Задача работы. Ознакомление студентов с методикой комплексного анализа геологических карт. Приобретение соответствующих практических навыков.
Учебный материал. Учебные геологические карты различного содержания.
Методические указания. Работа с картой начинается с чтения карты. В первую очередь это знакомство с элементами карты (масштаб, легенда (рис. 48), стратиграфическая колонка (рис. 49) и разрез). Масштаб – это численное выражение, показывающее во сколько раз расстояние между двумя точками на карте уменьшено по сравнению с расстоянием на местности. Знание масштаба карты очень важно для проведения любых измерений на ней. Обязательно нужно выяснить, когда и кем составлена карта, по каким материалам. Необходимые сведения приводятся либо в зарамочном оформлении карты, либо в прилагаемой к ней текстовой пояснительной записке. Чтобы понять, какого рода информацию можно получить из данной карты, необходимо внимательно ознакомиться с легендой. При этом необходимо разобраться, какие способы изображения и формы условных знаков использованы для показа тех или иных объектов, что осуществляется путём внимательного просмотра всей площади карты, при параллельной сверке знаков карты с легендой.
Рисунок 48. Фрагмент легенды к геологической карте
Рисунок 49. Фрагмент стратиграфической колонки
Далее проводится углубленный комплексный визуальный анализ содержания каждой геологической карты. Суть его в выявлении закономерностей в размерах, форме, ориентировке, размещении геологических тел, определении их возраста, состава и характера взаимоотношений, а также морфологии основных пликативных (складчатых) и дизъюнктивных (разрывных) структур. Методика чтения и визуального анализа карты демонстрируется преподавателем на примере одной из геологических учебных карт.
Задания. Далее студенты самостоятельно анализируют предложенные каждому геологические карты, обратив особое внимание на приведенные в зарамочном оформлении стратиграфическую колонку и разрез.
Определить:
а) возраст и состав стратифицированных и интрузивных образований;
б) характер их взаимоотношений;
в) время крупных перерывов в осадконакоплении;
г) основные пликативные структуры;
д) морфологию разрывных нарушений
Оформление работы. Результаты работы представляются в виде краткого текстового отчёта и показа на геологической карте основных элементов строения территории и главных структур (пликативных и дизъюнктивных).
Контрольные вопросы:
1.С какой целью проводится комплексный анализ геологических карт?
2. Для чего нужно знать масштаб карты?
3. Какую информацию можно получить из легенды к геологической карте?
4. Что такое стратиграфическая колонка?
5. Как определить время крупных перерывов в осадконакоплении?
6. Как определить относительный возраст разрывных нарушений?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освоив курс лабораторного практикума в рамках дисциплины «Геология с основами гидрологии», Вы приобрели знания о минералах и горных породах, о том, из чего они состоят, каковы особенности их строения, важнейшие свойства, на каких принципах основаны классификации горных пород и минералов. Вы узнали, как отображается состав возраст, залегание и взаимоотношения горнопородных тел на геологической карте.
Кроме того, Вы приобрели практические навыки, освоив простейшие методы диагностики минералов и горных пород, познакомились с некоторыми приёмами обработки результатов гидрологических наблюдений, с методикой определения залегания горных пород с помощью горного компаса; узнали основные приёмы и приобрели навыки чтения, анализа и обработки информации, содержащейся на геологических картах.
Полученные знания в дальнейшем потребуются Вам при изучении комплексных дисциплин, входящих в программу подготовки специалистов-экологов различного профиля – таких, как «Почвоведение», «Геоэкология», «Ландшафтоведение», «Геохимия биосферы» и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, В.Г. Основы гидрологии: учебное пособие / В.Г. Алексеев – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 156 с.
2. Аллисон А., Геология / А. Аллисон, Д. Палмер. – М.: Мир, 1984. 565 с.
3. Ананьев, В.П. Основы геологии, минералогии и петрографии: Учеб. для вузов / В.П.Ананьев, А.Д. Потапов. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 398 с.
8. Геологический словарь В 2-х т. / Ред. К.Н. Паффенгольц. – М.: Недра, 1974. – 941 с.
9. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 1. Аа-лава – Геосистема. 1984. – 560 с.
10. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 2. Геосферы – Кенай. 1985. – 575 с.
11. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 3 Кенган – Орт. 1987. – 592 с.
12. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 4. Ортин – Социосфера. !989. – 623 с.
13. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 5. 1991. – 541 с.
14. Карлович, И.А. Геология: Учебное пособие для вузов / И.А. Карлович. – М.: Академический проект, 2004. – 704 с.
19. Лахи, Ф. Полевая геология. В 2-х т. / Ф. Лахи – М.: Мир, 1966 – 1031 с.
20. Милютин, Г.А. Геология: Учебник /А.Г. Милютин. – М.: Высшая школа, 2004. – 413 с.
21. Михайлов, В.Н. Гидрология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по географическим специальностям / В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, С.А. Добролюбов. – М.: Высшая школа, 2005 – 462 с.
22. Неспокойный ландшафт / Под ред. Д. Брандсена и Дж. Дорнкемпа / Перевод Арманд Н.Н.; под ред. и с предисл. Д.А. Тимофеева. – М.: Мир, 1981 – 188 с.
23. Основы общей геологии / В.И. Серпухов, Т. А. Билибина и др. – Л.: Недра, 1976. – 535 с.
24. Петрографический кодекс России. Магматические, метаморфические, метасоматические, импактные образования. Издание второе, переработанное и дополненное. – СПб: Изд-во ВСЕГЕИ, 2008. – 200 с.
29. Ферхуген, Дж. Земля. Введение в общую геологию. В 2-х т. / Дж. Ферхуген, Ф. Тернер, Л. Вейс, К. Варфхатиг, К. Файф. – М.: Мир, 1974. – 845 с.
30. Цыкин, Р.А. Гидрология, метеорология и климатология: Учебное пособие / Р.А. Цыкин. – Красноярск: КГАЦМиЗ, 2001. – 116 с.
31. Шуман, В. Мир камня. В 2-х т. Том 1. Горные породы и минералы / В. Шуман. – М: Мир, 1986 – 215 с.
32. Шуман, В. Мир камня. В 2-х т. Том 2. Драгоценные и поделочные камни / В. Шуман. – М.: Мир, 1986. – 263 с.
33. Юбельт, Р. Определитель горных пород / Р. Юбельт, П. Штрайер. – М.: Мир, 1978. – 238 с.
34. Юбельт, Р. Определитель минералов / Р. Юбельт. – М.: Мир, 1978. – 360 с.
35. Якушова, А.Ф. Геология с элементами геоморфологии / А.Ф. Якушова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 124 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
РАЗДЕЛ 1. МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ…………...
Лабораторная работа № 1. Понятие о минералах как природных химических соединениях. Элементы симметрии кристаллов. Морфология минеральных индивидов и агрегатов…..
Лабораторная работа № 2. Физические свойства минералов. Приёмы практического определения минералов с помощью определителя………………………………………………………
Лабораторная работа № 3. Современная классификация минералов. Характеристика и диагностические признаки минералов типов простых (самородных) элементов и галогенидов..
Лабораторная работа № 4. Характеристика и диагностические признаки минералов типа сульфидов……………………...
Лабораторная работа № 5. Характеристика и диагностические признаки минералов подтипа оксидов и гидроксидов (тип кислородных соединений)………………………………………..
Лабораторная работа № 6. Характеристика и диагностические признаки минералов типа кислородных соединений, подтипа солей кислородных кислот (классы сульфатов, карбонатов, фосфатов и нитратов)………………………………………..
Лабораторная работа № 7. Характеристика, структуры и диагностические признаки минералов класса силикатов и алюмосиликатов. Подклассы островных и кольцевых силикатов…
Лабораторная работа № 8. Характеристика и диагностические признаки минералов подклассов цепочечных, ленточных, листовых и каркасных силикатов и алюмосиликатов………….
Лабораторная работа № 9. Горные породы. Структуры и текстуры, минеральный состав горных пород. Классификация осадочных горных пород. Терригенные (обломочные) породы.
Лабораторная работа № 10. Хемогенные и органогенные (биогенные) осадочные породы.…………………………………
Лабораторная работа № 11. Магматические горные породы. Классификация магматических горных пород. Структуры и текстуры глубинных (интрузивных) и излившихся (эффузивных) пород. Пирокластические и вулканогенно-осадочные горные породы…………………………………………………….
Лабораторная работа № 12. Метаморфические горные породы ……………………….................................................................
РАЗДЕЛ 2. ГИДРОЛОГИЯ И ГИДРОГЕОЛОГИЯ………...
Лабораторная работа № 13. Химический состав природных вод. Построение и расчленение гидрографа реки………………
Лабораторная работа № 14. Построение карты гидроизогипс грунтовых вод……………………………………………………..
РАЗДЕЛ 3. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА……………………..
Лабораторная работа № 15. Геологическая карта. Геохронологическая шкала, легенда геологической карты. Способы изображения стратифицированных и интрузивных образований, отображение возраста геологических тел………..
Лабораторная работа № 16. Чтение и анализ геологической карты. Горный компас, его устройство и определение элементов залегания горных пород. Определение синклинальных и антиклинальных структур, мощности пластов. Согласные и несогласные границы. Типы разрывных нарушений и их отображение на карте………………………………………………...
Лабораторная работа № 17. Построение геологического разреза…………………………………………………...................
Лабораторная работа № 18. Комплексный анализ содержания геологических карт…………………………………………...