Дисциплина “Отечественная история” входит в государственный стандарт подготовки специалистов с высшим образованием.
Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
Название
специальности (направления)
семестр
Лекц.
(час.)
Лаб.
(час.)
Прак.
(час.)
Формы контроля
Все неисторические специальности
-
экзамен
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачидисциплины заключаются в развитии системы знаний,
умений и навыков личности.
В результате изучения курса студент должен:
Знать:
• основные направления, проблемы, теории и методы истории;
• движущие силы и закономерности исторического процесса;
• место человека в историческом процессе, политической организации общества;
• различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей;
• сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
• логически мыслить, вести научные дискуссии;
• работать с разноплановыми источниками;
• осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
• получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
• преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы,
• события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;
• выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы;
• сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
• извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
• «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);
• представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма
• навыками исторической аналитики: способностью на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• анализа исторических источников;
• навыками работы с исторической картой;
• приемами ведения дискуссии и полемики.
В результате обучения формируются следующие компетенции:
• способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий;
• способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
• способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;
• способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
• способность к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.
При организации курса использована технология модульного обучения - организация учебного процесса для полного овладения содержанием образовательных программ на основе независимых учебных модулей с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. Формы обучения: проблемная лекция, проблемный семинар, консультации, самостоятельная работа студентов. Методы обучения: решение ситуационных задач, презентационный метод, самостоятельная работа, консультация, индивидуальная работа.
Порядок организации обучения по дисциплине «Отечественная история».
С точки зрения содержания весь изучаемый материал разбит на пять хронологических модулей:
- Русь феодальная в IX - начале XVII вв.;
- Россия в XVII – XVIII вв.;
- Россия в ХIХ – начале ХХ вв.;
- Отечественная история в 1917 - 1953 гг.;
- Россия советская и постсоветская (1953 - 2010 гг.).
В рамках каждого модуля выделяется ключевая проблема, через призму которой рассматриваются исторические события данного периода. Материал каждого модуля разбит на четыре основных вопроса, что позволяет рассмотреть поставленную проблему в четырех сферах: социально – экономической, политической, общественной и в области внешней политики.
По каждому модулю предусмотрены лекционные, семинарские занятия, консультации с преподавателем, выполнение индивидуального домашнего задания, тест.
Распределение занятий по модулям
Номер
модуля
Тема
Лекции (часы)
Семинары (часы)
Вводная лекция: Сущность и назначение истории
--
Русь феодальная в IX - начале XVII вв.
Россия в XVII – XVIII вв.
Россия в ХIХ – начале ХХ вв.
Отечественная история в 1917 - 1953 гг.
Россия советская и постсоветская
(1953 - 2010 гг.)
В ходе обучения осуществляется текущий и итоговый (тестовый) контроль. За текущий контроль студент имеет возможность получить максимум 60 баллов, за тестовый – 40 баллов. Баллы, полученные по текущему контролю, суммируются. По результатам тестирования вычисляется средний балл.
По текущему контролю предусмотрена следующая схема распределения баллов:
- за выполнение ИДЗ по модулю - max 2 балла;
- за работу на семинарских занятиях по модулю - max 10 баллов.
Индивидуальное домашнее заданиепо модулю предполагает работу с историческими документами, студенту необходимо прочитать отрывки из документов, размещённые в пособии и ответить на вопросы.
На семинарах работа проводится устно (разбираются вопросы, согласно планам семинарских занятий) и письменно. Письменные работы оцениваются максимум в 10 баллов (за все семинары модуля). Из них: 2 балла - за посещение, 2 балла - за знание исторических дат, 2 балла - за знание основных понятий и персоналий по теме, 2 балла - за владение содержанием, умение устанавливать причинно - следственные связи между историческими явлениями, 2 балла - за умение работать с историческими картами, схемами. В случае, если студент по уважительной причине пропустил семинарское занятие, он имеет право по согласованию с преподавателем устно или письменно ответить по теме занятия и получить баллы за работу.
Тестирование. В ходе изучения курса студенты проходят тестирование по каждому модулю. В рамках каждого из тестирований будет предложено 50 вопросов. Каждый правильный ответ на вопрос приносит 0,8 балла. Соответственно, максимально возможное количество баллов за тест по каждому модулю – 40.
Выставление итоговой оценки.В основу оценки знаний заложен принцип накопительного рейтинга в течение всего обучения. Рейтинг по дисциплине складывается из суммы баллов, набранных по текущему и тестовому контролю. Экзаменационная оценка выставляется по набранному рейтингу.
Итоговая оценка
Количество баллов, необходимых для получения оценки
Отлично
80 - 100
Хорошо
60 - 79
Удовлетворительно
40 - 59
Неудовлетворительно
0 - 39
Если студент по результатам накопительного рейтинга получает оценку «неудовлетворительно», он имеет возможность ликвидировать академическую задолженность в период сессии посредством сдачи экзамена по всему курсу преподавателю устно по экзаменационным билетам и получить максимально 20 баллов, которые прибавляются в общий рейтинг.
Вторая пересдача проводится в центре тестирования. Студент также может получить максимум 20 баллов. Третья пересдача принимается комиссией кафедры, при этом результаты накопительного рейтинга аннулируются, а оценка не может быть повышена относительно полученной более чем на один балл.
При подготовке к курсу мы рекомендуем пользоваться следующей учебной литературой:
1. Барсенков, А.С. История России 1917-2004: учебное пособие/ А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.
2. История России в новейшее время (1945 – 2001): учебник для вузов / под ред. А.Б. Безобразова. - М.: Олимп, 2001. – 510 с.
3. История России в новейшее время 1985 – 2009 гг. Учебник. /Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010. – 448 с.
4. История России с древнейших времен до конца XVIII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосильцев. – М.: ООО «Фирма и Изд-во АСТ»; 2000. – 576 с.
5. История России ХIХ – начала ХХ вв.: учебник для вузов / под ред. В.А. Федорова. - М.: Проспект, 2000. – 536 с.
6. История России ХХ век. / под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2001. – 768 с.
7. История России. С начала XVIII – до конца XIX века / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 544с.
8. Короткевич, В.И. История современной России. 1991 – 2003. Учебное пособие. / В.И. Короткевич. - СПб.: Изд – во СпбГУ, 2004. – 296 с.
9. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 5 – е изд. -. М.: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 2011. - 592 с.
10. Новейшая история Отечества. ХХ век: учебник для вузов в 2-х кн. / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2002. – 496 с.
11. Орлов, А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / Орлов А.С. [и др.]. – 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.—528 с.
12. Отечественная история: учебное пособие в 3-х ч. / под ред. А.Э. Лившица, С.В. Голосилова, А.В. Шуструйского. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2002.
Интернет - ресурсы:
1.www.hist.msu.ru/ER/ - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
2. www.edu.tsu.ru/historynet/education/rus_history/study_lections.htm - Интернет для историка. Ресурсы по истории России: курсы лекции.
3. www.edu.tsu.ru/historynet/education/rus_history/study_lections.htm - Интернет для историка. Ресурсы по истории России: учебники и учебные пособия.
4. www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm - Отечественная история.
5. www.history.ru - История России.
6. www.history.machaon.ru/ - Международный исторический журнал.
7. www.i-u.ru - Русский гуманитарный Интернет-университет.
РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЁ ЗАДАЧИ
МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ
Понятие «история»
Известный русский историк В.О. Ключевский писал: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю».
Термин «история» и сегодня имеет два основных значения:
· это то, что было в прошлом (история, которая происходила), то есть это реальный процесс жизни общества с каждой минутой уходящий в прошлое
· это знание о том, что было (история, которая пишется), то есть это наука, которая изучает реальный процесс жизни людей в прошлом.
Цель и задачи истории
Одна из важных сторон исторической науки – собирание и изучение фактов, которые являются материалом, из которого строится научное знание. В своем отношении к фактам историческая наука ничем не отличается от других отраслей знания. Историк всегда заинтересован в том, чтобы найти какие-либо новые, не известные ранее факты. Обнаружив эти факты, он подвергает их тщательной проверке, анализу, сопоставлению, и только затем включает в систему знаний.
Но любая наука отличается от других видов духовной деятельности тем, что наряду с познанием фактов действительности стремится проникнуть в сущность явлений, установить между ними связь и, в конце концов, вывести наиболее общую формулу этих связей в виде закона. Это относится и к исторической науке. В связи с этим следует заметить, что целью исторической науки является изучение закономерностей развития человечества, различных аспектов его жизни. Поиск законов в их конкретном проявлении занимает центральное место в работе историка. Однако открытие и познание законов общественного развития - процесс очень сложный. Многие явления в жизни общества – результат действия множества людей, в связи с этим законы общественной жизни представляют собой в сущности статистическую закономерность. Однако статистическая закономерность не позволяет предвидеть действия каждого отдельного элемента общности, т.е. каждого человека. Еще одна черта законов общественной жизни – та, что в конкретный момент в обществе действует ряд закономерностей, поскольку общество представляет собой многоплановый организм, в котором одновременно происходят процессы на различных уровнях – в экономике, политической системе, в духовной сфере и т.п. Это не просто характеризует сложность общей картины исторической действительности, но и существенно затрудняет выявление общих тенденций.
С XVIII века утвердились научные идеи, что исторический факт объективен, а историческое объяснение создается путем обобщения фактов. С этого же периода и на протяжении XIX-XX вв. общество ставило и в настоящее время продолжает ставить перед историей следующие задачи:
· изучать историческую жизнь народа, формировать национальную идентичность;
· давать нравоучительные примеры;
· служить выработке политических решений.
Цель изучения истории состоит в развитии культуры исторического мышления: способности к историческому познанию, самостоятельности исторического анализа, умения доказывать истинность исторического знания, адекватно и эффективно использовать свои знания в жизни. Для этого необходимы определенные методологические знания, характеризующие методологическую культуру.