Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Институт Президента РФ. Роль главы государства в управлении государством: полномочия и деятельность, досрочное освобождение Президента от должности и его ответственность.



 

Институт Президента РФ учрежден в России по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г. Он регулируется главой 4 (ст. 80-93) Конституции РФ 1993 г. Правовой статус — глава государства.

Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Его общественно необходимая роль как главы государства определяется ст. 80:

1. гарант Конституции Российской Федерации;

2. гарант прав и свобод человека и гражданина;

3. гарант государственной целостности, независимости и сувере­нитета России;

4. координатор деятельности властных структур государства;

5. представитель Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на 4 (в 2012 году на 6 лет) на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции РФ закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента РФ:

1) кандидат в президенты в обязательном порядке должен быть гражданином России;

2) установлен ценз оседлости (т.е. требование постоянного проживания в стране) – 10 лет;

3) возрастной ценз предусматривает только нижний возрастной предел – не моложе 35 лет.

Компетенция Президента РФ реализуется в рамках предметов исключительно федерального ведения (ст. 71), а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Президент наделен обширными конституционными функциями и полномочиями. Важнейшие из них:

- определяет основные направления внутренней и внешней политики;

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

- формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

- обеспечивает охрану суверенитета, независимости и государственной целостности России;

- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;

- осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ;

- решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

- осуществляет помилование;

- издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;

- реализует право законодательной инициативы, вносит проекты законов в Государственную Думу РФ.

 

Первая группа полномочий Президента РФ - его права и обязанности, связанные с деятельностью представительного и законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания, его палат. Он назначает выборы Государственной Думы; может распускать ее в случаях, предусмотренных Конституцией; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ.

Вторая группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности, связанные с деятельностью правительства. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства рф; имеет право председательствовать на заседании правительства; Принимает решение о его отставке; учреждает по предложению председателя правительства структуру федеральных органов исполнительной власти и персональный состав правительства (и федеральных министров); отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента России; принимает или отклоняет отставку правительства.

Третья группа полномочий Президента РФ его права и обязанности в области обороны и внешних сношений. Президент РФ возглавляет Вооруженные силы РФ — он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ; утверждает военную доктрину страны; формирует и возглавляет Совет безопасности, статус которого определяется федеральным законом; в случае агрессии против Российской федерации или непосредственной угрозы вводит своим указом на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение (указ утверждается Советом Федерации); осуществляет руководство внешней политикой республики; ведет переговоры и подписывает ратификационные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает после консультаций с соот­ветствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Четвертая группа полномочий Президента РФ его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, передать в случае недостижения согласованного решения разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; в праве приостановить действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России; обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны, согласованное Функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Пятая группа полномочий Президента РФ в сфере кадровой политики назначений высших должностных лиц:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

- формирует Администрацию Президента РФ;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

- награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские звания и высшие специальные звания.

 

Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке полномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока избрания. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства.

Основания для досрочного прекращения полномочий Президента РФ Конституция РФ предусматривает три:

1) отставка (добровольный уход со своего поста);

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

3) отрешение от должности.

Основанием для отрешения президента является совершение президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Согласно ст. 275 УК РФ под государственной изменой понимается шпионаж, выдача государственной тайны либо иного рода оказание помощи иностранному государству, организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности России.

Процедура импичмента урегулирована ст. 93 Конституции РФ, является сложной, что обусловлено необходимостью обеспечения стабильности в государстве.

В процедуре отрешения Президента от должности задействованы несколько высших органов государства: обе палаты парламента, Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Процесс может начаться лишь по инициативе 1/3 членов ГД РФ, которые подписываются под обращением об импичменте. Дума создает комиссию на основе пропорционального представительства фракций, которая готовит проект обвинительного заключения. Оно принимается Думой 2/3 голосов от общего числа и передается в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента признаков состава преступления. Затем Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

После этого документы поступают в Совет Федерации, который принимает решение об отрешении Президента РФ большинством в 2/3 голосов от общего числа.

На любой стадии эта процедура может быть прекращена (в том числе из-за недостаточности голосов).

Президент может нести ответственность за свои действия. Он выступает ответчиком в Конституционном Суде РФ в связи с ходатайством о признании его акта неконституционным. Ненормативный акт может быть оспорен в Высшем Арбитражном Суде РФ, если этим актом нарушены законные экономические интересы и права физического и юридического лица.

Президент может оказаться ответчиком по гражданскому иску в Верховном Суде РФ или ином суде общей юрисдикции (куда сначала подается иск, доходящий затем при обжаловании до Верховного Суда РФ.

Возможны иски имущественного характера, если указы Президента противоречат закону и нарушают законные имущественные интересы и права физических и юридических лиц.

Во всех случаях Президент РФ может выступать только как представитель государства, к которому обращен иск. Он не присутствует лично в суде (такова практика судов мира), его представляют уполномоченные им должностные лица (члены Правительства РФ, руководители Администрации Президента РФ и др.), назначенные им адвокаты, иные лица.

Вместе с тем Президент РФ может нести ответственность не только как представитель государства, но и ответственность в личном качестве как человек (при совершении преступлений) и должностное лицо. В связи с этим возможно лишь досрочное освобождение Президента от должности, дальнейшие санкции последуют потом, когда глава государства станет обычным гражданином

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.