Солея – возвышение перед иконостасом. Высокий иконостас создали Феофан Грек и Андрей Рублев 15 век. После работы в Благовещенском соборе алтарь был скрыт.
Ряды иконостаса:
· Местный – состоит из почитаемых в данной местности святых
· Деисусный – (моление) заступническая молитва святых. Центральная икона Спас в Силах, святые повернуты на ¾
· Праздничный – иконы основных христианских праздников
· Пророческий – центральная икона Богородицы, слева и справа – иконы ветхозаветных пророков
· Праотеческий – центральная икона Троица, слева и справа иконы прародителей человечества.
Верхняя часть – купол, световой барабан, своды. Символизирует Церковь небнсную. В центральном куполе – Спас Вседержитель. Под его изображением – архангелы.В простенках светового барабана аполтолы. Центральный купол поддерживается опорами. Вторая часть храма алтарь – Церковь земная (Богоматерь Оранта, Евхаристия, Галерея святителей скрыта алтарем). Третья часть храма – стены и опоры на боковых стенах – сцены из жития святого, которому посвящен храм или священное писание. Опоры изображение тех, кто отстаивал веру – мученики. На западной стене – фреска Страшного суда.
Порядок росписи храма
Сложился в Византийской культуре, но в русской он изменился. Там не было иконостаса. Роспись начинали с востока и сверху и постепенно двигались вниз и на запад. В первую очередь расписывали алтарь, купола, потом переходили на барабаны глав, паруса арок, арки и поверхности сводов – церковь небесная. Затем расписывали сверху вниз стены и столбы, т.е церковь земную, заканчивая нижними ярусами стен, помещали там нередко и храмовую летопись.
Образы Спаса и Богородицы
Икона – образ. Требования к иконописцу – кроткий, чистый душевно и телесно. Праведный, христианин, мужчина. Плотник готовил доску (липа, ель, сосна) на лицевую часть вырезал среднюю часть и поля. Наклеивал специальный холст – наволоку (от трещин). Затем накладывался грунт. Отдельно готовились темперные краски – на яичном желтке), народные материалы. Но можно было использовать только чистый цвет.
Образы Спаса:
· Спас Нерукотворный (В помощь и надежду. Только лик Иисуса. Новгородская икона 12 век)
· Спас Вседержитель (поясное изображение. Евангелие в одной руке, другая – в молитвенном жесте)
· Спас на престоле (в полный рост)
· Спас в силах (силы земные и небесные являются опорой)
Образы Богородицы:
· Умиление (Поясное изображение, младенец прижимается к матери)
Особенности построения русской средневековой живописи
· Фреска
· Икона
· Мозаика
· Книжная миниатюра
Основные символы:
Крест – христианство, мученик
Нимб – святость
Белый голубь – святой дух
Агнец Божий – Иисус
Лев – Марк
Ангел – Матфей
Телец – Лука
Орел – Иоанн
Символ цвета:
Белый – чистый, святость
Черный – смерть, темные силы
Зеленый – юность
Красный – кровь, мученичество
Голубой – небесный мир
Золотой – божественный цвет
· Иконы (нет пространства, есть образная перспектива, нет объема, отсутствие светотени, непропорциональность изображения, нарушается принцип временного единства, пейзаж и архитектура условны)
Иконописцы древней Руси
Икона – образ. Требования к иконописцу – кроткий, чистый душевно и телесно. Праведный, христианин, мужчина.
Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7059) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.
Феофан Грек
(около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Им расписаны:
· Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)
· Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
· Архангельский собор Кремля(1399)
· Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
Им написаны знаменитые иконы:
· Икона Божией Матери Донская (1380?)
· Успение (1380?)
· Преображение (1408)
· Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
Дионисий
(1440-1502) Изгнание татаро-монгольского ига. Не был иноком. Самые известные фрески Ферапонтов монастырь по Вологдой. Нежная яркость красок (Спас Вседержитель, Распятие, Житийные иконы Алексий, Петр).
Андрей Рублев
(около 1360[1] — 17 октября 1428[2], Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Благовещенский собор в Московском кремле, расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса, Троица.
Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков
(1626, Москва — 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график. Христос — Великий Архиерей. 1658 Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. 1668 Богородица Умиление,1668 Христос Эммануил, 1668, Архангел Михаил попирающий дьявола1676 Тайная Вечеря 1685