Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. N 297[69].
Извлечение
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю:
1. Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.
Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.
2. Установить со 2 января 1992 года применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням.
3. Правительству РСФСР:
определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования;
ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов;
осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами — бывшими союзными республиками — переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.
Задание к документам:
Прочитайте документы и письменно ответьте на вопросы.
Документ 1.
ВОПРОСЫ:
1. В чем Вы видите причины повышения закупочных и заготовительных цен в 1953 г.?
2. Каковы последствия повышения цен?
3. Можно ли утверждать о качественном изменении политики КПСС в аграрной сфере?
Документ 2.
ВОПРОСЫ:
1. На основании документа четко сформулируйте причины отставания сельского хозяйства и меры, предлагаемые по изменению ситуации
2. Свидетельствуют ли предложенные меры о качественном изменении политики в аграрной сфере? Своё мнение обоснуйте.
Документ 3.
ВОПРОСЫ:
1. Какие причины вынудила Н.С. Хрущёва выступить с этим докладом?
2. В чём видел Н.С. Хрущёв проявления культа личности И. Сталина?
3. Какие выводы предлагается сделать из этого явления? Согласны ли Вы с ними?
Документ 4.
ВОПРОСЫ:
1. Какие причины отставки Н.С. Хрущёва отмечены в Постановлении?
2. С какими из перечисленных причин Вы согласны, а с какими – нет? Свое мнение аргументируйте.
3. Чем отличалась отставка Н.С. Хрущёва от подобных отставок в период правления И. Сталина?
Документ 5.
ВОПРОСЫ:
1. О чём свидетельствует содержание статьи 6 Конституции 1977г.? Дайте оценку.
2. Когда была отменена статья 6? К каким политическим последствиям привела отмена этой статьи?
Документ 6.
ВОПРОСЫ:
1. За что А.И. Солженицыну была присуждена нобелевская премия?
2. Какие меры в отношении Солженицына были приняты Отделом культуры ЦК КПСС Отделом пропаганды ЦК КПСС в связи с присуждением ему этой премии?
Документ 7.
ВОПРОСЫ:
1. Чем объясняется такое неприятие самого факта присуждения А.Солженицыну Нобелевской премии?
2. Сформулируйте на основании документов, какие методы борьбы с диссидентским движением использовала власть?
Документ 8.
Июля 1988г.
ВОПРОСЫ:
1. Как Вы понимаете гласность?
2. Как оценивается на конференции гласность и направления её развития?
3. Какие противоречивые последствия имела гласность?
Документ 9. Из обращения Президента России Б.Ельцина
Августа 1991г.
ВОПРОСЫ:
1. Каковы причины событий августа 1991г.?
2. Какую позицию заняло российское руководство в период этих событий?
3. Каковы итоги и последствия августовского путча?
Документ 10.
ВОПРОСЫ:
1. Какие шаги предприняло правительство России для перехода к рыночной экономике?
2. К каким последствиям привело принятие этого указа? (Укажите положительные и отрицательные стороны.)
ТЕСТЫ
ТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ
1. Цель исторической науки
А) изучение процесса развития природы
Б) изучение закономерностей развития человечества
В) изучение прошлого человеческого общества и природы
Г) прогнозирование будущего
2. Содержание исторической науки
А) мировая литература
Б) развитие природы и общества
В) исторический процесс
Г) политика
3. Предмет изучения истории
А) деятельность людей и совокупность отношений в обществе
Б) деятельность только великих политиков
В) исключительно войны и революции
Г) межличностные отношения
4. Соотнесите термин и его определение:
1) объект исторической науки
2) предмет исторической науки
3) цель исторической науки
а) деятельность людей
б) общество
в) изучение закономерностей развития человечества
5. С.С. Уваров, М.П. Погодин, С.П. Шевырев отстаивали идеи
А прозападного пути развития России
Б) сохранения и укрепления сословной системы, признания самодержавия как единственно возможной формы правления
В) необходимости установления конституционной монархии и создания Государственной Думы
Г) ликвидации крепостного права и введения демократических свобод
6. Деление истории на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую – это деление по принципу…
А) проблемно-хронологическому
Б) тематическому
В) хронологическому
Г) историческому
7. Изучение фактов и событий, позволяющее лучше понять происходившие в прошлом процессы, – это _________ функция исторического знания.
А) познавательная
Б) воспитательная
В) практически-рекомендательная
Г) прогностическая
8. Соотнесите функции исторической науки с их содержанием
1) социальной памяти
2) научно-познавательная
3) воспитательная
а) выработка высоконравственных и гражданских качеств
б) накопление и сохранение в памяти человечества опыта предшествующих поколений
в) изучение процесса общественного развития, его обусловленность и закономерность
9. Задачи исторической науки
А) предоставлять исторический материал как основу для анализа современных проблем, формировать национальную идентичность
Б) давать нравоучительные примеры, прогнозировать события будущего времени
В) анализировать современные события, быть основой законотворчества
Г) формировать национальную идентичность, способствовать объединению народов
10. Прогностическая функция истории – это
А) обобщение социального опыта
Б) предоставление необходимых знаний для прогнозирования будущего
В) изучение хода общественного развития
Г) прогнозирование будущего
11. Функция исторической науки, имеющая теоретическое значение
А) социальной памяти
Б) научно-познавательная
В) воспитательная
Г) прогностическая
12. Функция исторического знания, имеющая прикладное значение
А) научно-познавательная
Б) воспитательная
В) эвристическая
Г) гносеологическая
13. Теоретическая функция исторической науки
- прогностическая
- социальной памяти
- научно-познавательная
- мировоззренческая
14. Теоретическая функция исторической науки нацелена на …
- развитие патриотизма
- выработку единого взгляда на исторический процесс
- создание концепций и теорий познания исторического процесса
- сохранение опыта предшествующих поколений
15. Научно-познавательная функция – это
- создание концепций и теорий познания
- накопление, углубление знаний об историческом процессе
- формирование гражданских качеств
- выработка общего взгляда на историю
16. Соотнесите общественно-политические направления и их основные идеи
1) консерватизм
2) западничество
3) славянофильство
а) преувеличение национальной самобытности, идеализация допетровской Руси
б) добровольный союз государя и народа, сохранение самодержавия
в) критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию
17. Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания.
- религиозная
- социальной памяти
- прогностическая
- воспитательная
18. Выработка научно обоснованного политического курса соответствует _______ функции исторического знания.
- практически-рекомендательной
- познавательной
- воспитательной
- социальной памяти
19. Формированию гражданских и нравственных ценностей призвана служить __________ функция истории.
- воспитательная
- прогностическая
- познавательная
- практически-рекомендательная
20. Основные идеи западников
- критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию
- добровольный союз государя и народа, сохранение самодержавия
- преувеличение национальной самобытности, идеализация допетровской Руси
- сохранение самодержавия и крепостного права
21. Мировоззренческая функция исторической науки – это
- выработка общего взгляда на историю общества
- сохранение в памяти опыта предшествующих поколений
- формирование интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию
- изучение процесса общественного развития
22. Практически-политическая функция исторического знания характеризуется …
- выявлением закономерностей исторического развития
выработкой научно-обоснованного политического курса
- признание специфичности развития каждого из европейских государств
- признание европейских шедевров хозяйства, зодчества, военного дела, науки эталоном цивилизованности, а европейских критериев прогресса - универсальными
- отказ от европейских критериев прогресса в оценке развития человеческого общества
- отказ от идеи прогресса общественного развития
86. Субъективизм –
- объясняет развитие общества не объективными закономерностями, а субъективными факторами (например, волей отдельных личностей)
- рассматривает историю общества как жизнь отдельных субъектов
- рассматривает государства как субъекты исторического процесса
- отрицает роль субъектов в общественном историческом процессе
87. Эволюционизм –
- теория линейно-поступательного развития
- теория формаций
- теория ментальностей
- теологическая теория
88. Географический детерминизм –
- отрицание значения географического фактора в развитии конкретного исторического общества
- особое внимание развитию империй, расширению их территорий
- преувеличение значения географического фактора в развитии конкретных исторических обществ
- изучение истории развития Земли, природы и расселения человека
89. Рационализм – это
- направление в теории познания, отрицающее возможность познания исторического процесса
- теория, отрицающая прогрессивное общественное развитие
- соотнесение исторического пути каждого народа со степенью его продвижения по лестнице общечеловеческих достижений в области разума
- теория, отрицающая влияние сознания общества на его развитие
90. Создателями формационной теории явились …
- В. Ленин и Ю. Мартов
- К. Маркс и Ф. Энгельс
- Г. Плеханов и В. Засулич
- Н. Данилевский и А. Тойнби
91. Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли…
- Н. Данилевский и А. Тойнби
- К. Маркс и Ф. Энгельс
- В. Ленин и Г. Плеханов
- С. Соловьев и В. Ключевский
92. Общественно-экономическая формация –
- государственный строй, соответствующий восточным обществам
- определенный способ производства и соответствующий ему общественный и государственный строй
- определенный способ производства
- классовое, антагонистическое общество
93. Русский ученый – ботаник, увлекавшийся историей и политикой, выделивший 13 культурно-исторических типов в истории человечества, в том числе и славянский культурно-исторический тип.
- С.М. Соловьев
- В.О. Ключевский
- Н.Я. Данилевский
- В.Н. Татищев
94. Родоначальник рационализма нового времени, утверждавший возможность постижения истины разумом
- Вольтер
- Декарт
- Дидро
- Гегель
95. Рационалистическая интерпретация истории представлена учениями
- Б.Спинозы и Р.Декарта
- Л.Гумилева и Н. Данилевского
- К. Маркса и Г.Гегеля
- О.Шпенглера и А.Тойнби
96. Что обусловило кризис рационалистической интерпретации истории
- европоцентризм
- китаецентризм
- распад советской системы
- россиецентризм
97. . Сущность норманской теории
- русское государство создали славяне
- формационное развитие исторического процесса
- государство древней Руси создали варяги
- европоцентризм
98. В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через…
- реформы в сфере экономики
- образовательную политику
- социальную революцию
- культурную революцию
99. Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был подход
- марксистский
- цивилизационный
- теологический
- синтетический
100. Марксистская теория возникла в веке…
- XIX
- XX
- XVII
- XXI
101. Цивилизационная ступень человеческого общества согласно теории линейно-поступательного развития представлена следующими стадиями
- феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество
- традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество
- рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общество
- социалистическое и капиталистическое общество
102. Традиционное общество, согласно теории линейно-поступательного развития – это
- аграрное общество
- индустриальное общество
- постиндустриальное общество
- информационное общество
103. Основные черты традиционного общества
- утверждение рыночной экономики и промышленного производства
- наличие сословной иерархии, регуляция общественных процессов, основанная на традиции
- становление демократии и гражданского общества
- урбанизация и рыночная экономика
104. Основная черта индустриального общества
- преобладание натурального хозяйства
- наличие сословной структуры
- распространение крупного машинного производства
- основанная на традиции регуляция общественных процессов
105. Что в настоящее время понимается под термином «историография»?
- описание исторического процесса
- реальный исторический процесс
- история исторической науки
- современный взгляд на исторический процесс
106. Первоначальное значение термина «Историография»
- историческая литература
- описание истории
- история исторической науки
- краткое изложение истории
107. Современное значение термина «историография»
- описание истории
- историческая литература по конкретной проблеме
- современный взгляд на исторический процесс
- краткое изложение истории
108. После Октября 1917 года началось создание _______________ концепции отечественной истории.
- марксистской
- цивилизационной
- теологической
- эволюционной
109. Выдающимся российским историком являлся…
- С.М. Соловьёв
- Ф. Прокопович
- Г.Р. Державин
- И.И. Ползунов
110. В какой работе М.В.Ломоносов сформулировал антинорманскую теорию?
- «Русская история в самом сжатом очерке»
- «Древняя Российская история»
- «Курс русской истории»
- «История государства Российского»
111. Родоначальником антинорманнской теории происхождения государства у восточных славян был …
- М.В. Ломоносов
- С.М. Соловьев
- Н.М. Карамзин
- М.Н. Покровский
112. Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название …
- географический детерминизм
- геология
- география
- рационализм
113. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли…
- О. Шпенглер и А. Тойнби
- С. Соловьев и В. Татищев
- Н. Карамзин и М. Ломоносов
- В. Ленин и Г. Плеханов
114. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли
- Н. Данилевский и О. Шпенглер
- М. Ломоносов и В. Татищев
- П. Пестель и Н. Муравьев
- Н. Карамзин и В. Соловьев
115. Создатель антинорманской теории
- М.В. Ломоносов
- В.Н. Татищев
- Н.М. Карамзин
- В.О. Ключевский
116. Формационный подход к структурированию истории был предложен…
- К. Марксом
- Геродотом
- Ж.-Ж.Руссо
- О.Шпенглером
117. Василий Никитич Татищев является автором труда
- «История Российская с самых древнейших времен»
- «Курс русской истории»
- «Древняя Русь и Великая степь»
- «История государства Российского»
118. Авторы норманской теории
- И. Байер, Г. Миллер
- М. Тихомиров, Д.Лихачев
- С. Соловьев, В.Ключевский
- Р. Декарт, Б. Спиноза
119. В.Н.Татищев рассматривает политическое развитие России
- с позиции развития демократических форм правления
- как классовую борьбу внутри российского общества
- под углом борьбы монархии с аристократией
- как отражение противоречий между монархом и российским народом
120. В.Н.Татищев и М.В. Ломоносов, считали, что ход исторического процесса определяет:
- географический фактор
- знание, просвещение
- классовая борьба
- субъективный фактор
121. Николай Михайлович Карамзин посвятил истории свой главный труд:
- «История Российская с самых древнейших времен»
- «История государства Российского»
- «История»
- «Курс русской истории»
122. Сергей Михайлович Соловьев посвятил истории свой главный труд:
- «История»
- «История государства Российского»
- «История России с древнейших времен»
- «Курс русской истории»
123. Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был …
- В.О. Ключевский
- В.Н. Татищев
- Л.Н. Гумилев
- М.Н. Покровский
124. Н.М. Карамзин в своей истории утверждает необходимость в России государственного строя:
- монархии
- конституционной монархии
- парламентской республики
- вечевой республики
125. Благосостояние Руси, по мнению Н.М. Карамзина, определяли
- народные движения
- успехи самодержавия
- реформы
- военные действия
126. Какие условия, по мнению С.М. Соловьева, оказывают влияние на развитие общества
- природа страны, природа племени, ход внешних событий
- самодержавное правление и народные движения
- климат, географическое положение страны
- внутренняя политическая борьба и внешнеполитические события
127. С.М.Соловьев, раскрывая историю развития общества стремился
- показать феноменальность исторических событий, не ставя задачу представления истории как единого процесса
- показать развитие классовой борьбы, ее причины и последствия
- показать ход истории в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности
- на примерах правления русских монархов – положительных и отрицательных- научить царствовать
128. В.О.Ключевский считал «три основные силы, которые строят людское общежитие»- это
- человеческая природа, людское общество и природа страны
- география, близость к морю, равнинная местность
- социальная борьба, классовая борьба, борьба политических лидеров
- экономическое развитие, классовая борьба, внешнеполитические отношения
129. В XVIII в. немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана …
- «теория официальной народности»
- теория «русского социализма»
- норманская теория
- антинорманнская теория
130. Марксистская концепция отечественной истории была создана
- С.М. Соловьевым
- В.О. Ключевским
- М.Н. Покровским
- Л.Н. Гумилевым
131. Родоначальник школы советских историков
- М.Н. Покровский
- Л.Н. Гумилев
- И.Я. Фроянов
- Б.А. Рыбаков
132. Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)»…
- закрепил монополию партии на историческую истину
- ввел плюралистический подход в изучении исторического прошлого
- открыл период «оттепели»
- открыл эпоху гласности в изучении истории
133. Русские историки-эмигранты
- М.И.Ростовцев, П.Н.Милюков
- В.О. Ключевский, С.М. Соловьев
- С.Ф.Платонов, М.Н. Покровский
- Н.М.Карамзин, В.Н. Татищев
134. Основатель этнологии – науки, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии