Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Судебная система в РФ. Конституционные принципы правосудия. Место и роль прокуратуры в государственном управлении.



В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1 и 2 с. 118). В РФ действуют федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды – это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ, а также мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Все суды составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ проверяет соответствие Конституции РФ федеральных актов и актов субъектов РФ, конституционные (уставные) суды дают толкование основных законов, рассматривают споры о компетенции органов государства, жалобы на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные (уставные) суды вправе осуществлять только последующий контроль, когда правовой акт уже вступил в законную силу.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, военные суды (в гарнизонах, военных соединениях).

Председатель и судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации, другие судьи судов общей юрисдикции (в том числе судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений.

Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Другие суды общей юрисдикции создаются по территориальному признаку в субъектах РФ, административно-территориальных единицах (например районные суды) или в особых судебных округах.

Военные суды – разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражаднские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные (военных округов), флотские (флотов) и гарнизонные военные суды.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. В России они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание.

Мировые судьи – суды общей юрисдикции субъектов РФ. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов или избраны населением судебного участка.

Арбитражные суды рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на имущество, об аренде, о правах в сфере хозяйственного управления, о несостоятельности (банкротстве) и др.).

В систему арбитражных судов входит Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. Все арбитражные суды относятся к разряду федеральных судов.

Судопроизводство в РФ осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ:

1) участие граждан РФ в отправлении правосудия: граждане могут быть народными и присяжными заседателями;

2) свобода доступа к суду: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде;

3) независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжного заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону;

4) коллегиальное отправление правосудия. Судья (мировой судья) может единолично принимать решения только по сравнительно малозначительным делам;

5) открытый, публичный судебный процесс – закрытые заседания проводятся, если дело касается вопросов государственной или коммерческой тайны, по делам лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях. Однако приговор или решение закрытого судебного процесса оглашаются публично;

6) судебное разбирательство должно проводиться в присутствии сторон (их представителей), быть очным;

7) осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон;

8) возможность пересмотра приговоров и решений вышестоящим судом.

Прокуратура – особая система органов. Должностные лица этих органов – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Прокуратура – орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ, но в соответствии со ст. 129 Конституции РФ они должны назначаться по согласованию с соответствующими субъектами.

Главная задача прокуратуры – осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзор за конституционностью и законностью осуществляется прокуратурой в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и закона, единства законности и ее укрепления, защиты прав человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуроры осуществляют надзор за:

1) соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами, перечисленными выше, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) исполнением законов администрацией учреждений, исполняющих наказание или иные меры принудительного характера, назначенные судом, а также надзор в отношении администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.