В настоящее время в нашей республике существует несколько видов делопроизводства:
- общие
- специальное
- по делам и обращениям граждан
- секретное (конфиденциальное)
Главной целью канцелярии или делопроизводства является информационное обеспечение управления.
По мимо целей и других действий существуют и основные задачи канцелярии:
- изготовление необходимых документов
- отражение работы организации в документах
- обеспечение быстрого поиска нужной информации
- контроль за исполнением и правильность оформления документов
- сохранность коммерческой тайны
- экономия затраты времени и сил работы организации
Канцелярия – это наиболее понятное и привычное название службы ДОУ, канцелярия создаётся на государственных предприятиях, в научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях. В состав канцелярии входят подразделения по учёту и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами, рассмотрению писем и жалоб, секретариат, экспедиция, стенография, архив.
Информационное обеспечивание управления – это разъяснение, изложение, сведения, передаваемые людьми устным, и письменным или другим способом.
Исторические особенности канцелярии
Государственная канцелярия ВКЛ являлась едва ли не единственным (кроме скарба) организационно-исполнительным учреждением в системе центрального государственного управления страной. Для решения на неё возложенных задач и функций она имела определённую структуру, и каждое её структурное подразделение было укомплектовано штатом профессионально подготовительных служащих.
Основными функциями канцелярии рассматриваемого периода были документальное обеспечение и оперативная организация деятельности главы государства- великого князя. Канцелярия принимала корреспонденцию, отправляла исходящие документы, готовила проекты различных документов, издаваемых великим князем, вела и хранила копейные книги – книги метрики ВКЛ, куда заносилась документация с целью дальнейшего её использования. В рамках оперативной организации деятельности господоря канцелярия принимала иски и жалобы частных лиц, подготавливала и передовала их на рассмотрение великого князя. Сотрудники канцелярии предварительно рассматривали и готовили к докладу главы государства корреспонденцию, докладывали её содержание, организовывали документальное обслуживание заседаний великого князя и государственного совета ВКЛ- панов-рады. Кроме того канцелярия проводила подготовку судебных заседаний господоря, объявляя ответчикам о вывозе на господоря суд, а на основании примеров организовывали и подготовленную работу по их обнародованию.
Во главе канцелярии стоял канцлер. В штате канцелярии действовал так же и старший писарь. Исполнительный аппарат канцелярии составляли писари и дъяки.
С 1520 годов произошли изменения в служебном статусе писарей канцелярии. Они превратились в реальных организаторов и руководителей учреждения. Это привело к перераспределению работы внутри канцелярии. Со второй половины 1520 годов обязанность подготовки документов перешла к дьякам. С 20-30 годов 16в. Формируются группы дьяков, специализирующихся на исполнении определённых видов работы: подготовка проектов документов, ведение книги Метрики. Опечатование исходящих документов осуществлял личный писарь канцлера, постоянно находящийся при канцелярии.
Исходящие из канцелярии документы имели следующие информационные документы:
- отметку о лицах, которые были свидетелями акта принятия решения о выдаче документов;
- отметку о лицах отдававших приказ о подготовке документов;
- отметку о лицах, которые правили документ, т.е. излагали его содержание;
- писарскую подпись;
- подпись канцлера;
- подпись великого князя;
- печать;
Подпись главы государства стояла внизу с левой стороны документа. Там же ставил свою подпись и канцлер.
Система государственной канцелярии начала складываться с середины 15в. Во главе отдельного приказа стоял приказной судья, ему подчинялись дьяки и поддьчии . В приказной избе хранилась государственная печать, денежные суммы и велось делопроизводства.
В 1941 году собирается первое межотраслевое совещание по оргтехники. Была разработана обширная программа совещания, но реализовать её помешала ВОВ.
1. Методы управления документооборотом в организации
Практически на всех предприятиях, особенно на предприятиях государственного подчинения, существуют общие отделы. Их название варьируется - это может быть отдел общего делопроизводства, общий отдел, управление делами и т.д., но самое главное - суть данного подразделения остается одинаковой на всех предприятиях независимо от названия и заключается она в организации потоков документов на данном предприятии (приказов, распоряжений, поручений, писем и т.д.). Рассмотрим основные виды документов, атрибутику документов, потоки документов и работы, используемые в работе данных подразделений. Кроме центрального документооборота крупного предприятия, существуют специализированные документооборот (в подразделениях предприятия, в отделах специализированного делопроизводства и т.д.).
Содержание
Введение
Гл.1. Теория и методология.
1. Основные принципы организации канцелярской работы
2. Типы документов, классификация и их взаимосвязи
3. Атрибуты документов
4. Взаимосвязи документов
5. Типовые процессы канцелярии
6. Методы связей с внешним миром
7. Оценки объемов документооборота
8. Отчетность канцелярии о проделанной работе
9. Оперативные отчеты
10. Аналитические отчеты
11. Канцелярия и архив предприятия
12. Канцелярия и документооборот уровня отдела
13. Канцелярия и специализированное делопроизводство
Гл.2. Организация документационного обеспечения в управлении персоналам на примере ОАО Белинвестбанк
1. Структура ОАО Белинвестбанка
2. Особенности системы ДОУ
3. Устав ОАО Белинвестбанк
Заключение
1. Основные принципы организации канцелярской работы
В данном разделе перечислены основные принципы организации устойчивого и управляемого документооборота для организации. Все они изложены в литературе и известны практически любому руководящему работнику, но как показывает практика они достаточно часто нарушаются.
Основным принципом документооборота является то, что ни у кого не существует локальных архивов документов. Любой входящий документ, не попавший в общий архив документов, является потенциальным клиентом на неисполнение. В организации есть соответствующая служба, а именно канцелярия, которая отвечает за прохождение документов. Документы не учтенные в канцелярии теряются чаше всего.
В организации должен существовать только один канал поступления входящих документов. Даже если прием документов построен по распределенной схеме (см. “Методы связей с внешним миром”), то это сделано только для повышения скорости обработки документов. Все такие подразделения мгновенно предоставляют информацию в канцелярию (желательно в режиме on-line связи с канцелярией). Можно рассматривать, что такие удаленные пункты регистрации документов являются подразделениями канцелярии.
Для полноты картины документооборота на предприятии система документооборот не должна заканчиваться на ответственных исполнителях, т.е. система автоматизации документооборота организации не должна замыкаться только на канцелярии, а должна иметь продолжение в системах управления документооборотом подразделений организации.
4. Типы документов, классификация и их взаимосвязи
Рассмотрим основные типы документов, используемые в работе предприятия с их характеристиками. Типов документов, используемых в работе предприятия, достаточно много (на отдельных предприятиях их число доходит до 500-600). В то же время, с точки зрения канцелярии основных видов документов бывает весьма небольшое количество, а именно всего на всего 3 вида:
•Входящие. Это документы, которые поступили на предприятие от внешних партнеров. Большинство входящих документов должны порождать соответствующие исходящие, причем в заранее установленные сроки. Сроки устанавливаются или нормативными актами, предписывающими то или иное время ответа на соответствующий входящий документ, или сроком исполнения, указанным непосредственно во входящем документе.
•Исходящие. Большинство исходящих документов являются ответом организации на соответствующие входящие документы. Некоторая часть исходящих документов готовиться на основе внутренних документов предприятия. Небольшое число исходящих документов может требовать поступления входящих документов (например запросы в сторонние организации типа: “Прошу дать справку по вопросу … в срок до …”).
•Внутренние. Данные документы используются для организации работы предприятия. Через канцелярию проходят не все внутренние документы, а только переписка наиболее крупных структурных подразделений предприятия (особенно если они территориально разнесены) и приказы руководства предприятия. Так же через канцелярию проходят внутренние документы, порождающие исходящие. В частности, по общим правилам делопроизводства единственный способ отправить запрос, письмо или материалы во внешнюю организацию это направить внутренний документ в канцелярию, где его преобразуют в исходящий и отправят в стороннюю организацию.
Документы каждого из этих видов могут быть достаточны разнообразны. Это могут быть письма, распоряжения, циркулярные указания и т.д. Обычно под типом документа на предприятии понимается именно эти деления, причем еще более детализованные (допустим, если письма, то чему посвященные - жалобы, предложения, пожелания и т.д.). С точки зрения канцелярии данное деление достаточно неинтересно, хотя во внутренней полной системе делопроизводство оно безусловно необходимо. Далее здесь будет рассматриваться только канцелярские виды документов - входящие, внутренние и исходящие.
Прежде всего все документы, проходящие через общий отдел обладают уникальным регистрационным номером (возможно свои алгоритмы построения номеров для каждого из типов документов). Мало того, любая бумага не имеющая регистрационного номера - это просто бумага, а не документ. Документом ее делает именно наличие на ней регистрационного номера.
5. Атрибуты документов
Атрибуты документов у каждого партнера весьма разнообразны. В то же время можно выделить общую часть атрибутов, которые встречаются практически во всех организациях. Причем эти общие атрибута несколько различны у всех типов канцелярских документов.
Общие атрибуты документов
Основным атрибутами канцелярского документа являются:
1.Регистрационный номер документа. Данный номер однозначно позволяет сослаться на документ, прошедший через канцелярию. Структура регистрационного номера может быть различна для исходящих, входящих и внутренних документов. Структура регистрационного номера определяется в каждой организации самостоятельно.
2.Источник документа (контрагент). Указывает откуда получен документ. Для входящих документов это сторонняя организация, для внутренних и исходящих документов это или подразделение или конкретное лицо из руководства предприятия.
3.Ответственный исполнитель документа. Указывает сотрудника предприятия, которому поручено исполнение данного документа или который разработал данный документ (для исходящих и внутренних). Исполнитель документа всегда один и только один. Иногда встречаются два исполнителя документа (для документов длительного исполнения при сменен кадрового состава предприятия).
4.Код документа по номенклатуре дел предприятия. Данный атрибут относит документ к тому или иному кругу типовых вопросов, решаемых предприятием в своей производственной деятельности. Номенклатура дел - это формальный список дел предприятия, который утверждается заранее на определенный период времени (обычно на год). Ранее данная номенклатура являлась достаточно статичной, в современных условиях номенклатура дел является высоко динамичным документом, который может обновляться 1-4 раза в год.
Атрибуты, зависящие от типов документа
Далее в документах могут быть атрибуты, специфические для данного типа документа.
•Входящие документы имеют кроме базовых атрибутов еще:
•Контрольный срок исполнения. Данный атрибут берется или непосредственно из входного документа (где он может быть указан) или из типа входного документа, которая определяет сроки ответа на те или иные входные документы (например, заявление граждан о предоставлении гражданства СССР должны быть рассмотрены в течении 6 месяцев со дня подачи заявления в консульский отдел).
•Контролирующее лицо. Обычно это одно из первых лиц предприятия, которое назначает конкретного исполнителя документа и ставить резолюцию “Об исполнении доложить” Данный атрибут проставляется не на всех входящих документах, а только на наиболее важных, ответственных. Не пустой аргумент вызывает необходимость в случае завершения обработки документа посылать сообщения о прохождении документа соответствующему субъекту.
•Внутренние документы помимо стандартных атрибутов могут обладать еще следующими:
•Список подразделений предприятия для ознакомления.
•Контрольный срок ознакомления или исполнения.
•Список исполнителей документа.
•Исходящие документы имеют следующие дополнительные атрибуты:
•Документ-основание. Этот атрибут есть всегда, т.к. исходящий документ всегда порождается на основе или входящего или внутреннего.
•Список рассылки.
•Контрольный срок ответа. Данный атрибут встречается редко и не во всех организациях.
В конкретных организациях данные атрибуты могут носить различные наименования или добавляться дополнительными атрибутами, часто большим количеством. Но перечисленные выше атрибуты присутствуют во всех канцеляриях предприятий.
6. Взаимосвязи документов
Все документы, проходящие через канцелярию являются связанными документами, в том смысле, что большинство из них ссылается на другие документы. Наиболее типичным случаем является входящий документ, который практически всегда порождает соответствующий ему исходящий.
Без связей как таковых могут появляться только внутренние и входящие документы. Причем входящие документы могут иметь связи как на исходящие, которые вызывают их появление, так и на другие входящие (см. “Процесс согласования или уточнения ответа” на рис. 1). Все документы связаны как в системе управления документами, так и в системе контроля исполнения (как принадлежащие одной работе). В этом смысле здесь наблюдается некоторое дублирование связей.
Связи в большинстве случаев направленные по принципу: “главный-подчиненный”. Иногда встречаются ненаправленные связи, которые объединяют родственные документы (документы, посвященные одному вопросу).
Рис. 1. Взаимосвязи документов в канцелярии
7. Типовые процессы канцелярии
В данном разделе переходим от великой статики к динамике документов, т.е. вместе с рассмотрением самих документов приступаем к рассмотрению процессов обработки документов. Основным процессом канцелярии является прохождение по предприятию входных документов. Канцелярия отвечает за сроки исполнения входных документов, точнее выполняет фискальные функции: кто и когда задержал выполнение документа. При этом существует два основных маршрута прохождения документа:
1.Непосредственно исполнителю.
2.На принятие решения в центральный аппарат.
Причем второй маршрут означает то, что почти наверняка этот документ будет поставлен на контроль. В то же время не следует путать со вторым маршрутом документы, которые поступают на исполнение в центральный аппарат предприятия (например, если на циркулярном письме стоит “Директорам предприятий…”). Такие документы (поступающие на исполнение в центральный аппарат) характеризуются тем, что ответственным исполнителем для них является один из директоров предприятия (или их замов). Для документов, проходящих по второму маршруту, ответственным исполнителем является кто-то из руководителей среднего звена, а директорат осуществляет контроль за результатами работы (а то и этого не делает).
По существующей практике работы канцелярий крупных организаций на контроль ставятся только дела проходящие по второй схеме. Причем, как известно из жалоб работников канцелярий, дела проходящие по первой схеме часто “провисают”, т.е. теряются в ходе обработки. Если в дальнейшем кому то из директоров придет в голову получить информацию о таком деле, то в канцелярии возникают достаточно большие проблемы.
Рис. 2. Процесс прямой обработки входящего документа
Значительная часть проблем канцелярии возникает из за того, что она обязана контролировать только ответственных исполнителей, а не полную цепочку обработки документа. Полная цепочка обработки документа контролируется на уровне систем организации документооборота отдела или на уровне специального делопроизводства (см. Взаимосвязи системы автоматизации документооборота канцелярии).
Рис. 3. Схема обработки документа с контролем директора
8. Методы связей с внешним миром
Выше была описана работа централизованной канцелярии организации. В принципе в крупной организации с большим документопотоком работа канцелярии может быть построена по децентрализованному принципу. При этом каждое подразделение предприятия получает свою долю корреспонденции, относящуюся к ней. При этом учет входящей корреспонденции осуществляется децентрализовано. Номера входящей корреспонденции создаются или в едином нумераторе (кто первый получил номер, тот и хорош) или в номер входящего документа включается номер подразделения, получившего документ, а нумераторы в каждом подразделении ведутся независимо. Исходящая корреспонденция обычно всегда проходит через одно место (по крайней мере пока не известны предприятия с другой схемой обработки исходящей корреспонденции).
Организация децентрализованного приема входящих документов достаточно распространена и во всем мире. Достаточно привести пример газеты Times. При реорганизации отдела обработки писем граждан в конце 80-ых годов (тоже канцелярия, но специализированная) значительная часть работы по сортировке корреспонденции была передана Британскому почтовому ведомству. Для этого газета стала принимать корреспонденцию в несколько абонентских почтовых ящиков (до этого она имела один адрес для всей корреспонденции). После двух лет эксплуатации выяснилось, что число ошибок в адресах (отправлено не в тот абонентский ящик) составляет меньше 2%. Данная реорганизация позволила сократить количество сотрудников отдела обработки входящей корреспонденции в 2 раза (или в 6 в сравнении с конкурирующим вариантом). К стати, это яркий пример, что процесс анализа документопотоков может принести значительный результат не только если он заканчивается полной автоматизацией предприятия.
В работе канцелярии пока что темным местом остается работа с письмами граждан. В большинстве случаев это относиться к общему делопроизводству. Исключение составляют организации для которых работа с письмами составляет основную производственную деятельность (Телерадиокомпании, газеты, журналы, информационные агентства и другие средства массовой информации). При обработке писем граждан применяются несколько другие классификаторы. Важна развернутая статистика по атрибутам писем. Это основывается на опыте разработки Автоматизированной Системы Обработки Корреспонденции (АСОК) Гостелерадио России (тога еще СССР). Кстати эта система до сих пор находится в эксплуатации, хотя и выполняет несколько иные задачи, чем ранее. В крупных государственных организациях тоже существует специальный учет писем граждан и строгий контроль за их выполнением (примеры - Государственная дума России, Национальный банк Украины). Таким образом блок обработки писем граждан еще нуждается в исследовании и описании.
9. Оценки объемов документооборота
Данный пункт является достаточно коротким. Приведены некоторые оценки объемов корреспонденции для различных организаций. Так например через канцелярию центрального офиса Национального банка Украины за год проходит: 16 тыс. единиц входящих документов (помимо этого еще порядка 8 тыс. документов поступают децентрализовано непосредственно в подразделения банка), 25 тыс. писем граждан, 24 тыс. единиц исходящих документов. При этом список данных документов непосредственно в канцелярии храниться в течении 3 лет для 90% документов, а оставшиеся 10% в течении 5 лет. Тексты документов хранятся в канцелярии (в архивном отделе канцелярии) до конца текущего года, далее они передаются в архив на долговременное хранение. Передача документов на архивное хранение может осуществляться и более мелкими порциями, несколько раз в год.
Документооборот Государственной думы имеет несколько больший объем - 90-120 тыс. документов в год. Документооборот Дома правительства Российской федерации составляет 90-110 тыс. документов в год (эти цифры приведены без учета писем граждан). Характерные сроки хранения перечня документов для этих организаций - 5 лет для думы и 1 год для аппарата правительства. Далее все документы передаются в архив. К сожалению подразделение по типам документов в этих организациях не известно. Можно считать то, что входящие и исходящие представлены примерно в равных пропорциях.
Рассчитаем необходимые объемы базы данных для хранения таких объемов документов.
Карточка документа занимает примерно 2 Кб на диске (цифра характерная для сложной карточки документа в DOCS Open). Еще 1Кб на карточку занимает ее индекс. Таким образом под один документ на диске требуется 3 Кб дискового пространства для данных. Учитывая то, что крупная организация имеет поток порядка 50-100 тыс. документов в год и карточка документа храниться в течении 3 лет, то для хранения 150-300 тыс. документов потребуется примерно от 0.5 до 1 Мб на диске.
10. Отчетность канцелярии о проделанной работе
Основным результатом работы канцелярии являются отчеты, которые она предоставляет руководству предприятия о потоке документов на предприятии. Отчеты условно можно разделить на две большие группы:
•Оперативные. Они выводятся или ежедневно или еженедельно. Основное их назначение - получить объективную картину информации для оперативного управления.
•Аналитические. Они служат для анализа общей картины документооборота на предприятии. Типичные периоды вывода отчетов данной группы - месяц, квартал, полугодие, год.
Рассмотрим основные отчеты, т.е. такие отчеты, которые присутствуют практически в каждой канцелярии.
11. Оперативные отчеты
Назначение данного вида отчетов - получение информации для оперативного управления предприятием. Они готовятся на различную глубину - от одного дня и до недели. Основное их содержание - список работ, которые должны быть завершены в ближайшее время. Получатели отчетов - ответственные исполнители и руководство предприятия. Отчеты бывают сводными и индивидуальными. Индивидуальные отчеты представляют собой сводку работ, находящихся в компетенции того или иного должностного лица. Сводный отчет - это список работ, находящихся в стадии завершения на заданный период времени (возможно разделенный на отдельные подразделы по различным признакам). Сводные отчеты поступают к руководству предприятия или к руководству канцелярии для общего контроля за процессом делопроизводства. Индивидуальные отчеты поступают непосредственно к исполнителям или контролирующим лицам.
При рассмотрении отчетов не производится их группировка (т.е. на самом деле отчетов может быть и меньше, если использовать специализированные фильтры). У каждого оперативного отчета должен быть фильтр, задающий интервал времени в который происходит окончание работ. Данные этого фильтра помещаются в заголовок отчета. Типичными примерами таких отчетов могут являться:
•Завершающиеся работы по исполнителям
•Сводный отчет по подразделениям организации
•Сводный отчет по контрагентам
•и т.д.
12. Аналитические отчеты
Аналитические отчеты выдают информацию о проделанной работе. Хотя существуют достаточно стандартные формы отчетов каждая организация может захотеть иметь собственные формы отчетов (в том числе и матричные). Данные отчеты служат для планирования работы организации в дальнейшем, для анализа номенклатуры предприятия списка контрагентов и т.д. аналитические отчеты могут выдаваться по отдельным структурным подразделениям организации. Отчеты должны давать картину работы предприятия за определенный период времени. Следовательно в фильтр отчета нужно ввести параметр - время анализа. В нем можно задавать или произвольный интервал времени или фиксированный и понятный интервал времени:
•За месяц (указывается месяц и год, по умолчанию текущий).
•За квартал (по умолчанию текущий квартал).
•За год (по умолчанию текущий год).
Аналитические отчеты выдаются сравнительно редко. Часто их оформляют в виде отдельного издания и распространяют по всей организации. В связи с этим к ним предъявляется достаточно высокие требования по качеству оформления. В общем случае они должны включать логотипы предприятия, гербы и прочую графическую символику. Примеры таких отчетов:
•Исполненные документы по исполнителям
•Исполненные документы по контрагентам
•Исполненные документы по номенклатуре
Взаимосвязи системы автоматизации документооборота канцелярии
Канцелярия крупного предприятия является центром документооборота, но на ней документооборот не заканчивается. Она тесно связана с документооборотом подразделений предприятия, с системами поддержки принятия решений и с архивом предприятия. В общем случае можно рассматривать систему автоматизации документооборота организации, как центральную систему, осуществляющую координацию остальных подсистем документооборота, своеобразного ядра системы автоматизации производственной деятельности предприятия.
На одном уровне с канцелярией стоит архив предприятия, который служит для накопления документов долговременного хранения и их поиска.
Рис. 4. Взаимосвязи канцелярии и остальных подразделений организации
13. Канцелярия и архив предприятия
Все документы, проходящие через канцелярию попадают в архив предприятия. Рассмотрим организацию документов в архиве предприятия.
Все документы подразделяются на дела. Одно дело объединяет все документы за один год работы предприятия по тому или иному пункту номенклатуры дел организации. Объем единицы хранения в архиве не может превосходить 200 страниц. В связи с этим для больших дел вводятся несколько томов. Таким образом подразделение документов в архиве происходит по делам, а затем по томам. Поиск информации осуществляется как по атрибутам дел и томов, так и по атрибутам документов.
Дела в архив передаются в архив из канцелярии или отдельно (по томам) или целиком по окончанию года. В любом случае дело закрывается в конце года. При этом проверяется полный перечень документов в деле, их разбивку по томам. После этого готовиться опись дел, в которой указывается список дел (по их наименованием), количество томов в деле, количество страниц в каждом томе. После составления описи дел за конкретный год они поступают на хранение.
Сроки хранения для разных позиций номенклатуры различны. Типовые сроки хранения документов в крупной организации: 1, 3 года и 5, 10, 30, 50 лет. После истечения срока хранения дела дело из архива предприятия передается на хранение в государственный архив (для государственных организаций). Для частных компаний после истечения срока хранения дела уничтожаются. И тот и другой процесс оформляется соответствующими актами. Дела в архив или на уничтожения поступают как единое целое, т.е. в отличие от процесса формирования архивных дел, запускается соответствующая операция для всех томов дела.
14. Канцелярия и документооборот уровня отдела
Документооборот на предприятии не заканчивается только канцелярией. Мало того он только начинается в канцелярии, а основная часть документооборота проходит через подразделения организации. В принципе канцелярию за редким исключением не волнует документооборот в отделах. Только в некоторых случаях, когда на канцелярию пробуют “вешать собак” за вовремя неисполненные документы ее серьезно волнует положение дел в подразделениях.
На уровне подразделений документооборот должен позволять вести внутренний документооборот и передавать дела в канцелярию и, возможно, в другие подразделения предприятия. Документооборот уровня отдела отличается от документооборота уровня подразделения тем, что дела свободно ходят в рамках подразделения. Переходы дел между отделами внутри одного подразделения не регистрируются, но выход дела за рамки отдела должен отслеживаться и регистрироваться.
15. Канцелярия и специализированное делопроизводство
Специализированным делопроизводством можно считать любую специализированную систему, работающую с структурированными данными, такую как бухгалтерию, торговую систему и т.д. Иногда предприятию удобно рассматривать часть неструктурированного документооборота, как специализированную систему делопроизводства. Некоторые специализированные системы делопроизводства могут работать с собственными архивными системами (например - бухгалтерия, торговые или банковские системы и т.д.), в которых документы хранятся в структурированном сложноорганизованном виде. Чаще всего такие системы характеризуются следующими параметрами:
•Они связаны с основной производственной деятельностью организации.
•На них существуют жесткие маршруты прохождения документов (можно и нужно применять системы жесткой маршрутизации).
•Они работаю с структурированными документами.
•Документы подвергаются сложной и специфической обработке или имеют развитую семантику, которую нужно программно проверять и поддерживать (контракт-счет-накладная).
С маршрутов обработки документов возможен выход в общую систему делопроизводства, например, для обсуждения проекта документа или для получения справок из других отделов или подразделений предприятия. В общем делопроизводстве основная схема работы с заданиями и документами - это свободная маршрутизация. Оно отвечает за сбор и распределение информации, за связи с внешними организациями (вне основного производственного процесса). Во все специализированные системы делопроизводства от нее есть отростки для обмена информацией.
Гл.2.
Структура ОАО Белинвестбанк
В структуру Белинвестбанка вхдят:
1. Админисрация : а. Управляющий; б) Зам. Управляющего; в) начальник центра; г) секретарь; д) гл. специалист; е) ведущий специалист;
2. Центр корпоративного бизнеса: а) отдел кредитования: начальник отдела, экономист 1 категории, ведущий экономист, гл. экономист. б) отдел клиентского сервиса: начальник отдела, зам. начальника отдела, гл. экономист, ведущий экономист, экономист 1 категории, экономист;
3. Центр розничного бизнеса: начальник центра, зам. начальника центра, гл. экономист, специалист 1 категории, бухгалтер 1 категории, экономист 1, 2 категории, ведущий экономист.
4. Центр сопровождения банковских операций и кассового обслуживания:
- отдел процессинга банковских предприятий: начальник, зам. начальника отдела; гл. экономист; ведущий экономист; экономист 1 категории.
- отдел денежного обращения и кассового обслуживания: начальника отдела; ведущий экономист; экономист; зав. кассой;
- отдел инкассации: начальника отдела;
5. - отдел конторллинга и отчётности: начальника отдела; гл. экономист; ведущий экономист; экономист;
- карт центр: начальника отдела; специалист 1 категории; специалист;
- отдел эксплуатации программно-технических средств: : начальника отдела; зам. начальника; гл. специалист; ведущий инженер;
- отдел правового обслуживания структурных подразделений: : начальника отдела; гл. юрист консульт;
2. Особенности системы ДОУ
ДОУ, организация единой системы делопроизводства в банке, контроль за соблюдением требований настоящей Инструкции, методическое руководство работой с документами и обучение работников основам делопроизводство возлагается на управление документационного обеспечения и контроля Департамента администрации банка, задачи и функции которого регламентируются Положением об управлении документационного обеспечения и контроля Департамента администрации ОАО «Белинвестбанк».
Руководители структурных подразделений, филиалов определяют ответственных за ведение делопроизводства, которые обеспечивают учёт и прохождение документов в установленные сроки, информируют руководство о состоянии их исполнения, готовят и передают документы в архив, осуществляют ознакомление работников с нормативными и методическими документами по делопроизводству под роспись.
Работники банка несут персональную ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции, сохранность находящихся у них служебных документов, обязаны бережно обращаться с ними. Об утрате документов немедленно докладывают руководителю структурного подразделения и сообщают в управление ДОУ и контроля Департамента администрации.
Работникам банка запрещается: брать из банка документы домой; копировать и размножать документы без разрешения руководителя; использовать для личных нужд неучтённые копии;
Все работники должны в обязательном порядке ознакомиться с Инструкцией под роспись. Банк осуществляет контроль за состояние делопроизводства. Приём, регистрация и исполнение входящих документов. Так же банк занимается составление и оформлением документов. Управленческие банки подразделяются на организационные( устав, положения, инструкции, правила), распорядительные ( решения, протоколы, приказы, распоряжения, указания), справочно-информационные( акты, письма, докладные и объяснительные записки, справки) и представляют собой организационно-распорядительную документацию.
В банке устанавливаются два способа утверждения документов: утверждение должностным лицом или утверждение распорядительным актом (приказом, решением органом управления банка, оформляемым протоколом); оба способа имеют одинаковую юридическую силу. В банке так же существует регистрация и отправка исходящих документов. Для регистрации исходящих документов в Центральном банке используется журнальная форма регистрации.