Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура древнерусского храма



Состав:

· Клиросы

· Амвон

· Солея

· Абсиды

· Алтарь

Солея – возвышение перед иконостасом. Высокий иконостас создали Феофан Грек и Андрей Рублев 15 век. После работы в Благовещенском соборе алтарь был скрыт.

Ряды иконостаса:

· Местный – состоит из почитаемых в данной местности святых

· Деисусный – (моление) заступническая молитва святых. Центральная икона Спас в Силах, святые повернуты на ¾

· Праздничный – иконы основных христианских праздников

· Пророческий – центральная икона Богородицы, слева и справа – иконы ветхозаветных пророков

· Праотеческий – центральная икона Троица, слева и справа иконы прародителей человечества.

Верхняя часть – купол, световой барабан, своды. Символизирует Церковь небнсную. В центральном куполе – Спас Вседержитель. Под его изображением – архангелы.В простенках светового барабана аполтолы. Центральный купол поддерживается опорами. Вторая часть храма алтарь – Церковь земная (Богоматерь Оранта, Евхаристия, Галерея святителей скрыта алтарем). Третья часть храма – стены и опоры на боковых стенах – сцены из жития святого, которому посвящен храм или священное писание. Опоры изображение тех, кто отстаивал веру – мученики. На западной стене – фреска Страшного суда.

Порядок росписи храма

Сложился в Византийской культуре, но в русской он изменился. Там не было иконостаса. Роспись начинали с востока и сверху и постепенно двигались вниз и на запад. В первую очередь расписывали алтарь, купола, потом переходили на барабаны глав, паруса арок, арки и поверхности сводов – церковь небесная. Затем расписывали сверху вниз стены и столбы, т.е церковь земную, заканчивая нижними ярусами стен, помещали там нередко и храмовую летопись.

Образы Спаса и Богородицы

Икона – образ. Требования к иконописцу – кроткий, чистый душевно и телесно. Праведный, христианин, мужчина. Плотник готовил доску (липа, ель, сосна) на лицевую часть вырезал среднюю часть и поля. Наклеивал специальный холст – наволоку (от трещин). Затем накладывался грунт. Отдельно готовились темперные краски – на яичном желтке), народные материалы. Но можно было использовать только чистый цвет.

Образы Спаса:

· Спас Нерукотворный (В помощь и надежду. Только лик Иисуса. Новгородская икона 12 век)

· Спас Вседержитель (поясное изображение. Евангелие в одной руке, другая – в молитвенном жесте)

· Спас на престоле (в полный рост)

· Спас в силах (силы земные и небесные являются опорой)

Образы Богородицы:

· Умиление (Поясное изображение, младенец прижимается к матери)

· Одигитрия (путеводительница, строгие фронтальные позы)

· Оранта (молящаяся, одна)

· Великая Панагия ( 3 медальона)

Особенности построения русской средневековой живописи

· Фреска

· Икона

· Мозаика

· Книжная миниатюра

Основные символы:

Крест – христианство, мученик

Нимб – святость

Белый голубь – святой дух

Агнец Божий – Иисус

Лев – Марк

Ангел – Матфей

Телец – Лука

Орел – Иоанн

Символ цвета:

Белый – чистый, святость

Черный – смерть, темные силы

Зеленый – юность

Красный – кровь, мученичество

Голубой – небесный мир

Золотой – божественный цвет

· Иконы (нет пространства, есть образная перспектива, нет объема, отсутствие светотени, непропорциональность изображения, нарушается принцип временного единства, пейзаж и архитектура условны)

Иконописцы древней Руси

Икона – образ. Требования к иконописцу – кроткий, чистый душевно и телесно. Праведный, христианин, мужчина.

Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7059) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.

Феофан Грек

(около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Им расписаны:

· Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)

· Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)

· Архангельский собор Кремля(1399)

· Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)

Им написаны знаменитые иконы:

· Икона Божией Матери Донская (1380?)

· Успение (1380?)

· Преображение (1408)

· Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.

Дионисий

(1440-1502) Изгнание татаро-монгольского ига. Не был иноком. Самые известные фрески Ферапонтов монастырь по Вологдой. Нежная яркость красок (Спас Вседержитель, Распятие, Житийные иконы Алексий, Петр).

Андрей Рублев

(около 1360[1] — 17 октября 1428[2], Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Благовещенский собор в Московском кремле, расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса, Троица.

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков

(1626, Москва — 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график. Христос — Великий Архиерей. 1658 Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. 1668 Богородица Умиление,1668 Христос Эммануил, 1668, Архангел Михаил попирающий дьявола1676 Тайная Вечеря 1685

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.