолжает пить и курить, даже имея знания о вреде алкоголя), т. е. участников трезвенных движений, что не справедливо по отношению к этой категории трезвенников.

В самом общем виде определение трезвости и трезвенника, очевидно, может выглядеть следующим образом: трезвость, в собриологическом понимании, – это естественное биологическое состояние человеческого организма, свободное от отравлений любыми одурманивающими веществами, сознательный отказ от их употребления, а трезвенник – это человек, который сознательно сохраняет естественную трезвость или навсегда восстановил её в случае утраты. В православном понимании, – это ещё и нравственная категория, которая выходит за рамки просто неупотребления одурманивающих веществ и предполагает здравомыслие и состояние трезвения, т. е. постоянной бдительности сердца против всего аморального и дурного.

Понятие «трезвый образ жизни» наиболее подробно рассмотрено в словаре А. Н. Маюрова «Основные трезвенные понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодёжью». Предлагаем цитату из статьи «Трезвый образ жизни» с небольшими сокращениями:

«Трезвый образ жизни – реально практикуемые нормы, правила и стереотипы поведения людей, способы их повседневной деятельности, характеризующиеся полным воздержанием от употребления алкоголя и других наркотических веществ и активным участием в преодолении наркотических предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольных обычаев, эпизодического употребления алкоголя и других наркотиков.

Ряд авторов под ТОЖ (Д. М. Аронов, Б. М. Левин, В. Н. Ягодинский и др.) понимают только неупотребление алкоголя, другие (А. Л. Афанасьев, Н. А. Гринченко, А. Г. Макеева, А. Н. Маюров, Л. К. Фортова, В. В. Макаров и др.) расширяют этот спектр на другие препараты и вещества, употребляемые с целью изменения психического состояния.

Т. Н. Авдонина под ТОЖ понимает такой образ жизни личности, отличительной чертой которого является трезвый стиль поведения и общения, который характеризуется двумя показателями:

1. Отсутствие спиртных изделий (сознательный и добровольный отказ от потребления спиртных изделий);

2. Отношение к потреблению спиртных изделий – критическое отношение к любым формам потребления алкоголя.

Она считает, что закрепление ТОЖ будет происходить через традиции, обычаи, обусловленные трезвостью, и социальные институты, которые позволят расширить его в виде образца поведения и форм общения до уровня традиционного образа жизни (по С. С. Аникину)» [10:198-199].

Из приведённой цитаты видно, что понятие «трезвый образ жизни» включает в себя 3 следующих момента: 1) сознательный отказ от одурманивающих веществ, 2) критическое отношение к их употреблению другими людьми и 3) активное участие в преодолении проалкогольных и прочих пронаркотических предрассудков, традиций, обычаев.

Возникает вопрос: каждый ли человек, ведущий трезвый образ жизни, должен заниматься ещё и деятельностью по отрезвлению других? Или согласно логике понятий «трезвость» и «трезвенник», принятых нами за основу, достаточно самому вести трезвый образ жизни? Видимо, трезвый образ жизни – это как минимум, сознательно практикуемые нормы трезвенного поведения, свободного от одурманивающих веществ. Однако легко ли вести трезвый образ жизни, если ты трезвенник-одиночка? А как относиться к питейным обычаям и традициям, существующим в обществе? Как не стать «белой вороной» и изгоем в пьющем обществе? А как уберечь от попадания в плен алкогольных «традиций» родных и близких? Что можно предложить им взамен? Очевидно, без личной активности по утверждению трезвого образа жизни в своей семье, трудовом или учебном коллективе, местности и т. п. просто не выжить! Поэтому в нашем понимании трезвый образ жизни – это сознательно практикуемые нормы трезвенного поведения, свободного от одурманивающих веществ, а также трезвенная деятельность по утверждению трезвого образа жизни в семье, коллективе, обществе в целом. С православной точки зрения – это ещё и нравственный образ жизни, состояние постоянного трезвения, труд души.

Производными от слова «трезвость» также являются «трезвенный», «трезвеннический». Словарь В. И. Даля определяет «трезвеный» (с одним «н»), как синоним к «трезвый», обозначающий «тверезый, чистый, не пьяный, не хмельной» [20:648]. По мнению филологов, принципиальной разницы между терминами «трезвенный», «трезвеннический» нет. Однако среди участников современного трезвенного движения слово «трезвенный» употребляются чаще для понятий, связанных с трезвостью, трезвенностью, трезвением, а слово «трезвеннический» – для понятий, относящихся к трезвенникам и их деятельности.

Состояниями, противоположными трезвости, являются интоксикация, одурманивание, зависимость. Эти понятия подробно рассмотрены в первой части курса лекций «Трезвый образ жизни» в главе о зависимостях. Однако необходимо определиться в терминах, обозначающих одурманивающие вещества.

Для всех веществ, изменяющих психическое состояние человека, сегодня предлагаются термины «психоактивные вещества» (ПАВ), «интоксиканты», «токсические вещества», «опьяняющие вещества», «одурманивающие вещества», «химические вещества». В зарубежных источниках также встречаются термины «легальные» и «нелегальные наркотики».

Во многих международных документах, учебниках, справочниках, а также в материалах, разработанных Министерством образования Российской Федерации и постановлениях правительства [15] отдаётся предпочтение термину «психоактивные вещества» (ПАВ), что, на наш взгляд, несколько неточно, потому что в эту группу включаются как вещества, имеющие социальную опасность (алкоголь, табак, наркотики), так и просто стимулирующие вещества (чай, кофе), которые социально опасными не являются и употребляются не для одурманивания, а для стимулирования. Более того, во всех учебниках, справочниках, энциклопедиях по химии сокращение «ПАВ» используется для обозначения поверхностноактивных веществ, к которым относятся все моющие средства, включая стиральные порошки. А. Н. Маюров считает, что термин «психоактивные вещества» – провокационный: «Активные … активно действуют на психику. «Активный» у молодёжи почти всегда хорошо. Думаю, что тот, кто это придумал, – неплохой психолог, оплаченный наркотической или алкогольной мафией».

Отвергают собриологи и термин «напитки» по отношению к алкоголю. Напитки – это то, что питает. Ядовитое вещество алкоголь не может считаться напитком даже в самых соблазнительных разбавлениях (вино, пиво и т. п.). Вместо «напитки» следует говорить «алкогольные изделия», «алкогольная продукция».

В качестве обобщающих терминов собриологи считают более точными термины «одурманивающие вещества», «наркотические вещества», что нередко вызывает возражения со стороны противников трезвости. С. С. Аникин предлагает компромиссный вариант – выделять алкоголь, табак и наркотики в отдельную аббревиатуру – АТН, либо называть их «опьяняющие вещества». Мы отдаём предпочтение вышеназванным терминам, одобренным собриологами: «одурманивающие вещества», «наркотические вещества», «опьяняющие вещества» и «АТН», хотя в ряде цитируемых статей и документов будем использовать и термин «ПАВ».

Термин «злоупотребление» следует понимать как любое нелекарственное употребление одурманивающего вещества. В последних документах правительства и Президента термин «злоупотребление» всё чаще заменяется на термин «употребление в немедицинских целях».

Термин «наркотик» в отечественной традиции несёт как медицинскую, так и юридическую нагрузку, почему часто и возникают вопросы об алкоголе, который с медицинской точки зрения является наркотиком, а с юридической – нет. Тем не менее, специалист, который лечит не только от наркомании, но и от алкогольной или табачной зависимости, называется НАРКОлогом, а сама наука – НАРКОлогия. И с медицинской точки зрения никто не стесняется признавать, что алкоголь и табак – наркотики.

Необходимо рассмотреть ещё один термин, обозначающий употребление любых одурманивающих веществ. Академик РАО, доктор медицинских наук Д. В. Колесов в конце XX века предложил термин «наркотизм», который он рассматривает как опасное социальное явление, связанное с употреблением одурманивающих веществ. Причём под «наркотизмом» он имеет в виду не только зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табачная зависимость), но и любое, немедицинское употребление. Алкоголизм и табакокурение он относит к наркоманиям и вводит ряд понятий, связанных с употреблением алкоголя, табака и наркотиков: «наркотическое опьянение», «наркогенный фон», «наркогенная информация», «наркогенное давление среды», «наркогенное заражение», «наркогенная ситуация», «наркотический соблазн» [4:28-30]. Употребление термина «наркотизм» стало уже традиционным в собриологической литературе.

Что касается общего профилактического процесса, то за рубежом, прежде всего, используется термин «профилактика» (prevention), который пришёл из медицинской и юридической литературы и означает систему мер по предупреждению какого – либо отрицательного явления. В системе образования используется термин «антинаркотическое воспитание» (drug-abuse education, drug-use education, drug-taking education).

В русской педагогической традиции с конца XIX – начала ХХ вв. использовался термин «антиалкогольное воспитание». Многие современные российские специалисты используют аналоги зарубежных терминов: «антинаркотическое воспитание», «антинаркотическая профилактика», «профилактика».

Согласно «Толковому словарю русского языка», профилактика – это «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [19:626]. Под профилактикой в превентологии и собриологии имеется ввиду как деятельность, направленная на предупреждение асоциального явления (первичная профилактика), так и деятельность по преодолению асоциального явления (вторичная и третичная профилактика). Специальные термины: «профилактика алкоголизма/курения/наркомании», «антинаркотическая профилактика».

Собриологии настаивают на терминах «трезвенное/трезвенническое воспитание», «трезвенная/трезвенническая работа», «профилактика УПОТРЕБЛЕНИЯ алкоголя», «собриологическое воспитание», «собриологическое просвещение», подчёркивая положительную направленность трезвенной работы. Нужно не муссировать отрицательные последствия употребления одурманивающих веществ, а учить детей жить трезво, «утверждать трезвость», предлагая положительные альтернативы и в общении, и в решении проблемных и конфликтных ситуаций, и проведении досуга, и праздновании знаменательных дат, и т. д.

Видимо, имеет смысл использовать и термин «собриологическое образование», имея в виду и обучение, и воспитание, и развитие. Этот термин оправдан, например, при подготовке или повышении квалификации специалистов (педагогов, медиков, юристов, работников СМИ, руководителей разного уровня), где трезвенная мировоззренческая составляющая должна быть очень значительной.

При работе с детьми дошкольного возраста, школьниками, молодёжью более уместно вести речь именно о «трезвенном воспитании», в котором мировоззренческие знания об одурманивающих веществах не являются определяющими (даже в старшей школе), а главным является духовно-нравственное развитие и воспитание.

Термин «трезвенная работа», видимо, тоже имеет право на существование. Это термин с наиболее широким значением, что гораздо шире, чем образовательная деятельность. Он уместен, когда речь идёт, например, о трезвеннической деятельности, в том числе информационной и правовой направленности, общественных организаций, о трезвенной пропаганде в трудовых коллективах, о добровольческой трезвенной деятельности. В школьной практике этот термин также уместен, когда речь идёт не только об образовательном процессе, но и о взаимодействии с различными субъектами профилактического процесса: медиками, юристами, социальными и психологическим службами, городскими властями, религиозными и общественными организациями.

Таким образом, внутри сообщества учёных, которые занимаются проблемами профилактики наркотических зависимостей, есть несколько течений. Данное исследование базируется на собриологическом подходе к образовательному процессу.

В международной практике можно выделить четыре основные модели профилактики: медицинскую, юридическую, образовательную и психосоциальную.

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркоманий, юридическая модель ориентирована на разработку адекватного законодательства и его соблюдение, образовательная (педагогическая) модель направлена на обеспечение информацией, психосоциальная своей главной целью формирование защитных факторов личности, как психологических, так и социальных.

Вышеназванные модели профилактики имеет два основных уровня – государственный и региональный.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.