Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Комплексный анализ содержания геологических карт



Задача работы. Ознакомление студентов с методикой комплексного анализа геологических карт. Приобретение соответствующих практических навыков.

Учебный материал. Учебные геологические карты различного содержания.

Методические указания. Работа с картой начинается с чтения карты. В первую очередь это знакомство с элементами карты (масштаб, легенда (рис. 48), стратиграфическая колонка (рис. 49) и разрез). Масштаб – это численное выражение, показывающее во сколько раз расстояние между двумя точками на карте уменьшено по сравнению с расстоянием на местности. Знание масштаба карты очень важно для проведения любых измерений на ней. Обязательно нужно выяснить, когда и кем составлена карта, по каким материалам. Необходимые сведения приводятся либо в зарамочном оформлении карты, либо в прилагаемой к ней текстовой пояснительной записке. Чтобы понять, какого рода информацию можно получить из данной карты, необходимо внимательно ознакомиться с легендой. При этом необходимо разобраться, какие способы изображения и формы условных знаков использованы для показа тех или иных объектов, что осуществляется путём внимательного просмотра всей площади карты, при параллельной сверке знаков карты с легендой.

Рисунок 48. Фрагмент легенды к геологической карте

 

Рисунок 49. Фрагмент стратиграфической колонки

 

Далее проводится углубленный комплексный визуальный анализ содержания каждой геологической карты. Суть его в выявлении закономерностей в размерах, форме, ориентировке, размещении геологических тел, определении их возраста, состава и характера взаимоотношений, а также морфологии основных пликативных (складчатых) и дизъюнктивных (разрывных) структур. Методика чтения и визуального анализа карты демонстрируется преподавателем на примере одной из геологических учебных карт.

Задания. Далее студенты самостоятельно анализируют предложенные каждому геологические карты, обратив особое внимание на приведенные в зарамочном оформлении стратиграфическую колонку и разрез.

Определить:

а) возраст и состав стратифицированных и интрузивных образований;

б) характер их взаимоотношений;

в) время крупных перерывов в осадконакоплении;

г) основные пликативные структуры;

д) морфологию разрывных нарушений

Оформление работы. Результаты работы представляются в виде краткого текстового отчёта и показа на геологической карте основных элементов строения территории и главных структур (пликативных и дизъюнктивных).

Контрольные вопросы:

1.С какой целью проводится комплексный анализ геологических карт?

2. Для чего нужно знать масштаб карты?

3. Какую информацию можно получить из легенды к геологической карте?

4. Что такое стратиграфическая колонка?

5. Как определить время крупных перерывов в осадконакоплении?

6. Как определить относительный возраст разрывных нарушений?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоив курс лабораторного практикума в рамках дисциплины «Геология с основами гидрологии», Вы приобрели знания о минералах и горных породах, о том, из чего они состоят, каковы особенности их строения, важнейшие свойства, на каких принципах основаны классификации горных пород и минералов. Вы узнали, как отображается состав возраст, залегание и взаимоотношения горнопородных тел на геологической карте.

Кроме того, Вы приобрели практические навыки, освоив простейшие методы диагностики минералов и горных пород, познакомились с некоторыми приёмами обработки результатов гидрологических наблюдений, с методикой определения залегания горных пород с помощью горного компаса; узнали основные приёмы и приобрели навыки чтения, анализа и обработки информации, содержащейся на геологических картах.

Полученные знания в дальнейшем потребуются Вам при изучении комплексных дисциплин, входящих в программу подготовки специалистов-экологов различного профиля – таких, как «Почвоведение», «Геоэкология», «Ландшафтоведение», «Геохимия биосферы» и др.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеев, В.Г. Основы гидрологии: учебное пособие / В.Г. Алексеев – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 156 с.

2. Аллисон А., Геология / А. Аллисон, Д. Палмер. – М.: Мир, 1984. 565 с.

3. Ананьев, В.П. Основы геологии, минералогии и петрографии: Учеб. для вузов / В.П.Ананьев, А.Д. Потапов. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 398 с.

4. Ананьева, Т.А. Геология. Учебное пособие / Т.А. Ананьева, С.А. Ананьев. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004 – 196 с.

5. Аплонов, С.В. Геодинамика / С.В. Аплонов – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 352 с.

6. Борголов, И.Б. Сельскохозяйственная геология / И.Б. Борголов. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 2000. – 320 с.

7. Владимиров, А.М. Гидрологические расчёты / А.М. Владимиров. – Л.: Гидрометиздат, 1990. – 168 с.

8. Геологический словарь В 2-х т. / Ред. К.Н. Паффенгольц. – М.: Недра, 1974. – 941 с.

9. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 1. Аа-лава – Геосистема. 1984. – 560 с.

10. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 2. Геосферы – Кенай. 1985. – 575 с.

11. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 3 Кенган – Орт. 1987. – 592 с.

12. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 4. Ортин – Социосфера. !989. – 623 с.

13. Горная энциклопедия. / Гл. ред. Е.А. Козловский; Ред. кол.: М.И. Агошков, Н.К. Байбаков, А.С. Болдырев и др. – М.: Сов. Энциклопедия. Т. 5. 1991. – 541 с.

14. Карлович, И.А. Геология: Учебное пособие для вузов / И.А. Карлович. – М.: Академический проект, 2004. – 704 с.

15. Короновский, Н.В. Геология: учебник / Н.В. Короновский, Н.А. Ясаманов. - 3-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2006. – 448 с.

16. Короновский, Н.В. Историческая геология / Н.В. Короновский, В.Е. Хаин, Н.А. Ясаманов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.

17. Короновский, Н.В. Основы геологии / Н.В. Короновский, А.Ф. Якушова. – М.: Высш. шк., 1991. – 421 с.

18. Костененко, Л.П. Прикладная минералогия. Учебное пособие / Л.П. Костененко. – Красноярск, ГАЦМиЗ, 2001. – 76 с.

19. Лахи, Ф. Полевая геология. В 2-х т. / Ф. Лахи – М.: Мир, 1966 – 1031 с.

20. Милютин, Г.А. Геология: Учебник /А.Г. Милютин. – М.: Высшая школа, 2004. – 413 с.

21. Михайлов, В.Н. Гидрология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по географическим специальностям / В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, С.А. Добролюбов. – М.: Высшая школа, 2005 – 462 с.

22. Неспокойный ландшафт / Под ред. Д. Брандсена и Дж. Дорнкемпа / Перевод Арманд Н.Н.; под ред. и с предисл. Д.А. Тимофеева. – М.: Мир, 1981 – 188 с.

23. Основы общей геологии / В.И. Серпухов, Т. А. Билибина и др. – Л.: Недра, 1976. – 535 с.

24. Петрографический кодекс России. Магматические, метаморфические, метасоматические, импактные образования. Издание второе, переработанное и дополненное. – СПб: Изд-во ВСЕГЕИ, 2008. – 200 с.

25. Подобина, В.М. Историческая геология: Учебное пособие / В.М. Подобина, С.А. Родыгин. – Томск: Изд-во НТЛ, 2000. – 264 с.

26. Практическое руководство по общей геологии: учеб. пособие для студ. вузов / А.И. Гущин, М.А. Романовская, А.Н. Стафеев, В.Г. Талицкий; под. ред. Н.В. Короновского – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

27. Раст, Х. Вулканы и вулканизм / Х. Раст. – М.: Мир, 1982. – 344 с.

28. Стратиграфический кодекс. Изд. 3-е. – СПб: Изд-во ВСЕГЕИ, 2006. – 96 с.

29. Ферхуген, Дж. Земля. Введение в общую геологию. В 2-х т. / Дж. Ферхуген, Ф. Тернер, Л. Вейс, К. Варфхатиг, К. Файф. – М.: Мир, 1974. – 845 с.

30. Цыкин, Р.А. Гидрология, метеорология и климатология: Учебное пособие / Р.А. Цыкин. – Красноярск: КГАЦМиЗ, 2001. – 116 с.

31. Шуман, В. Мир камня. В 2-х т. Том 1. Горные породы и минералы / В. Шуман. – М: Мир, 1986 – 215 с.

32. Шуман, В. Мир камня. В 2-х т. Том 2. Драгоценные и поделочные камни / В. Шуман. – М.: Мир, 1986. – 263 с.

33. Юбельт, Р. Определитель горных пород / Р. Юбельт, П. Штрайер. – М.: Мир, 1978. – 238 с.

34. Юбельт, Р. Определитель минералов / Р. Юбельт. – М.: Мир, 1978. – 360 с.

35. Якушова, А.Ф. Геология с элементами геоморфологии / А.Ф. Якушова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 124 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
РАЗДЕЛ 1. МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ…………...
Лабораторная работа № 1. Понятие о минералах как природных химических соединениях. Элементы симметрии кристаллов. Морфология минеральных индивидов и агрегатов…..
Лабораторная работа № 2. Физические свойства минералов. Приёмы практического определения минералов с помощью определителя………………………………………………………
Лабораторная работа № 3. Современная классификация минералов. Характеристика и диагностические признаки минералов типов простых (самородных) элементов и галогенидов..
Лабораторная работа № 4. Характеристика и диагностические признаки минералов типа сульфидов……………………...
Лабораторная работа № 5. Характеристика и диагностические признаки минералов подтипа оксидов и гидроксидов (тип кислородных соединений)………………………………………..
Лабораторная работа № 6. Характеристика и диагностические признаки минералов типа кислородных соединений, подтипа солей кислородных кислот (классы сульфатов, карбонатов, фосфатов и нитратов)………………………………………..
Лабораторная работа № 7. Характеристика, структуры и диагностические признаки минералов класса силикатов и алюмосиликатов. Подклассы островных и кольцевых силикатов…
Лабораторная работа № 8. Характеристика и диагностические признаки минералов подклассов цепочечных, ленточных, листовых и каркасных силикатов и алюмосиликатов………….
Лабораторная работа № 9. Горные породы. Структуры и текстуры, минеральный состав горных пород. Классификация осадочных горных пород. Терригенные (обломочные) породы.
Лабораторная работа № 10. Хемогенные и органогенные (биогенные) осадочные породы.…………………………………
Лабораторная работа № 11. Магматические горные породы. Классификация магматических горных пород. Структуры и текстуры глубинных (интрузивных) и излившихся (эффузивных) пород. Пирокластические и вулканогенно-осадочные горные породы…………………………………………………….      
Лабораторная работа № 12. Метаморфические горные породы ……………………….................................................................
РАЗДЕЛ 2. ГИДРОЛОГИЯ И ГИДРОГЕОЛОГИЯ………...
Лабораторная работа № 13. Химический состав природных вод. Построение и расчленение гидрографа реки………………
Лабораторная работа № 14. Построение карты гидроизогипс грунтовых вод……………………………………………………..
РАЗДЕЛ 3. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА……………………..
Лабораторная работа № 15. Геологическая карта. Геохронологическая шкала, легенда геологической карты. Способы изображения стратифицированных и интрузивных образований, отображение возраста геологических тел………..
Лабораторная работа № 16. Чтение и анализ геологической карты. Горный компас, его устройство и определение элементов залегания горных пород. Определение синклинальных и антиклинальных структур, мощности пластов. Согласные и несогласные границы. Типы разрывных нарушений и их отображение на карте………………………………………………...
Лабораторная работа № 17. Построение геологического разреза…………………………………………………...................
Лабораторная работа № 18. Комплексный анализ содержания геологических карт…………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.