Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.
Цель
Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком«+».
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» — на два, «редко» — на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.
Текст опросника
Утвеождения
Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2. Мне не с кем поговорить
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким
4. Мне не хватает общения
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться
8. Я сейчас больше ни с кем не близок
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10. Я чувствую себя покинутым
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12. Я чувствую себя совершенно одиноким
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны
14. Я умираю по компании
15. В действительности никто как следует не знает меня
16. Я чувствую себя изолированным от других
17. Я несчастен, будучи таким отверженным
18. Мне трудно заводить друзей
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20. Люди вокруг меня, но не со мной
Шкала депрессии
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой.
Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = ∑пр. + ∑обр
где ∑пр — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1,3,4,7,8,9, 10, 13, 15, 19;
Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 — ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов — субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Бланк для ответов
Шкала депрессии
Фамилия__________ Дата _________
Инструкция
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
А — никогда или изредка
В — иногда
С — часто
D — почти всегда или постоянно
Литература
1. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. №3.
2. Анциферова Л.И.. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. — 1996. №6.
3. Ливерхуд Б.. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
4. Максимова С. Г. Социально-психологические особенности личности позднего времени. — Барнаул, 1998.
5. Массен и др. Развитие личности в среднем возрасте //Психология личности. Тексты. — М, 1980.
6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М., 2001.
7. Сапогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов.—М., 2000.
9. Толстых А.В. Возраст жизни. — М., 1998.
10. Франкл Б. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
11. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М., 1996.
12. Эриксон Э. Детство и общество. — М., 1996.
Учебное издание Дарвиш Олеся Борисовна
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Редактор И.Н. Голубева
Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой
Корректор Т Л. Кокорева
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.
Сдано в набор 30.09.02. Подписано в печать 27.02.03.
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,5.
Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).
Заказ № Я-520
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
E-mail: vlados@dol.ru
http://www.vlados.ru
Государственное унитарное предприятие
Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс».
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.